Вопрос 1. Вспомогательная операторская техника.
Вопрос 2. Основные вехи развития научно-популярных программ отечественного –
телевидения («Клуб путешественников», «В мире животных»,
«Очевидное – невероятное» и др.)
Программы образовательного ТВ отчетливо подразделялись на учебные (школьные, инструкционные), предназначенные для приема непосредственно во время урока в соответствии с учебным планом или дома в дополнение к нему, факультативно, и культурно-просветительные программы, рассчитанные на несистематический прием и пеструю общую аудиторию, желающую расширить свой кругозор. Позднее функции учебного, более формального ТВ во многом возьмет на себя видео, а широкий пласт культурно-просветительских, и, в том числе, научно-популярных передач достанется узкоспециализированным эфирным или тематическим кабельно-спутниковым каналам.Первой учебной передачей на советском телеэкране считается лекционный курс «Автомобиль» студии «Техфильм», который передавался в Москве еженедельно в январе-мае 1955 года.
В конце 50-х – начале 60-х годов каждая вновь открытая советская телестудия считает своим долгом делать познавательные передачи для школьников. В Москве на Центральном телевидении существует постоянная рубрика «В помощь школе», в Ленинграде – «Телевизионный лекторий для старшеклассников». Там же возникли и первые программы для заочников. Несколько технических вузов скооперировались с ТВ для совместного чтения лекций заочникам первого курса по высшей математике и другим общетеоретическим дисциплинам. Телепросмотр стимулировался тем, что аудиторные лекции вообще отменили. Правительство СССР в 1965 году приняло специальное постановление об организации систематического учебного телевещания для школ, вузов, а также врачей, учителей и других групп специалистов. В развитие данного Постановления в марте 1965 года на Центральном телевидении была впервые открыта специализированная программа, названная III-ей учебной.Через два года новый канал работал в среднем по семь часов в сутки, а в годы своего расцвета объем вещания III программы достигал 12-13 часов. Со сдачей в эксплуатацию Останкинского телецентра программу стала смотреть Московская область. С 1965 года, после создания Главной редакции учебных и научно-популярных программ, Центральное телевидение из года в год расширяло объемы своего вещания и к 1977 году оно достигало 16 часов в сутки, кроме летнего периода.
Особенность вещания на этом канале состояла в том, что из года в год московская аудитория – дети – становились школьниками, школьники – студентами и т.д., а передачи сохраняли свой адрес, пополняя золотой фонд телевидения: повторяясь, передачи каждый год имели новую аудиторию. В редакции к 70-м годам работало около 300 сотрудников, было 10 отделов.Первым главным редактором этой редакции стал Л. Ефимов, затем работал В. Клюганский, а в 70-х годах пришел к руководству коллективом бывший главный редактор газеты «Правда» П. Сатюков. С 1977 по 1987 год редакцию возглавлял В.Егоров.Утренний блок III программы адресовался школам. Из-за нехватки видеомагнитофонов (в учреждениях они появились в середине 80-х годов, в широкой продаже по доступным ценам – только в начале 90-х) это были по преимуществу «передачи на урок», более или менее связанные с текущей школьной программой. Дневные передачи (факультативные) выходили за рамки учебника и были адресованы не только детям, но и взрослым.В середине 80-х годов объем телевещания непосредственно на урок составлял без повторов 160 часов в год, причем половина этого времени приходилась на долю гуманитарных предметов. И еще около 400 часов занимали учебные программы, создаваемые для эстетического, правового воспитания, для профессиональной ориентации школьников и учащихся ПТУ, для факультативных занятий, кружковой и самостоятельной работы, для повышения квалификации учителей, советы психологов, методистов и учителей – о запасе знаний учащихся в том или ином классе, о возрастных психологических особенностях и т.д.Создатели учебных передач исходили из того, что их программа строилась по законам произведения искусства – имела свою драматургию, композицию, правильную соразмерность частей. Вместе с тем как часть курса, дисциплины, системы знаний она должна была заботиться о последовательности и преемственности вводимой информации. Наконец, в наиболее удачных циклах учитывалась возможность многократного повторения передач после их премьерного показа.В качестве ведущих или участников учебных и образовательных передач приглашались авторитетные ученые, видные писатели и деятели искусства, и, конечно, лучшие отечественные педагоги. Многие передачи, созданные Главной редакцией учебных и научно-популярных программ ЦТ и сегодня составляют золотую коллекцию Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм. Уроки музыкального воспитания детей, которые вел по своей системе композитор Д.Б. Кабалевский, стали настоящим событием общественной значимости. Их смотрели не только дети. Телевидение получало массу писем от взрослых самых разных профессий, благодаривших передачу, открывшую для них мир музыки. Многие признавались, что благодаря урокам Кабалевского они впервые в жизни стали понимать серьезное, классическое музыкальное искусство. Широкий общественный резонанс вызвали уроки изобразительного искусства художника Б. Неменского, встречи с учителями-новаторами в Концертной студии Останкино.
Видеомагнитофон пришел на помощь отечественному преподавателю не в лучшее время: и школа, и телевидение уже оказались в трудном финансовом положении. В 1991 году перестали выходить передачи для школьников, учебно-образовательная редакция была поделена на две части, отошедшие каналам «Останкино» и «Россия». III учебный канал стал культурно-просветительным IV каналом «Российские университеты». Канал изобиловал случайными, наспех сделанными и далекими от подлинной культуры передачами, к тому же содержавшими скрытую рекламу. В 1994-96 гг. два приема его частоты были переданы независимой телекомпании НТВ, которая превратила «Российские университеты» в часовую рубрику с последними учебными передачами для изучающих иностранные языки. В 1997 году эта рубрика была закрыта, и в российском эфире не осталось ни одной передачи, рассчитанной на формальное образование.
