Методические подходы к отбору содержания и организации игры на музыкальных инструментах.

 

Из большого количества разнообразных методик введения игры на музыкальных инструментах в различных учебных заведениях ограничимся рассмотрением некоторых позиций, получивших наиболее широкое распространение в современной педагогической практике.

Композитором-педагогом М.И.Ройтерштейном предложен систематизированный музыкальный материал для самостоятельного музицирования учащихся на простейших инструментах под руководством учителя, в него вошли:

-пьески, предназначенные для совместного исполнения учащимися вместе с учителем;

- образцы вокально-инструментального детского творчества;

- несложные ритмические партитуры к произведениям для слушания.

По их образцу сами учителя или учащиеся с их помощью (в зависимости от конкретных образовательных задач) могут составлять. Обрабатывать, сочинять и новые «свои» песенки и пьески.

В процессе работы с произведениями, помещенными в данном сборнике, автор рекомендует использовать их в определенной последовательности, поскольку каждая песня, пьеса, партитура (за исключением однотипных) в сравнении с предыдущей строится на элементах языка, ранее усвоенного учащимися, а новые элементы вводятся постепенно.

Кроме того, каждую миниатюру предлагается использовать как познавательный материал, при изучении которого происходит целенаправленное развитие:

- первоначальных умений и навыков игры на простейших музыкальных инструментах;

- элементарных вокально-технических умений и навыков; -ладового, ритмического чувства и чувства музыкальной формы;

- представлений о моделях самостоятельного творчества, о принципах сочинения шумового или мелодического вступления к песне или пьесе, о простейшем аккомпанементе к мелодии - с выбором подходящего инструмента, тембр которого способствует наиболее яркой передаче характера произведения.

Поэтому на занятиях одни и те же вокально-инструментальные миниатюры рекомендуется использовать в различных формах работы:

как упражнение для распевания;

- как инструментально-мелодический этюд;

- как материал для усвоения вычлененной характерной ладовой ячейки или конкретного ритмического рисунка;

- как своего рода образец для самостоятельного творчества.

Отдельные элементы предлагаемых образцов можно успешно использовать в играх, творчестве учащихся в качестве материала для комбинирования, варьирования, импровизации и развития представлений о музыкальном синтаксисе.

Одной из форм подготовки учащихся к работе с предложенным материалом может стать игра «Эхо». Цель ее - формирование представлений о вокально-технических, интонационных умениях, об элементарных навыках, связанных со звукоизвлечением на инструменте (с учетом принципа их настройки) и активизации ладового и ритмического чувства.

Среди предлагаемых в учебном материале песен, пьес есть произведения, сходные между собой по ладовым, ритмическим оборотам и построению партитуры. Это сделано М.И.Ройтерштейном не только с целью предоставить студенту возможность выбрать материал, исходя из способностей детской аудитории, с которой он работает, но и для того, чтобы можно было сравнить два образца, в чем-то близких друг другу и вместе с тем контрастных по настроению. Подчеркивается, что на таких примерах эффективней всего объяснить и дать почувствовать учащимся, что сочетание одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) позволяет создать различные музыкальные образы, а общий характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности: ритма. Темпа. Динамики, способа звукоизвлечения и т.д.

Для закрепления этих важных представлений рекомендуются творческие задания, как, например, сочинить на заранее заданных ступенях колыбельную и маршевую мелодии. Инструментальные задания такого плана особенно полезны детям со слабой координацией слуха и голоса.

Детальное методическое раскрытие проблема обучения учащихся игре на музыкальных инструментах получила в работах И.Г.Лаптева, известного в музыкально-педагогических кругах как автора целого ряда разработок в этой области. Введение инструментального музицирования в содержание общего образования автор рассматривает прежде всего как действенное средство развития музыкальных, в том числе музыкально-творческих способностей учащихся.

К числу основных положений, на которых базируется его методика, могут быть отнесены:

- необходимость с самого начала занятий живой иллюстрации каждого из имеющихся в распоряжении музыканта-педагога инструмента с тем, чтобы учащиеся имели возможность заинтересоваться этим видом деятельности и даже выбрать для себя наиболее приглянувшийся инструмент;

- сочетание на первом же этапе обучения учащихся на музыкальных инструментах выполнения методически продуманных заданий, обеспечивающих последовательное усвоение необходимых умений и навыков игры на том или ином инструменте, со свободной игрой-импровизацией учащихся, развивающие их творческие способности, воображение, фантазию;

- особое внимание в процессе обучения игре на музыкальных инструментах к изучению элементарной музыкальной грамоты с целью развития ритмического чувства учащихся, а также понимание ими логики звуковысотного рисунка, лада и музыкальной формы;

- осуществление процесса усвоения умений и навыков игры на музыкальных инструментах, а также целенаправленного музыкального развития учащихся непременно на восприятии музыкально-образного материала;

- широкое применение приемов, способствующих развитию внимания, заинтересованности и творческого начала учащихся, как, например, сотворчество музыканта-педагога и учащихся.

