Очерки по русскому космизму
Г. Москва
Год
Содержание
Вступление
Глава I. Феномен русского космизма
1.1. Смысл русского космизма
1.2. Космизм как особая мировоззренческая направленность различных сфер культуры
1.3. Истоки мировой космической мысли
1.4. Духовно-интеллектуальный потенциал космизма
1.5. Содержание проблемы единства мира и человека
1.6. Идея высшего творческого начала в русском религиозно-философском космизме
Глава II. Духовное наследие В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и Н.Ф. Фёдорова – вершина русской космической мысли
2.1. Проблема жизни в творческом наследии В.И. Вернадского
2.2. Место и роль учения о ноосфере в русском космизме
2.3. Горизонты духовных озарений К.Э. Циолковского
2.4. Вклад Н.Ф. Фёдорова в сокровищницу русской религиозно-философской мысли
2.4.1. Специфика подхода Н.Ф. Фёдорова к смерти
2.4.2.. Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова – важнейший элемент русского космизма
Заключение:Значение русского космизма для формирования новой научной картины мира
Литература
Вступление
Феномен русского космизма привлекает внимание исследователей на протяжении более двадцати лет. Однако лишь с началом радикальных социальных перемен философское духовное наследие Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского и др. стало превращаться из потенциального богатства нашей культуры в активно работающий интеллектуальный капитал. Мощный мировоззренческий потенциал русского космизма творчески используется для приращения знаний, ценностей, новых целей, идеалов и программ действия по следующим новым направлениям:
Во-первых, философия и наука сегодня напряжённо работают над комплексом проблем, поставленных в начале ХХ века русским космизмом. Мир и место в нём человека, судьбы человеческой цивилизации, единство и многообразие культур, сущность человека и призвание его в современном мире, возможности и резервы человеческой психики и организма и т.д. – это те вопросы, которые составляют основное содержание мировоззрения людей в конце ХХ века и начале третьего тысячелетия.
Во-вторых, общий пафос русского космизма, состоящий в стремлении восстановить нарушенную человеком гармонию мироздания, распавшуюся связь поколений людей, поднять ценность жизни и разума, разрешить противоречия между телом и душой человека, между человеком и природой, превратить стихийную эволюцию в управляемый и творческий процесс, пробудить интерес к самосовершенствованию у погрузившихся в духовную спячку людей и т.д., имеет для решения общепланетарных проблем современной эпохи огромное значение. Проблема выживания человечества и сохранения природы находится в русле основной идеи русского космизма – идеи единства человека и мира, взаимосвязи жизни и разума.
В-третьих, начавшееся в последнее десятилетие исследование информационных процессов неуклонно ведёт к формированию универсальной научной картины мира, общие контуры которой сложились в рамках русского космизма. Стремление к преодолению барьера между субъектом и объектом, попытка взглянуть на мир с позиций его изначального тождества с человеком и другие установки космизма становятся ведущими при изучении проблем жизни и разума.
В-четвёртых, в ходе радикальных перемен во всех сферах нашей жизни на поверхность общественного сознания всплывают мысли русских космистов о необходимости диалектического сочетания достижений западной культуры и образа жизни с бытиём России. Сегодня отчётливо видна справедливость их рассуждений относительно важнейших особенностей русской души, русской культуры. Выделенные в произведениях космистов качества: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность и терпеливость, приоритет коллективного начала над индивидуальным, противоречивость и сложность русской души и т.д. должны учитываться при формировании государственно-национальной идеологии Российской Федерации.
В-пятых, русский космизм представляет собой классический этап в развитии мировой космической мысли. Её последовательное развитие протекает в настоящее время в форме ноокосмологии. Впитав в себя наиболее плодотворные идеи русского космизма, ноокосмология основное внимание концентрирует на разработке теории информационного взаимодействия и исследовании трансперсонального опыта людей.
Выделенные аспекты реализации основного содержания русского космизма побудили автора к исследованию тех его сторон, которые пока не нашли достаточно глубокого освещения в нашей литературе. Речь, прежде всего, идёт о раскрытии сути основополагающего принципа и определяющей черты русского космизма – идеи взаимосвязи космоса и человека. Сегодня недостаточно говорить о том, что смысл космизма заключается в признании единства мира и индивида. Необходимо превратить основной абстрактный принцип космизма в конкретное по смыслу и содержанию научное положение. Только при таком подходе русский космизм предстанет во всём богатстве его идей и возможностей.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 640;