Клуб путешественников Эта популярная телевизионная передача, появившаяся на свет 18 марта 1960 года – одна из самых старых цикловых передач Центрального телевидения.За свою долгую жизнь на ЦТ и Российском телевидении она имела несколько названий: «Телевизионный клуб кинопутешествий», «Клуб кинопутешественников», «Клуб путешественников».
Первая программа называлась «Телевизионный клуб кинопутешествий», но довольно скоро председатель Гостелерадио СССР возразил, что клуб – это место, где происходят собрания, встречаются люди, а путешествия собираться не могут. Передачу переименовали в «Клуб кинопутешественников». Потом некоторое время она называлась «Клуб кинопутешественников», но вскоре прежнее название вернули.Предшественником программы был цикл научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР», который был создан Владимиром Адольфовичем Шнейдеровым (1900-1973 гг.) В.А. Шнейдеров, первый председатель «Клуба» был известный режиссер, писатель, художественный руководитель твоческого объединения «Географический фильм», организатор и руководитель «Альманаха кинопутешествий» на студии «Центрнаучфильм». Свой первый фильм о путешествиях он снял еще в 1925 году (в конце статьи можно ознакомиться с подробной биографией В.А. Шнейдерова).
В.А. Шнейдеров часто выступал в Политехническом музее с лекциями. Ему, писателю, было, что рассказать слушателям. Он сам был участником многих экспедиций на Памир и в Йемен, Уссурийскую Тайгу, Китай и Монголию, принимал участие в морских исследовательских экспедициях по Северному морскому пути, был в дальних авиационных переплетах. Лекции сопровождались показом фильмов, фрагментов из снятых самим В.А. Шнейдеровым документальных лент.
В 1960 году В.А. Шнейдеров был приглашен на ЦТ. Телевидению нужна была передача о России, ее городах, народах, населяющих нашу родину, истории и географии, а, кроме того, зрителей надо было познакомить с жизнью за рубежом, открыть зрителям такие страны, показать такие места и достопримечательности, которые они вряд смогли бы увидеть своими глазами в те далекие теперь уже времена.В.А. тогда говорил: «Люди желают путешествовать, это у них в крови, но в СССР это невозможно, а мы вместо сливочного масла подсунем им маргарин, вместо путешествий реальных – кинопутешествия». Но, несмотря на столь пессимистическое рассуждение, передача получалась замечательная. По имеющимся на то время цензурно-идеологическим правилам программа на две трети должна была состоять из материалов о России и только на одну треть о зарубежье.«Клуб» выходил на 1ой программе Центрального телевидения по воскресеньям (60 минут). Первые передачи шли в прямом эфире, «с открытым микрофоном», как тогда говорилось, а спустя некотрое время перешли на систему предварительной съемки и записи.В первых выпусках использовались видеоматериалы, снятые на «Цнтрнаучфильме». Заседания «Клуба» состояли из четырех четырехминутных фильмов. Ведущий, кинорежиссер, писатель и путешественник Владимир Адольфович Шнейдеров приходил в гости к телезрителям и приглашал их в путешествие по странам и континентам. Красивым мягким голосом В.А. в дружеском тоне вел беседу со зрителем, обращаясь ко всем и каждому, как действительному члену «Клуба». Первая часть программы рассказывала о городах и республиках СССР, вторая – о странах соцлагеря. О капиталистических странах говорилось в самом конце с почти обязательным упоминанием о неблагополучной жизни людей там.Главным и незаменимым помощником В.А. Шнейдерова был Ивга Прокофьевна Войтенко. Театровед по образованию, она умело использовала закон зрительского восприятия, согласно которому в передачи вводились фрагменты, доставляющие зрителям эстетическое удовольствие, синтезируя географию и искусство. При подготовке передач она использовала материалы архивов, музеев, выставок. Для передач она заказывала будущие сюжеты нашим журналистам за рубежом, находила и отбирала фрагменты из любительских и посольских фильмов.Передача с первых дней стала пользоваться огромной популярностью у зрителей. Она стала окном в мир для советских граждан, живших за «железным занавесом» и не имеющих возможности выехать за пределы своей страны.После смерти Шнейдерова в 1973 году «Клуб кинопутешественников» закрыли, но письма зрителей с просьбой возобновить передачу заставили Гостелерадио пересмотреть это решение. Начались поиски нового ведущего, но эта задача оказалась не из легких. В этом качестве пробовали свои силы А.Г. Банников, профессор, доктор биологических наук и И. Трешников, исследователь полярных широт и О. Игнатьев, журналист из газеты «Правда». Однажды Владимир Ухин (один из тогдашних ведущих передачи «Спокойной ночи, малыши!») предположил попробовать на роль ведущего своего приятеля Юрия Сенкевича, который однажды был гостем «Клуба», Сенкевич пришел на пробную съемку в старомодном пиджаке, что очень не понравилось руководству, но его обаяние, неповторимый тембр голоса и умение увлекательно рассказывать моментально покорили отборочную комиссию.