А.А.Бороздинов видит во внедрении инструментального музицирования в уроки музыки и занятия школьного оркестра прежде всего путь приобщения учащихся к народной музыке. Такая позиция находит отражение:

- в подборе репертуара, в который включается народная музыка;

- в опоре на народно-песенный материал;

- в постепенном усложнении музыкального материала;

- в использовании на занятиях различных составов инструментальных ансамблей, начиная с однородных, затем смешанных и, на этой основе, последующем переходе ко всему оркестру;

- в обучении учеников игре по слуху, импровизации и сочинению музыки.

 

 

Содержание и организация музыкально-теоретического обучения

 

Важнейшей особенностью музыкально-теоретического обучения является то, что оно осуществляется на основе накопленного слухового опыта и во многом связано с другими видами музыкальной деятельности. Эта взаимосвязь в особой мере проявляется в младших классах, хотя и здесь усвоение тех или музыкально-теоретических знаний требует отдельного внимания. В средних и старших классах специально направленное теоретическое обучение учащихся выражено более отчетливо, те или иные обобщения, сделанные на основе слухового опыта, приобретают характер четко сформулированных понятий.

Так, например, в младших классах музыкально-теоретическое обучение связано с такими закономерностями музыкального искусства, как жанр, стиль, интонация, музыкальный образ и др., и осуществляется не на уровне музыковедческой терминологии, а на основе накопления слухового опыта и доступных детям этого возраста обобщений. И это - одна из центральных педагогических установок, которой следует придерживаться: «никаких правил и обобщений, отвлеченных от живой музыки». Понятия «марш», «танец», «песня» ученики усваивают и слышат в обобщенной форме (то есть узнают музыку как марш, танец, песня). Теоретическое осмысление понятия «жанр» появляется позднее, причем только по мере приобретения в каждом конкретном классе необходимого слухового опыта и обобщений.

Тот же принцип сохраняется и по отношению к понятию «стиль в музыке». Слуховой опыт, накопленный детьми за три года музыкального обучения, дает вполне достаточную основу для того, чтобы подвести учащихся к ощущению стиля того или иного композитора, выработать в них способность определить автора по новой, ранее еще не слышанной ими музыке. При этом названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами творчества, наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани. Однако осмысление понятия «стиль в музыке» происходит лишь в старших классах школе.

Таким образом, освоение теоретических понятий, выраженных в доступной для учащихся форме и на основе накопления необходимого слухового опыта, начинается с первых уроков музыки и продолжается на протяжении всех последующих лет обучения.

Механизм осуществления музыкально-теоретического обучения, обращенного к закономерностям искусства, состоит из следующих, связанных между собой, звеньев:

а) накопление слухового опыта и осуществление слухового анализа, необходимых для последующего обобщающего вывода о сущности той или иной закономерности музыкального искусства;

б) обобщающий вывод, служащий зерном в познании сущности изучаемой закономерности (нового музыкального знания);

в) приобретение умения применять усвоенное музыкальное знание в процессе различных видов музыкальной деятельности;

г) расширение представлений о новом музыкальном знании (сочетание нового уровня анализа и последующего обобщения);

д) умение слышать музыку на новом уровне усвоенных представлений.

Главным принципом, проявляющимся в процессе анализа музыкальных произведений, является принцип сходства и различия. Согласно Д.Б.Кабалевскому, он получает воплощение, начиная «от восприятия и осознания мельчайших «строительных» элементов музыки вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих стилей разных композиторов».

Действие этого принципа в равной мере имеет значение и в творчестве, и в исполнительстве, и в восприятии музыки. Однако в процессе усвоения закономерностей музыкального искусства и особенно – оперирования знаниями о них при восприятии музыки данный принцип имеет первостепенное значение, ибо научиться, например, различать на слух песню, танец и марш, отличить ритмоинтонацию от темброинтонации, музыку славянскую от музыки закавказской можно только при организации процесса восприятия по принципу сходства и различия.

Главными методами, организующими и направляющими теоретическое обучение учащихся до его логического завершения в той или иной форме на уровне познания закономерностей музыкального искусства, являются методы сравнения (в его различных модификациях), анализа и обобщения. Действия этих методов допускают самые различные варианты, в зависимости от содержания осваиваемого теоретического знания.

В процессе освоения музыкально-теоретических знаний приобретает важность накопление учащимися ассоциаций, образных характеристик того или иного предмета, средства выразительности и т.д.

