Сущность методики музыкального образования
Методику музыкального образования можно представить себе в виде процесса и результатов интерпретации основополагающих теоретических положений к конкретным педагогическим условиям. Методика реализует обучающую, воспитательную и развивающую функции музыкального образования и занимает промежуточное положение между наукой и
искусством.
Методика находит свое выражение в конкретизации цели, задач, содержания, методов, средств музыкального образования и воплощается в учебных программах, методических рекомендациях, наглядных образцах живого и творческого процесса взаимодействия учителя, студентов с музыкальным искусством и музыкальной культурой в целом.
Основополагающее значение для методики преподавания музыки имеет теория музыкального образования. Теоретические положения являются одновременно базой и ориентиром, на основе которых разрабатывается конкретная методика музыкального образования. Она направлена, с одной стороны, на реализацию нормативных документов, регламентирующих содержание общего музыкального образования, с другой – на учет специфики конкретного образовательного учебного заведения, возрастных особенностей студентов, круга их музыкальных интересов, опыта музыкальной деятельности, особенностей работы учителя музыки.
Будучи предметом освоения, музыка, как искусство, обусловливает специфику методики музыкального образования. Ее своеобразие проявляется в необходимости создания особой эмоционально-эстетической атмосферы урока, в направленности на развитие и становление духовного потенциала личности студента, в организации лекции, сочетающей различные виды коллективной исполнительской музыкальной деятельности с индивидуально-
творческим восприятием музыки в процессе ее слушания, исполнения, сочинения.
Пути достижения любой методической задачи могут быть многообразны и не допускают шаблонных решений. При этом студент, уровень его общего и музыкального развития являются исходной точкой для определения применительно к нему оптимального содержания и методов образования.
Особенность методики музыкального образования заключается в том, что наряду с приемами и средствами развития индивидуальности личности в процессе музыкального образования огромное значение имеют пути формирования различных видов коллективного, прежде всего исполнительского, творчества студентов.
Одна из важнейших задач преподавателя заключается в отборе и творческом применении таких методических средств, приемов, которые, с одной стороны, помогают воспитывать у студентов любовь и уважение к музыкальной культуре своего народа, с другой – развивать интерес и потребность в общении с музыкальными культурами других народов и на этой основе формировать у них межэтническую поликультурную толерантность.
Задачи и содержание обучения игре на музыкальных инструментах
В педагогической практике учитель музыки обращается к инструментальном исполнительству для решения самых разных задач:
- развития музыкальных способностей учащихся;
- приобщение их к народным инструментальным традициям;
- овладения различными теоретическими знаниями;
- закрепления знаний о пройденных музыкальных произведениях.
В соответствии с поставленными задачами определяется содержание инструментальной деятельности.
Введение инструментального музицирования в процесс музыкальных занятий способствует развитию всех без исключения сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.п.). Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные условия для освоения учащимися нотной, в том числе партитурной, записи.
В музыкальной школе осуществляется накопление учащимися опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании главным образом на элементарных музыкальных инструментах. Такой опыт приобретается:
- в процессе исполнения специально написанных учителем оркестровых партитур;
- в процессе выполнения учащимися заданий импровизационного плана;
- при сочинении учащимися под руководством учителя ритмического аккомпанемента к разучиваемым песням или произведениям, с которыми они знакомятся в слушательской деятельности;
- при сочинении учащимися под руководством учителя инструментальных и вокально-инструментальных композиций.
Необходимо иметь в виду, что игра даже на самых простых инструментах, способы игры на них требуют целенаправленной работы по формированию навыков звукоизвлечения и звуковедения, координации движений, различения тембровых и динамических особенностей звучания. Приобретение таких навыков направлено прежде всего на формирование умений проникать в художественный образ произведения и способности творчески воссоздавать его в процессе исполнения. Особое значение имеет формирование умений и навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в игре на инструментах, умений следовать дирижерским указаниям.
В музыкальной школе предусматривается расширение опыта творческой деятельности учащихся в музицировании на элементарных инструментах. Усложнение учебных задач направлено прежде всего на постижение учащимися процесса исполнения музыки как искусства интерпретации. В соответствии с этим большое внимание уделяется формированию у учащихся умений и навыков, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых инструментальных композиций, как например:
- предлагать свой вариант их исполнительской трактовки;
- сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
Большое значение придается вовлечению учащихся в процесс музыкально-композиционного инструментального творчества. С этой целью в содержание музыкальных занятий вводятся инструментальные импровизации, а также создание инструментальных или вокально-инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений. Выполнение такого рода заданий способствует формированию у учащихся соответствующих умений и навыков.
Педагог Р.И. Райтерштейм предложил систему музыкального материала для самостоятельного музицирования учащимися:
- пьесы, предназначенные для совместного исполнения учащимися вместе с учителем;
- образцы инструментального творчества учащегося;
- несложные ритмические произведения, рекомендуемые для слушания учащихся.
Отдельные элементы предлагаемых образцов можно использовать в играх творчества учащихся в качестве материала для комбинирования, варьирования, импровизации и развития представлений о музыкальном произведении. К примеру: игра «эхо», цель которой формирование представлений о технических интонационных умениях, о навыках, связанных со звукоизвлечением на инструменте.
Также можно рекомендовать творческие задания, как сочинить на заранее заданных ступенях, колыбельную и маршевую мелодию.
Детальное методическое раскрытие проблема обучения учащихся на музыкальном инструменте получила в работах И.ПЛаптева. Он рассматривает инструментальное музицирование и содержание образов как важное средство развития музыкально-творческих способностей учащихся. Основные положения его методики:
- Необходимо с самого начала занятий показать каждый из имеющихся в распоряжении педагога инструмент с тем, чтобы учащийся имел возможность заинтересоваться этим видом деятельности и мог выбрать понравившийся инструмент;
- Сочетание на первом этапе обучения учащихся на музыкальном инструменте выполнения методически продуманных заданий, обеспечить последовательное усвоение необходимых умений и навыков игры на том или ином инструменте, со свободной игрой - импровизацией учащихся, развивать их творческие способности, воображение, фантазию;
- Особое внимание в процессе обучения игры на инструменте к изучению элементарной музыкальной грамоты с целью развития ритмического чувства учащегося, а также понимания ими логики музыкального рисунка, лада и музыкальной формы;
- Осуществление процесса усвоения знаний и навыков игры на музыкальном инструменте, а также целенаправленное музыкальное развитие учащегося непременно на воспроизведение музыкально-образного материала;
- Широкое применение приемов, способов развития внимания, заинтересованности и творческого начала учащегося, т.е. сотворчества музыканта-педагога и учащегося.
Существует методика внедрения музыкального музицирования на уроке музыки и прежде всего-путь приобщения к народной музыке:
- в подборе репертуара, в который включена народная музыка;
- опора на народно-песенный материал;
- в постепенном усложнении материала;
- исполнение на занятиях различными составами: однородными или смешанными инструментальными ансамблями.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1313;