Исторические формы материализма
Философия как особое проявление общественного сознания фиксирует в самом абстрактном и интегрированном виде "дух времени". В ней опосредованно находят отражение уровень выработанных человечеством знаний, характер социальных отношений, состояние культуры, степень цивилизованности общества.
С прогрессом общества в философском сознании происходили существенные изменения при сохранении и воспроизводстве некоторых его основополагающих идей. Это справедливо прежде всего в отношении материализма. Крупные, составляющие эпоху открытия в области естествознания, перевороты в технике, радикальные события в истории человечества неизбежно трансформируют материалистическую философию. Ее наиболее известными историческими модификациями явились учение древних философов-материалистов, метафизический материализм ХУП-ХУШ вв., диалектический материализм.
Материалистические воззрения древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.) в силу неразвитости в те времена научных знаний носили во многом наивный характер. Упорядочивающий принцип бытия, первоначало всего существующего они видели в конкретных природных стихиях (вода, воздух, огонь и др.). Древние материалисты осмысливали мир диалектически, т.е. как целое в его становлении и движении, в постоянном процессе возникновения и исчезновения вещей.
Вторая историческая форма материализма - метафизический материализм XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, . Гоббс, Г. Спиноза, П. Гольбах и др.). Называется он так потому, что в отличие от древних мыслителей с их идеями качественного изменения и взаимопревращения противоположностей в философии нового времени утвердился взгляд на вещи и их мысленные отражения в понятиях как на неизменные, изолированные друг от друга и раз навсегда данные предметы. К тому же этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку наиболее совершенная тогда наука - механика - служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических), а часто и социальных процессов. Важно и то, что с позиций метафизики оказалось невозможным дать материалистическое понимание общества, человеческой истории.
С именем К. Маркса и Ф. Энгельса связано возникновение в середине XIX в. новой формы материалистической философии - диалектического материализма. Философия марксизма, сохраняя традиции и достижения прежнего материализма, преодолевает его историческую ограниченность. Это касается, в первую очередь, фундаментальных проблем онтологии.
Диалектический материализм опирается на выводы науки, является теоретическим обобщением опыта развития человеческой цивилизации и культуры. В этой философии слиты в единое мировоззрение диалектика и материализм, приобретший необходимую целостность распространением его на понимание истории общества.
Философия диалектического материализма, сохраняя ядро своего мировоззренческого содержания, в ряде конкретных социальных положений и выводов оказалась неадекватной реалиям XX в., о чем в последующих разделах книги будет сказано особо.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 887;