Восстание” неоконсерваторов против кейнсиансцев

 

Кейнсианская революция дала западной экокономике “второе дыхание”. Примечательно, что в 50-е, 60-е и первой половине 70-х годов были достигнуты наивысшие темпы экономи­ческого роста, наибольшая занятость (в западные страны при­влекалась дополнительная рабочая сила из слаборазвитых стран) и значительный подъем благосостояния населения (уровень жиз­ни возрос в 2-4 раза).

Однако нового “дыхания” хватило только до середины 70-х го­дов. В 1973-1974гг. разразился сильный мировой экономиче­ский кризис.

Одновременно с кризисным потрясением мощный удар при­шелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии пред­отвращать кризисные спады производства.

В едином новоклассическом направлении произошелраскол на два течения:последователей кейнсианского учения, которые отстаивали ак­тивную роль государства в регулировании экономики нации; и новоконсерваторов (новых приверженцев старых принципов), ко­торые вновь выступили за невмешательство государства в хо­зяйственную деятельность частных фирм.

Новоконсерваторы подняли своего рода “восстание” против кейнсианства. Они выявили два основных уязвимых места в концепции Дж. Кейнса и подвергли их критическому разбору.

Одно уязвимое положение в учении Дж. Кейнса состояло в следующем. Для увеличения государственного спроса считалось возможным допустить дефицит государственного бюджета (пре­вышение расходов над его доходами). Для покрытия дефицита можно прибегать к займам и печатанию денег. Но это, несом­ненно, порождало инфляцию. По мнению Дж. Кейнса, умеренная инфляция может служить средством стимулирования спроса (в том числе увеличения заработной платы для обеспечения полной занятости).

Другое уязвимое положение: для увеличения государственных доходов считалось приемлемым введение очень больших налогов. Однако такие налоги подрывали материальную заинтересован­ность работников в увеличении заработков и предпринимателей в повышении размеров прибыли. Тем самым подрывалась сама налоговая база (рост заработной платы и прибыли).

Эти положения кейнсианского учения на практике привели к отрицательным результатам. На родине учения возникла так называемая “английская болезнь” -стагфляция (сочетание кри­зисного застоя с инфляцией).

Новоконсерваторы предложили свои рецепты излечения “анг­лийской болезни”. Возникли три школы новоконсерваторов, имевшие антикейнсианскую направленность: монетаризма, те­ории экономики предложения и теории рациональных ожиданий.

Школа монетаризма выступила с известной нам количест­венной теорией денег. Лидер этой школы лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (США) теоретически обосновал ан­тиинфляционные меры. Правительствам западных стран было рекомендовано:

жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов;

сократить печатание денег (увеличивать их количество со­размерно росту производства);

урезать социальные программы (уменьшить государственные выплаты населению).

Была противопоказана слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск в обращение слишком большого количества денег или слишком малого).

Теория экономики предложения выступила за возрождение сво­боды частного предпринимательства и воссоздание рыночного механизма регулирования. Основная цель - создать благопри­ятные условия для роста предложения как труда, так и капитала (его накопления). Для этого было рекомендовано снизить налоги на заработную плату и прибыль.

Теория рациональных ожиданий признала неприемлемыми централизованное планирование национального хозяйства и текущее государственное регулирование экономики. И эту от­рицательную позицию можно понять. Например, в США в период господства кейнсианства допускался большой произвол правительственных чиновников по отношению к предприни­мателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7 тыс. правил и указаний, регламентирующих деятельность частного бизнеса.

Школа рациональных ожиданий выдвинула свой рецепт ре­гулирования экономики. Нужны стабильные правила для всех хозяйствующих субъектов, которые делали бы предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей. Было бы разумно принять закон, по которому государственные ре­шения в области денежной политики и налогов вступают в силу только через два года после их принятия. К тому же правительство должно сосредоточиться на долгосрочной экономической поли­тике.

О том, насколько было велико расхождение между кейнсианцами и новоконсерваторами, дает представление табл. 16.1.

Таблица 16. 1








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 515;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.