Ко времени прихода на телевидение Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003 гг.) окончил Военно-медицинскую академию и работал в Институте медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР. В 1996-1967 гг. он участвовал в 12ой советской антарктической экспедиции на станцию «Восток», в 1969-1970 гг. – в экспедициях Тура Хейердала на лодках «Ра» и «Ра-2» через Атлантику. В путешествиях он проводил уникальные исследования по изучению физиологического состояния человека и межличностных отношений в экстремальных условиях при длительной изоляции.Увлеченный рассказчик, отважный путешественник, он сделал передачу одной из самых интересных и любимых зрителем научно-популярных программ отечественного телевидения. (В конце статьи можно ознакомиться с подробной биографией Ю.А. Сенкевича). Приход в программу Ю. Сенкевича совпал со сменой руководства Главной редакции кинопрограмм. И новые руководители с новыми силами и идеями начали переделывать «Клуб» на свой лад.Ушла И. Войтенко, а ее работу стали выполнять десятки людей – режиссеры, редакторы, ассистенты режиссеров, авторы. Со временем были созданы четыре съемочные группы, так как теперь «Клуб» стал использовать в основном свои съемки из разных концов страны, а потом и из далеких уголков планеты. Ю.А. Сенкевич участвовал в формировании тематических планов, организации съемок, подборе авторов сюжетов и выступающих. Передача на первых порах стала только географической. Сюжеты старого «Клуба» о фауне послужили стержнем и основой в создании программы «В мире животных».Время шло. «Клуб» расширил свою тематику. Кроме географии появились рассказы об истории, памятниках искусства, литературе, археологии, традициях и обычаях, даже религиозных. Сюжеты о секретах национальной кухни очень украшали и разнообразили выпуски передачи. Рассказывалось и о путешественниках, землепроходцах и мореплавателях древности, об их открытиях. Кроме того бригады «Клуба» активно занимались спасением исторических памятников. Много раз на заседаниях «Клуба» рассматривались проблемы экологии.На Земле не осталось «белых пятен», где бы не побывали несколько поколений телезрителей «Клуба кинопутешественников». Съемочные группы «Клуба» работали более чем в 150 странах мира.Практически все крупнейшие путешественники и исследователи наше планеты – Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Джералд Даррелл, Тимоти Северин, Отар Лордкипанидзе, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майсель, Яцек Талкевич, Михаил Малахов, Федор Конюхов, Владимир Чуков, Виктор Дмитриев, Юрий Наумов и другие были гостями передачи. Туристы, исследователи–географы, археологи, мореходы, полярники, журналисты и писатели приходили на заседания «Клуба». Когда рассказывается о телевизионных программах, конечно, говорится об их содержании и ведущем.Но любая программа готовится большой съемочной группой. Это часто и автор сценария, и редактор и режиссер, и оператор, и музыкальный редактор, и художник, и монтажер. И в очень большой степени именно от них зависит успех или неуспех программы!Постараемся перечислить хотя бы некоторых из них. Редактором одной из бригад была Галина Лучай. Ее в нашей стране больше знали, как Катерину Матвеевну, которой из туркменских песков писал проникновенные письма товарищ Сухов в фильме «Белое солнце пустыни». А еще над передачами «Клуба кинопутешественников» работали: Станислав Покровский – автор более тысячи программ; Валентин Лещинский – режиссер; Галина Герасименко – режиссер; Вадим Белозеров – редактор; Людмила Краснова – режиссер; Леонид Ниренбург – редактор; Марина Столбова – режиссер; Ирэна Лесневская – редактор; Андрей Макаренков – режиссер; Василий Кикнадзе – редактор; Леонид Орлов – редактор; Василий Журавлев – редактор; Марина Горожанкина – муз. редактор; Ирина Сандлер – муз. редактор; Надежда Андреевна – муз. редактор, Марина Малахова – редактор; Елена Егорычева – ассистент режиссера; Анна Московкина – администратор; Наталья Силанова – ассистент режиссера; Дмитрий Рудовский – режиссер; Николай Дуженков – администратор, ассистент; Андриан Бажин – администратор, ассистент режиссер; Ксения Турчак – администратор, ассистент режиссера; Анна Клименко – администратор, редактор; Кирилл Легат – ассистент режиссера, режиссер; Андрей Циленко – администратор, редактор, режиссер; Вадим Коротков – ассистент режиссера, режиссер; Евгений Чекаев – ассистент режиссера, режиссер; Александр Трофимов – режиссер; Геннадий Карандин – оператор; Алексей Молоков – оператор; операторы, находящиеся в штате Телевизионного технического центра.Даже это довольно длинное перечисление фамилий тех, кто участвовал в работе над этой знаменитой передачей, оставляет «за кадром» еще многих и многих….
В день 40-летия «Клуба» (17 марта 2000 года) И.О. Президента Российской Федерации Владимир Владимирович Путин такими словами поздравил творческий коллектив и зрителей программы: «От всего сердца поздравляю творческий коллектив телепрограммы «Клуб путешественников», ее ведущего Юрия Александровича Сенкевича и всех поклонников передачи с 40-летием со дня ее первого выхода в эфир.На протяжении десятилетий еженедельные заседания «Клуба путешественников» собирают огромную телеаудиторию. Каждое воскресенье в спокойной и гостеприимной атмосфере со зрителями встречаются отважные исследователи, эксперты и первопроходцы, самые известные путешественники современности.
