История культурологии: общие очерки
Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков). М., 2001.
Гальцева Р. А. Западноевропейская культурология между мифом и игрой / Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
Григорьева Н. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920—1940-х гг. (Россия, Германия, Франция). СПб., 2008.
Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.
Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.
Дудник С.И., Солонин Ю.Н. Парадигмы исторического мышления XX века. Очерки по современной философии культуры. СПб., 2001.
Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998.
Ионов И.Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX-го века. СПб., 2002.
История культурологии. М., 2006.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.
Минц С.С. Рождение культурологии. СПб., 1999.
Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.
Ровный Б.И. Введение в культурную историю. Челябинск. 2005.
Трофимова Р.П. История русской культурологии. М., 2003.
Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.
[1]Здесь и далее авторы уделяют преимущественное внимание средиземноморско-европейской культурной истории. Это обусловлено не европоцентризмом, а большей иллюстративностью и доступностью для понимания той традиции, к которой принадлежат наши читатели.
[2]Греч. «демиургос» значит «мастер», «ремесленник».
[3]Антигона (332—375). Перевод Д. С. Мережковского.
[4]Лурье, 558.
[5]Ст. 1448—1455. Пер. Ф. Петровского.
[6]321 с — е. Пер. В.С. Соловьева.
[7]322 с-d.
[8]Мы, конечно, не можем отождествить эту науку с культурологией. Есть даже мнение, что «созданная Ибн Халдуном наука никак не совпадает ни с каким “аналогом”, который мы могли бы обнаружить в западной мысли, — по той простой причине, что такие аналоги отсутствуют». В ст.: Смирнов А. В. Ибн Халдун и его новая наука / Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008, сс. 185—186.
[9]Именно этот термин используют французские мыслители, в отличие от немецких просветителей, выбравших термин «культура». Считается, что впервые слово «цивилизация» в современном смысле введено французским экономистом В. Р. Мирабо в книге «Друг людей» (1756).
[10]Автор термина «культурфилософия» — немецкий романтик А. Мюллер.
[11]От «Sturm und Drang» — названия драмы Ф. М. Клингера (1752—1831), одного из активных деятелей движения. Отсюда и термин «штюрмеры» применительно к участникам «Бури и натиска».
[12]«Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», 1784; «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», 1784; «Предполагаемое начало человеческой истории», 1786; «Религия в пределах только разума», 1793; «Конец всего сущего», 1794; «К вечному миру», 1795; «Антропология с прагматической точки зрения», 1798; «Логика», 1800; «О педагогике», 1803.
[13]Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 701.
[14]Там же.
[15]Кант И. Трактаты и письма. М., 1980, с. 453—454.
[16]Там же, с. 454.
[17]Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 711.
[18]От греч. hypotypōsis — набросок, очерк, эскиз, пример, образец.
[19]Случай, рассмотренный в «Критике чистого разума».
[20]Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 515.
[21]«Das Schöne ist das Symbol des Sittlich-Guten». В кн.: Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001, с. 517.
[22]Там же, с. 523.
[23]Там же, с. 525.
[24]Особо следует отметить различные версии феноменологии духа, данные Гегелем и Шеллингом (и напрямую связанные с методом Канта), и опыт морфологии культуры в виталистских, символических и герменевтических направлениях культурологии XX в.
[25]Свой исходный философский «миф» Гегель излагает в «Феноменологии духа», значение которой не умалили более поздние версии системы. Для понимания Гегеля также важны «Лекции», составленные на основе записей его учеников. В нашем случае ценный источник — это лекции по философии права, эстетике, философии религии, философии истории, истории философии.
[26]Этот термин сам Дильтей употреблял редко. Но именно он переосмыслил герменевтику Шлейермахера и создал предпосылки для герменевтики Хайдеггера и Гадамера.
[27]Хайдеггер критически заметил, что «формальная структура взаимосвязи жизни в конечном итоге определяется у Дильтея гуманистическим идеалом Гёте и Гумбольдта», но сегодня мы в этом скорее можем увидеть преимущество Дильтея, его способность сохранить преемственность европейской гуманитаристики.
[28]Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.
[29] Интересна, но менее показательна в этом отношении эстетика раннего и среднего Дильтея, представленная в т. 4 издаваемого собрания. См.: Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Герменевтика и теория литературы. М., 2001.
[30]«Философия Ницше в свете нашего опыта». Собр. соч. в 10 тт. Т. 10, с. 359.
[31]Намечена даже семиотика повседневности. См., например, статью Самарина «Два слова об одежде» в кн.: Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997.
[32]Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков; М., 2001, с. 201.
[33]Там же, с. 231.
[34]Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993, с. 151.
[35]Там же, с. 265.
[36]Там же, с. 264.
[37]Там же, с. 344.
[38]Там же, с. 342.
[39]Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему». В кн.: Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. М., 2002.
[40]Там же.
[41]Там же.
[42]Трубецкой С. Н. Чему учит история философии. В кн.: Проблемы идеализма. Сборник статей [1902]. М., 2002, с. 492.
[43]Там же, с. 501.
[44]Там же, с. 495.
[45]Там же, с. 504.
[46]См.: Струве П. Б. Избранные сочинения. М., 1999, с. 127—150.
[47]Там же, с. 135.
[48]Там же, с. 132—133.
[49]Там же, с. 9—10.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 738;