Процесс познания связан с постепенным постижением разных сторон предмета во взаимосвязи его с другими предметами и явлениями. Всматриваясь, вслушиваясь, размышляя, учащийся каждый раз открывает для себя что-то новое в изучаемом им явлении. При этом было бы неверно, особенно при преподавании предметов искусства (учитывая их цели и задачи), давать учащемуся одну формулировку, также как и неверно давать их много. Вопрос заключается в способе подачи, в результате которого ученик открывает эти определения для себя сам. Основой этого способа на уроке музыки является постепенное образное наполнение содержания термина или, как говорят, расширение значения, личностных смыслов этого явления для ребенка. Причем чем с большего количества сторон будет рассмотрено это явление, тем полнее оно может быть охарактеризовано в дальнейшем, тем более полным может быть его определение и тем многообразнее оно будет представлено в опыте ребенка. Именно такой процесс познания, освоения термина, включение его каждый раз в иное целое, в иной контекст, и призван обеспечить учитель на уроках музыки.

Момент «кристаллизации», группировки, упорядочения этих образных характеристик в теоретическое понятие, в его словесное определение будет связан с индивидуальными особенностями учащегося и степенью его «профессионализации» в области художественной культуры. Важно, что заполнение «пространства» термина в сознании учащегося происходит по линии разнообразия, с одной стороны, и по линии всеобщности - с другой, т.е. соотнесенности его с разными видами искусства, явлениями жизни, характером человека.

На основе прослушивания музыки у учеников создается общее представление о эстрадно-джазовой музыке, которое становится интонационно-слуховым ориентиром при изучении теоретических знаний о ее стилистических особенностях:

- характерный для нее ритм и жесткая метрическая пульсация;

- доминирование ритма над мелодическим началом;

- импровизационное начало.

Основное предназначение музыкально-теоретического обучения заключается прежде всего в развитии музыкальной грамотности учащихся в широком смысле этого слова, а также и в узком значении - как нотной грамоты.

Музыкально-теоретическое обучение предусматривает усвоение учащимися теоретических знаний о музыке, формирование умений и навыков оперировать ими в процессе непосредственного общения с музыкой и размышления о ней.

В рамках общего музыкального образования музыкально-теоретическое обучение учащихся включает в себя усвоение знаний, формирование умений и навыков, связанных с постижением:

а) закономерностей музыкального искусства, его природы;

б) форм бытования музыки, творчества композиторов, исполнителей, слушателей;

в) элементарной нотной грамоты.

На ступени начального общего образования музыкально-теоретическая деятельность учащихся направлена на:

- освоение музыкальных знаний о музыке, соответствующих музыкальных умений анализировать музыкальные произведения и на этой основе - становление музыкальной культуры учащихся;

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, на основе приобретенных музыкально-теоретических знаний и умений;

- познание образной природы музыкального искусства: ее способности воплощать в музыке настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни; музыки народной и профессиональной; взаимосвязи деятельности композитора - исполнителя - слушателя;

- постижение в доступной для младших школьников форме природы и закономерностей музыкального искусства, а также форм бытования музыки и элементарной нотной грамоты.

В процессе музыкально-теоретического обучения учащиеся осваивают представления о выразительности и изобразительности в музыке; сущности интонации и развитие в музыке; музыкальных жанрах (песня, танец, марш и их разновидности; детская опера, балет, образцы популярной симфонической музыки, детский мюзикл) и формах (двух- и трехчастная, вариации, рондо); основных средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад); различных видах музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая).

К окончанию начальной школы учителю предстоит подготовить учащихся к тому, чтобы они: знали/понимали:

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- изученные жанры и формы музыки;

- элементы музыкального языка и музыкальной речи;

- наиболее популярные музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров, хоров;

- элементы нотной грамоты;

- умели: применять освоенные теоретические знания во всех видах музыкальной деятельности.

На ступени основного общего образования музыкально-теоретическое обучение осуществляется в связи с другими видами музыкальной и включает более углубленное освоение теоретических знаний о музыке, приобретенных в начальной школе.

Приоритетное значение в ряду теоретических знаний о музыке имеют значения, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности направленные на постижение учащимися музыки как вида искусства. Это прежде всего знания, способствующие раскрытию интонационных, жанровых, стилевых свойств музыкального искусства, постижению интонации как носителя смысла в музыке. В центре внимания учащихся оказываются знания о музыкальном образе и музыкальной драматургии, о возможностях воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах; о разнообразии вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки.

Теоретические знания помогают постижению учащимися характерных черт народного музыкального творчества, русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности; традиций и новаторства в музыкальном искусстве, пониманию ими процесса исполнения музыки как искусства интерпретации. Особое значение приобретает знакомство учащихся со стилевыми направлениями в джазовой музыке, а также с современной популярной музыкой.

К окончанию основной школы учителю предстоит подготовить учащихся к тому, чтобы они: знали/понимали:

- специфику музыки как вида искусства;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; умели:

- применять освоенные теоретические знания во всех видах музыкальной деятельности.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1657;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.