Ваш телевизионный клуб воспитал не одно поколения россиян в духе любви к открытиям и приключениям, к родной земле. Недаром народная мудрость гласит: нужно побывать в чужих странах, чтобы научиться по-настоящему любить свою собственную.Искренне желаю старейшей передаче российского телевидения успеха в новом, XXI веке. Всем создателям и активным членам «Клуба путешественников» хочу пожелать здоровья, благополучия и, конечно, новых удивительных открытий».По словам многолетнего автора «Клуба кинопутешественников» Станислава Покровского за 43 года своего существования в программе было 2236 выпусков. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса, имела ряд международных наград (Франция, Швейцария, Германия, Италия). В России «Клуб кинопутешественников» отмечен премиями ТЭФИ и «Хрустальный глобус». В мире животных» Каждый из нас с раннего детства испытывает живой интерес к обитателям лесов и лугов, степей и гор, озер и рек. Удивительно многообразие существ, окружающих нас. Но много ли знаем мы о них, об их потаенной жизни, особенностях поведения, о тончайших приспособлениях к окружающей среде, об их значении в жизни природы и самого человека? С каждым годом под воздействием хозяйственной деятельности людей природа отступает все дальше от нашего порога. И в городах, и в больших селениях мы видим разве лишь воробьев, голубей и ворон, а на обширных полях – жаворонков и грачей. Многие редкие животные находят себе прибежище в заповедниках, в последних нетронутых уголках дикой природы. И тогда на помощь любознательному человеку приходит зоркий глаз фото- и киноаппарата, объектив телекамеры. На экране телевизора после привычной мультипликационной заставки появляются кадры передачи «В мире животных», где мы можем наблюдать жизнь слонов, львов и антилоп в саваннах Африки, видеть, как охотится за нерпой белый медведь во льдах Арктики, опуститься вместе с кинооператором в прозрачные воды у берегов Австралии и воочию приобщиться к великолепному многообразию обитателей Большого Барьерного рифа. Не только любители природы, но и профессиональные зоологи за многие годы дальних и сложных экспедиций подчас не смогут увидеть того, что покажет телевизионный экран. Необъятны просторы России, разнообразна ее природа. Скованные льдом и укрытые снегом арктические острова и побережья, таежные дебри, горные хребты, голубые ленты рек, синяя гладь озер и морей…И повсюду созданы заповедники и национальные парки. Сеть охраняемых территорий с каждым годом расширяется, организуются новые питомники по разведению редких видов животных. Ученые-биологи продолжают свои эксперименты и наблюдения в живой природе. И везде побывала телекамера передачи, чтобы показать и рассказать зрителям о чудесах родной природы, ее охране, с тем, чтобы помочь научиться понимать природу, узнать новое о ее сложных закономерностях и процессах, увидеть благородный труд людей, изучающих и охраняющих природу, и в итоге – проникнуться необходимостью встать в ряды ее ревностных защитников. Идея создания передачи принадлежит выдающемуся кинорежиссеру, автору многих фильмов о животных, Александру Михайловичу Згуриди. Название программа получила по его одноименной книге «В мире животных» (М., 1961). Передача была задумана А.М.Згуриди еще в 1967 году, а стартовала 17 апреля 1968 года в Главной редакции цветных программ Центрального телевидения. Шла она тогда два раза в месяц по вторым и четвертым субботам по 1-й программе в 18 час 15 мин. и длилась 60 мин, а вел ее, конечно, Александр Михайлович (см. Приложение). Первым редактором телепрограммы была Юлия Стефановна Диоши, а режиссером – Тамара Владимировна Гембицкая. Поначалу выпуски состояли лишь из беседы в студии с известным ученым и показа документального фильма. Не было ни выхода на природу, ни воспоминаний путешественников. А знаменитая мультипликационная заставка появилась в программе только в 1974 году. Заказана она была А.М.Згуриди в 1972 году для его фильма «Дикая жизнь Гондваны». Снята методом рисованной мультипликации (кружат в небе журавли, спасаются от преследования орла антилопы, прыгают с дерева на дерево обезьяны и т.д.) режиссером-художником Дмитрием Бабиченко. Предполагалось, что картинку будут сопровождать стихи Евгения Евтушенко. Позже от этой идеи отказались, и в кадр вошла композиция в исполнении оркестра Поля Мориа (Paul Mauriat) «Жаворонок» («Alouette»). Автор музыки – аргентинский композитор Ариэль Рамирес (Ariel Ramirez), а подобрал для мультипликации эту мелодию А.Гольдштейн. Я в то время уже был кандидатом географических наук и работал на кафедре биогеографии географического факультета МГУ. В декабре 1968 года А.М.Згуриди позвонил моему учителю, профессору факультета Александру Михайловичу Чельцову и пригласил его выступить в телепередаче. Александр Михайлович, сославшись на занятость, отказался и предложил вместо себя меня. Речь шла об Африке, которой я был очень увлечен. Вот тогда и состоялся мой теледебют. А затем я стал постоянным участником передачи «В мире животных». В 1975 году мы с Александром Михайловичем уехали в Индию снимать фильм «Рикки-Тикки-Тави». И ведущим передачи на время нашего отсутствия стал Василий Михайлович Песков – знаменитый человек-самородок: писатель, эколог, журналист, также в те времена принимавший участие в телепрограмме (См. Приложение) Мы работали в Индии два месяца, а по возвращении Александру Михайловичу необходимо было продолжать работу по монтажу снятого фильма. К тому же, Александр Михайлович был тогда профессором ВГИКа, председателем Совета Дома кино и т.