Неисчерпаемость материи
Проблема бесконечности всегда глубоко волновала человеческий дух. Пытливый ум неизменно стремился проникнуть за видимую черту горизонта достигнутого знания о мире. То, что материя бесконечна вширь, предполагали еще древние мыслители. Нижний предел делимости вплоть до конца XIX в. естествоиспытатели и философы видели в атоме. "Незыблемости" этой границы во многом способствовала установившаяся со времени Ньютона механическая картина мира, которая создавала иллюзию завершенности знания о физической реальности. Только революция в естествознании окунула человеческое познание в неведомые глубины мироздания. Она, сделав подвижной нижнюю границу представления о строении мира, поставила вопрос о неисчерпаемости материи.
Однако следует заметить, что философия не идет слепо за конкретными науками, она может прогнозировать их развитие. В учениях целого ряда философов содержалась идея бесконечности материи. Впервые этот вопрос был поставлен Анаксагором, который первоосновой всех природных явлений считал гомеомерии (подобночастные) - материальные частицы, "семена вещей". Он полагал, что как бы мала ни была частица, она содержит в себе б уменьшенном виде все многообразие материального мира. В монадологии Г.В. Лейбница идея бесконечности получила развитие на идеалистической основе. Его монады, каждую из которых он рассматривал как неделимую духовную субстанцию, содержали "в себе, как в зародыше, бесконечное". В решении проблемы бесконечности материи существенное значение имела идея иерархического строения, в развитии которой большую роль сыграли П. Гассенди, Т. Гоббс, М.В. Ломоносов, И. Кант, Л. Эйлер и др. Так, Гассенди устанавливает иерархическую подчиненность частиц по их сложности: из молекул первого порядка образуются молекулы второго порядка и т.д. Эта наметившаяся в истории естествознания и философии идея об отсутствии нижнего предела в строении любой системы получила свое логическое завершение в тезисе о бесконечности природы и ее неисчерпаемости.
Идея неисчерпаемости является одним из важнейших принципов диалектико-материалистического учения о строении материи. Неисчерпаемость - всеобщее неотъемлемое свойство материи и ее атрибутов, которое проявляется в бесконечности материи вширь и вглубь в количественном и качественном отношении; находит свое конкретное выражение в неисчерпаемости свойств, связей, взаимодействий и структур любых материальных систем. Понятие неисчерпаемости материи в некотором смысле тождественно понятию бесконечности материи с той разницей, что последнее выражает лишь одну сторону неисчерпаемости - бесконечность наличного и потенциального бытия. Другой стороной неисчерпаемости является ее гносеологический аспект - познание материи является бесконечным процессом.
В проблеме неисчерпаемости следует выделить прежде всего онтологический аспект, выражающий бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира, бесконечность бытия. Бесконечность бытия проявляется в двух формах - актуальной и потенциальной бесконечности. Актуальная бесконечность означает, что материя в любой данный момент бесконечна в своем самовыражении, т.е. в материальном мире существует бесконечное множество материальных тел и процессов, материя бесконечна в пространстве, и как бы далеко в глубь материи мы ни проникли, нигде не найдем тот последний неделимый, бесструктурный кирпичик. Неисчерпаемость структуры, бесконечное многообразие материальных объектов порождают в свою очередь бесконечное число внутренних и внешних связей и, как дальнейшее следствие, - бесконечное разнообразие свойств.
О многообразий и глубине связей, существующих между различными объектами материального мира, свидетельствует факт взаимообусловленности явлений микро-, макро- и мегамира. Уже то, что все макроскопические тела в конечном счете состоят из элементарных частиц, в той или иной мере находит отражение во всех явлениях природы. Так, всем хорошо известный опыт с притяжением легких предметов наэлектризованной палочкой объясняется действием между указанными макроскопическими предметами сил, которые возникают в результате быстрого обмена фотонами. Взаимодействие макроскопических тел в этом случае объясняется микропроцессами. Существует связь между материальными объектами, отличающимися по размерам на 1032-1041 порядков (размеры элементарных частиц - 10-13 см, звездных систем - до 1019, галактик -1022, метагалактики - 1028 см). Оказывается, что особенности строения астрономических объектов определяются свойствами элементарных частиц. Более того, ученые предполагают, что разгадка тайн микромира кроется в тайнах макрокосмоса.
Одним из наиболее существенных проявлений неисчерпаемости материи является структурная неисчерпаемость, которую следует понимать не только и не столько как возможность деления на все более мелкие части, которые состоят из других - еще меньших, - а лишь в том смысле, что любой материальный объект структурно организован. Природа не подобна матрешке. Реальная внутренняя расчлененность имеет другую природу. Примером могут служить элементарные частицы, которые рассматриваются как своеобразные системы с многообразными внутренними превращениями. В процессе взаимодействия элементарных частиц происходит не их расщепление, а создание новых частиц. Существует две серии гипотез строения элементарных частиц. Согласно первой, каждая частица является динамической самосогласованной системой, в структуру которой вносят вклад все другие элементарные частицы (модель "будстрапа", или динамической зашнуровки), поскольку в процессе взаимопревращений из одной частицы могут быть получены все другие. Вторая серия гипотез - составные модели: структура объектов микроуровня определяется более простой и фундаментальной подструктурой (модель кварков). В независимости от того, какой окажется судьба той или иной модели, ясно одно, что структурная сложность микрообъектов уже сейчас является экспериментально доказанным фактом. Она может рассматриваться как одно из доказательств неисчерпаемости материи, наличной актуальной бесконечности ее в любой момент времени. Но это лишь один полюс онтологической неисчерпаемости материи. Другим ее полюсом (в силу того, что материальный мир - это не застывшая данность, а процесс бесконечного изменения и развития) является потенциальная бесконечность, т.е. онтологическая неисчерпаемость находит свое проявление в актуальной и потенциальной бесконечности материи.
Онтологическая неисчерпаемость, в свою очередь, обусловливает гносеологическую неисчерпаемость как невозможность исчерпывающего знания о каком бы то ни было предмете в данный момент времени. Вместе с тем следует сказать, что в процессе бесконечного познания можно выделить вехи, которые приводят к познанию все более глубоких закономерностей материального мира. Принцип неисчерпаемости материи является по своему существу оптимистическим, он вселяет уверенность в силу и мощь человеческого разума, его эвристическая ценность имеет непреходящий характер.
· Движение
· Понятие движения. Единство материи и движения
· Формы движения материи
· Самодвижение, действие, отражение
Глава 4. ДВИЖЕНИЕ
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1227;