д., поэтому с 1975 года по 1977 года «В мире животных» вел Василий Михайлович Песков. В 1977 году он предложил мне делать дальше передачу вместе. Так мы дружно и работали до 1990 года. В эфир выходили поочередно два раза в месяц. А в 1990 году Василий Михайлович поехал в дальнюю экспедицию на Камчатку и Аляску. С тех пор мне пришлось вести передачу одному – до поры до времени, как говорят у нас на Руси. Особенно хочется подчеркнуть, что даже после того, как Александр Михайлович Згуриди оставил нам работу над передачей, он продолжал помогать нам советами и дружеской поддержкой, и новыми фильмами. А новые фильмы о животных он создавал до последних лет своей земной жизни, а прожил он до самого рубежа тысячелетий, без малого сто лет! Вот и программа «В мире животных» по праву считается не только самой доброй на российском телевидении, но и одной из наиболее долговечных – не за горами ее сорокалетний юбилей. И это не случайно, ведь программы про природу и животных популярны во всем мире и интересны всем – и детям, и взрослым. За столько лет нашей жизни в программе многое изменилось. Теперь передачу отличает строгий научный подход. Среди ее авторов крупные ученые-биологи, готовые не только в популярной форме рассказать о своих научных увлечениях, но и точно расставить акценты, когда речь идет о спорных теориях. И все же главное в передаче – повадки зверей и птиц, их удивительные способности, умение адаптироваться к трудным условиям жизни, трогательная забота о потомстве, взаимовыручка и взаимопомощь – в общем, те качества, которым можно только позавидовать. В каждую программу мы приглашаем гостя, как правило, видного ученого, и обсуждаем какую-либо проблему животного мира. Каждая встреча запоминается потому, что поднятые вопросы глубоко интересуют и меня, и моего гостя, и эта заинтересованность передается зрителю. Часто в наших программах мы говорим о серьезных, безотлагательных проблемах, - например, о сокращении численности животных и птиц. Среди тех, кто постоянно участвует в нашей передаче, В.М.Галушин – профессор Московского государственного педагогического университета, академик РАЕН; С.М.Малхазова – доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой биогеографии Московского государственного университета, академик РАЕН; Л.И.Москалев – кандидат биологических наук, океанолог; В. Авданин – известный орнитолог; В.Г.Кривенко – профессор, академик РАЕН; Л.Г.Емельянова – доцент МГУ; Е.Н.Курочкин – доктор биологических наук; В.С.Лобачев – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник МГУ; В.В.Спицын – директор Московского зоопарка; Е.Е.Петерсон – коневед и многие другие… Хочется сказать еще и о том, что кроме помощи ученых, программе «В мире животных» вот уже много лет оказывается финансовая поддержка, которую осуществляет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (ранее МПТР). Во второй части передачи в студии появляются животные – «любимцы» увлеченных людей, которые ухитряются в домашних условиях содержать змей, ящериц, пауков, голубей, даже крокодилов, медвежат и т.д. Эти весьма своеобразные «гости передачи» демонстрируют свои повадки порой смешные и трогательные, но зрителю становится понятно, что общение с «меньшими братьями» - дело серьезное и требует специальных знаний. И, естественно, передаче о животных тесно в студии. Она смело выходит за ее рамки, организует многочисленные экспедиции в дальние, в том числе экзотические страны, репортажи о которых – обязательная составляющая каждого выпуска. И на Таймыр, и на Памир, на Байкал и в Уссурийскую тайгу, в Танзанию и на Аляску. А если коротко, то от Арктики до Антарктики или от Африки до Америки... Везде побывала съемочная группа «В мире животных». Съемки передач идут постоянно, изо дня в день, и конечно, на съемочной площадке бывают случаи покусов, когда животные попадают в непривычную для них обстановку. Вот несколько занятных примеров: серьезный случай был несколько лет назад, когда меня прямо в студии укусила за руку обычная гадюка, после чего я попал в реанимацию больницы им. Склифосовского. И все из-за минуты невнимания. Я попросил своего друга поймать гадюку специально для нашей передачи. Была как раз весна – брачный период для змей, самцы-гадюки в это время очень активны. Эти змеи сами по себе очень спокойные, они не воспринимают человеческую руку как что-то враждебное. Я все это прекрасно знал и не мог не взять змею на руку. А она так ловко заползла мне в рукав рубашки, что пришлось вытягивать ее обратно за хвост, и в этот момент она меня укусила. Съемки программы - это очень сложный процесс. Я не мог его нарушить из-за такой ерунды. Укус - это не объективная причина, не крыша ведь рухнула, тем более что я сам был виноват. После укуса мы записывали программу еще четыре часа. Рука за это время сильно опухла и покраснела, стала кружиться голова, двоилось в глазах, но я не придал этому значения. Подумав, что яд гадюки постепенно выведется. И после эфира тоже не пошел к врачу. Но я не рассчитал силы действия этого яда. И не обратил внимания, что мне становится все хуже. К счастью, через два дня был День защиты детей, и Елена Малышева, ведущая программы «Здоровье», собирала ведущих Первого канала у Филатовской больницы. Именно она спасла меня. Увидев мою руку, Елена велела мне срочно ехать в больницу им. Склифосовского. Врачи там замечательные, и, слава Богу, все обошлось. Со скорпионами я дружу с 17 лет. Но один раз досталось и от них. В Тунисе перед началом съемки поймал я скорпиона, тут оператор запротестовал: «Отпусти, снимем, будто ты его находишь прямо на глазах у зрителя». Протянул я руку под камешек, снова достаю беднягу, на миг потерял бдительность и… поплатился. Было конечно, очень больно, но вопреки бытующему мнению пустынные скорпионы жалят не смертельно. Наша программа была щедро отмечена разными отечественными и международными наградами, а за последние годы мы получили: «Золотую панду» (Зеленый Оскар) на Международном фестивале «Wildscreen» в 1992 году г. Бристоль (Великобритания); в 1996 году - главный приз ТЭФИ «За лучшую просветительскую программу» г.Москва; в 1997 году – приз международного фестиваля «Стамбекко-д-Оро» в г. Милане (Италия); 2000 год – Диплом номинанта категории «Продюсер» (вошла в финальную тройку); 2002 год – приз за лучшую просветительскую программу на Международном телекинофоруме «Вместе» в г. Ялта; 2004 год – приз за вклад в развитие телевидения на Всероссийском телефоруме в г. Кемерово (Кузбасс); 2005 год – главный приз в номинации «Лучший ведущий программы» на Международном телекинофоруме «Вместе» в г. Ялта. А лучшая награда телепередачи – это любовь зрителей. Среди тех, кто работал над созданием передачи «В мире животных» в разные годы, назовем:
Режиссеры:, Т.В.Гембицкая, С.Петрова, Л.Зонина, Г.Колин, О.Иноземцева, И.Шеплетто;
Редакторы: Ю.С.Диоши, А.Макеев, Т.Тарусова, Т.Николаева, М.Левина, А.Антонова, И.Давыдова;
Операторы: Н.Григорьев, И. Маликова, Е.Павлов, М.Ларин, В.Гудков.
Координаторы: Г.Фадеев, П.Букин, Г.Луговской, Н.Гомелаури, О.Апина.
С 1995 года передачу «В мире животных» готовит «Телерадиокомпания АСС-ТВ» (научно-популярное и просветительское телевидение), которая является преемником и продолжателем традиций некогда знаменитой Главной редакции научно-популярных и образовательных программ Центрального телевидения. Среди работ компании, отмеченных вниманием и любовью зрителей, также «Клуб путешественников», «Очевидное-невероятное», «Цивилизация» и другие. Сегодня президентом и художественным руководителем нашей компании является Юрий Борисович Лапин, выросший из среды газетных журналистов, но уже более 20 лет работающий на телевидении. Очень талантливый человек. Генеральный директор АСС-ТВ – очаровательная и деятельная Наталья Окрачкова. В последние годы организующее начало сосредоточено в руках продюсера Ирины Лапиной. Она привнесла в передачу душевность и элегантность. Я бы сказал, что сегодня наша работа обрела новое дыхание. Ведь когда-то мы работали в крохотных студиях, где, к примеру, как у Шнейдерова, стояли стол, 2 стула, а на заднем плане – полка с бутафорскими книгами. А сегодня у нас новая просторная студия, сложная техника, видеостена, радиомикрофоны – все условия для разносторонней творческой работы! С марта 2006 года наша передача перешла на телеканал «Домашний». Этот переход позволил изменить к лучшему формат передачи. Помимо привычных рубрик, мы смогли создать несколько новых страничек. Это телемосты с Московским зоопарком, уроки ветеринарного врача, «Красная «Книга», «Легенды и мифы о животных». Репортажи из экспедиций стали идти бóльшим форматом. Для телеканала
«Домашний» мы «вырастили младшую сестру» телепрограммы «В мире животных» и назвали ее «Из жизни дроздов».
Очевидно Популяризация науки - давняя традиция русской ученой братии. Всегда, по крайней мере, с конца XDC века, считалось очень существенным, важным, очень почетным для ученых ко всему прочему тратить силы и время для того, чтобы популярно рассказать, что происходит в науке, о достижениях, проблемах и так далее. Мне кажется, в России так было всегда.
Целенаправленно популяризацией науки в стране на государственном уровне начали заниматься где-то в двадцатых-тридцатых годах. Тогда же были сняты первые фильмы научно-популярного содержания, посвященные живой природе, объяснению действия электричества и других научных дисциплин. По-моему, были даже популярны фильмы, рассказывающие об осушении болот и добыче торфа. Кстати, именно по поводу таких фильмов в свое время Ленин произнес свою знаменитую фразу «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Целиком фраза звучала таким образом: «В это время, пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».Пошло в гору и научно-популярное кино. Это и по сие время предмет гордости, потому что столько, сколько делали научно-популярных фильмов у нас, нигде не делали. Было несколько больших студий - Центральная Московская студия, Киевская, Свердловская, Ленинградская. Они выпускали тысячи фильмов и журналов, их показывали в кинотеатрах, потом на телевидении. Популяризация науки считалась важной государственной задачей.Но телевидение очень скоро заняло достаточно независимую позицию от кинематографа: кино - это кино, а телевидение само занялось просветительской деятельностью. И возникло как бы два направления, одно из которых - учебного толка, возник образовательный канал, студия учебных программ и общепросветительского толка. В 1973 году возникла идея создать просветительскую программу на основе научно-популярных фильмов, которых было тогда великое множество очень высокого качества. Это был пик хорошего научно-популярного кино, особенно на Киевской студии, тогда там царил Феликс Соболев с его большими картинами. Они делали много экспериментальных вещей. Главным редактором студии был Е.Загданский, очень большая умница и человек, который чрезвычайно поощрял поиск в этой области.Так вот, возникла идея сделать такую передачу на телевидении, которая бы использовала фрагменты из фильмов и представляла собой обозрение научно-популярного кино. Это происходило в рамках редакции кинопрограмм, там же, где выходила, например, Каплеровская «Кинопанорама» о художественном кино, где возникла передача «Документальный экран», которую вел поэт Роберт Рождественский и показывал фрагменты из документальных фильмов.А когда искали человека, который бы вел передачу о науке, научно-популярных фильмах, то появилась идея пригласить на эту роль Капицу. Сергей Петрович пришел к этой деятельности тоже не случайно. Дело в том, что незадолго до этого он выпустил книгу, которая называлась «Жизнь науки». Любопытное издание — собрание предисловий к главным работам всех выдающихся ученых, начиная с XV или XVI века, Ньютона, Эйнштейна, Галилея и прочих, и прочих. Каждой статье предпосылался небольшой биографический очерк и фотографии или гравюры того времени, когда все было написано. Это была особая идея Капицы: дело в том, что мы имеем искаженное представление обо всех ученых, потому что знаем их стариками, а все, что они сделали, они сделали молодыми людьми. Он потратил много сил, разыскивая эти снимки, и в итоге ему так или иначе пришлось знакомиться с достижениями, с историей всех наук, он стал историком науки в полном смысле этого слова.Его позвали, а опыт у него был - он читал лекции на учебном телевидении, и оказалось абсолютно естественно, что он будет вести такую передачу.Первая передача вышла в феврале 1973 года. И это было чистое обозрение научно-популярного кино. Так продолжалось на протяжении месяцев трех-четырех. Передача выходила два раза в месяц, через неделю. В одну неделю, кажется, это были субботы, выходила программа «В мире животных», а следующую субботу выходило «Очевидное-невероятное». Название «Очевидное-невероятное» происходило от одного из научно-популярных фильмов, который был снят в Москве и был посвящен так называемому эффекту Кирлеана. Это такая мистическая история свечения рук, я уж подробностей не помню, но название оказалось чрезвычайно привлекательным. И оно стало знаменитым главным образом благодаря передаче «Очевидное-невероятное».Я пришел через три месяца после того, как начала выходить передача. Меня позвало новое руководство редакции, Жанна Петровна Фомина и Ирина Александровна Железова. Они пригласили меня редактором на эту передачу, потому что старая команда ушла, режиссер, я с ним практически не был знаком, по-моему, ушел работать на МОСФИЛЬМ, а редактор - на факультет журналистики МГУ. Когда я появился, программа еще какое-то время существовала по-старому, режиссером стал Александр Гуревич.Но достаточно скоро, в результате наших дискуссий с Капицей - а мы довольно быстро нашли общий язык, во-первых, оба - физики, во-вторых, у нас был близкий взгляд на задачи популяризации науки, в общем, очень скоро стало неинтересно делать обозрение научно-популярных фильмов, и мы стали делать обозрение научных идей. Мы как бы переместили точку зрения, то есть в основу передачи ставили не коллекцию фильмов, а какую-то научную идею, рассказывали ее историю, о людях, которые этим занимаются, приглашали ученых, включали кино уже как дополнительный материал, ассоциативный или иллюстративный.И очень скоро у передачи появился собственный голос, она привлекла внимание, очень быстро стала популярной. В то время не измеряли рейтинги, но она стала программой в известной степени привлекательной самым разным слоям зрителей - начиная от членов Академии наук, которые находили ее полезной, интересной в том смысле, что люди, профессионально занимающиеся в одной области, могли узнать из этой передачи, что делается в другой области. Мы никогда не делали никаких скидок, никогда специально не занимались вульгаризацией науки, скажем так, ради того, чтобы быть понятыми широкой аудиторией. Напротив, мы называли вещи своими именами, чем стимулировали людей к тому, чтобы они сами брались за книжки, искали объяснение тем же самым кваркам, сведения из области биологии, физики, химии... И это, как ни странно, очень понравилось публике, они почувствовали, что к ним относятся уважительно, с ними говорят, как со взрослыми людьми и это интересно.Второе обстоятельство, которое тоже достаточно быстро набрало силу - мы стали приглашать в студию самых крупных ученых со всего мира, первых лиц науки, которые сами рассказывали, что они сделали. Это были Нобелевские лауреаты, люди, которые играли первые роли в каждом направлении науки во всем мире. Было принципиально важно, что выработался такой способ жизни, потому что только в разговоре с этими людьми можно было узнать что-то очень важное, очень сокровенное в каждой области. Задача приглашения ученых ложилась на Сергея Петровича. Он, по роду своей жизни, благодаря, конечно, отцу Петру Леонидовичу Капице, обладал огромным кругом знакомых в науке, великолепно владел английским языком и прилично французским, ему не составляло труда общаться с учеными любой страны. Он собирал, зазывал ученых, мы записывали обстоятельные разговоры, а потом я из этого делал программу. Это уже была моя задача - я искал материал, выстраивал разговор, делал из него такое кино, которое еще и интересно смотрелось бы.В общем, нашу работу заметили и уже спустя несколько лет на нас стали сыпаться всевозможные награды. В 80-м году мы вдвоем с Капицей получили у Госпремию СССР за создание передачи «Очевидное-невероятное»; по-моему, в том же году или на следующий, Капица получил премию Калинги - это премия ЮНЕСКО за популяризацию науки, и мы получили много премий на всевозможных фестивалях. Но это уже главным образом не на основе самих студийных передач, а за счет тех фильмов, которые делали специально для программы.Так появилось еще одно направление деятельности, оно было связано с предложением, которое возникло в кинообъединении «Экран». Сначала мы сделали с режиссером Сергеем Вологдиным серию фильмов о космосе: «Живая вселенная», «Семья солнца», в общем, цикл из четырех-пяти фильмов, посвященных всяким космическим проблемам. А потом сделали целый большой цикл, который называли «Научные приключения», уже с режиссером Виктором Викторовым. Тут были самые разные фильмы, в год делали по два. Первым появился большой фильм о Тунгусском метеорите «Тайна», который тут же получил 2 премии - одну в Японии «Большое серебряное зеркало МАКИО» и в Париже на фестивале «Образы науки». А дальше были самые разнообразные фильмы: про открытия Савелия Ямщикова в области русской живописи XVIII века; про музейную работу в литературных музеях Москвы; «Жгучие тайны века» - о психологии ожидания чуда.Это был, кстати, любопытный фильм, совершенно научный по подходу, где мы пытались самым серьезным образом ставить психологические эксперименты, которые очень наглядно и убедительно доказывали, что все мы не свободны от действия внутренних установок, влияния окружающих людей и т.п. и все мы живем в ожидании чуда.Каждый эксперимент позволял усомниться в реальности всяких необычных явлений. И ставили тем самым под сомнение существование НЛО, Снежного человека, бермудского треугольника и других чудес.Был фильм об археологии, фильм о Петре Леонидовиче Капице, который удалось снять, когда он получил Нобелевскую премию. В общем, этот большой период деятельности «Очевидного-невероятного» чисто просветительского толка просуществовал где-то до начала 80-х годов. 1984-85 год - это было время, главным образом посвященное просветительству в области экономики, но именно в те же годы начались два новых направления нашей деятельности, которые тоже привлекли большое внимание - одно из них, это очень активное участие в миротворческой деятельности ученого мира.Это направление, которое возглавляло Пагоушское движение ученых (в котором принимали участие многие наши выдающиеся ученые и Капица в том числе), вылилось в очень серьезную серию телевизионных мостов с США, встреч против «ядерной зимы», за прекращение испытаний ядерного оружия, против нейтронной бомбы и так далее - такие мировые акции. Это все началось, когда появилась техническая возможность, возникли мосты, в которых мы принимали участие, в основном совместно с американской компанией WJBH - бостонская группа, компания NOVA. Мы вместе с ними организовали целый ряд таких выступлений, потом подключались еще европейские компании. Среди самых крупных была акция, связанная со столетием Нильса Бора. Был проведен тройной мост - группа ученых в Копенгагене, группа в Бостоне и группа у нас. Был очень хороший, очень серьезный разговор об «открытом мире». Передача блистательно прошла у нас, в Европе и не прошла в Америке, это удивительная история, но там ее не выпустили, она прошла очень сокращенно, потому что идея свободного обмена и определенной критики в адрес Америки была воспринята там недолжным образом. Это одно серьезное новое направление, а другое было связано уже с нашей внутренней жизнью.Оно было связано главным образом со всевозможными диалогами по экономике, математической экономике и вообще макро- и микроэкономике, в которых принимали участие очень крупные наши экономисты, начиная с Нобелевского лауреата Л.В. Канторовича и заканчивая, может наиболее ярким, блистательным рассказчиком - академиком Абелом Гезовичем Аганбегяном. Мы сделали целый цикл программ, который анализировал состояние нашей экономики, советской экономики. Был скандал по этому поводу. В итоге одну из передач не выпустили в эфир, но ее расшифровали на Старой площади и использовали для обучения партийных просветителей. Этот материал стал настольным, там впервые были опубликованы вещи, которые просто-напросто раньше никто никогда не говорил. Это происходило в конце 1984 года, за несколько месяцев до появления на вершине партийной лестницы Горбачева. Передачи предшествовали тому самому перестроечному моменту, который в итоге стал очень энергично развиваться, и тема экономики, тема устройства экономической жизни в стране, изучение мирового опыта, стала особым направлением. В течение года или двух «Очевидное-невероятное» занималось этим просто целенаправленно, ездили в экспедиции в США, в Англию...Я в то время уже отошел от программы, мне практически одновременно была поручена другая работа. Ж.П.Фомина поручила мне придумать вечерний просветительский канал. Так появилась программа «Под знаком Пи». Развитие экономической линии, довольно серьезно перекосило «Очевидное-невероятное» и увело от всех других проблем, это стало в какое-то время основным, а потом (я не знаю, каким образом это получилось, я уже занимался другой программой), но программа закрылась на какое-то время, перестала существовать, потом возникла снова, и мы некоторое время делали параллельно две версии «Очевидного-невероятного»: Сергей Петрович делал версию под названием «ОН - XXI век» футурологического свойства, а я делал «ОН 2000», обращенное назад, рассказывал об истории науки, подводил итоги тысячелетия. Потом это раздвоение было, скажем так, не самым мирным образом закрыто. Сергей Петрович настоял, что только он один может делать передачу под названием «Очевидное-невероятное», и мы стали делать новую программу «Цивилизация». Но это потом ... И сейчас «Очевидное-невероятное» продолжает существовать достаточно близко к тем первым формам - это в основном студийные разговоры, «говорящие головы». Мне кажется, она несколько увяла, но, тем не менее, продолжает существовать на третьем канале.А тогда, в середине 80-х, история развития просветительского направления привела к появлению целого научно-популярного канала, и тут достаточно занятная история. Она опять же связана с тем именем, которое я упоминал - Жанна Петровна Фомина. Она вернулась из Праги после своей деятельности на ИНТЕРВИДЕНИИ, где была одним из руководителей европейского объединения, и возглавила 4 канал, образовательный.У нее появилась идея сделать субботу и воскресенье широкими просветительными днями, и она пыталась выстроить программы таким образом, чтобы эти два дня были бы обращены к самой широкой аудитории, там бы не было чистого образования, а было бы много просветительства, связанного с наукой и искусством, с театром и так далее. Эту программу готовили довольно основательно, но еще до выхода в эфир (все должно было начаться буквально с нового года), где-то в ноябре-декабре обнаружили, что вечера-то нечем занять, и было предложено подумать, как это сделать.Я предложил один из вечеров - субботний или воскресный - занять такой большой целовечерней программой. Тогда были в каком-то смысле даже модны такие формы существования, многочасовые «каналы» на разные темы. Я предложил делать вечер с восьми часов до двенадцати - 4 часа специальной программы, которая получила вольное название «Под знаком Пи». Получилась эта цифра только потому, что в отведенное время попадала программа «Время», которая занимала 45 минут, и если из 4х часов вычесть эти 45 минут, то остается 3 часа 15 минут, а 3,14 это и есть число Пи. Вот тогда появилось смешное название «Под знаком Пи» и канал просветительского толка, который включал большое количество очень интересных тем.Программа строилась таким образом: до программы «Время» мы собирали материалы более информационно-просветительского толка, снимали небольшие 10-12-15 минутные сюжеты, которые рассказывали о всевозможных научных, исторических, литературных материалах, новациях... Потом шла программа «Время» и после нее мы как бы укрупняли материал, шли большие сюжеты, постановки, вплоть до того, что мы снимали целые спектакли, выясняя, был ли Шекспир, кто мог стоять за этой фигурой, очень интересные делались постановки, по Бредбери, например, спектакли, в которых снимались очень хорошие актеры, всевозможные сюжеты, посвященные и этнографии, и философии, и много всяких тем.В заключительной части «Под знаком Пи» мы показывали фильмы производства ВВС и других зарубежных компаний. Но главное, конечно, было в другом: впервые появилась возможность серьезно и обстоятельно рассказывать о тех людях, о которых раньше просто нельзя было ничего говорить. Мы делали большую программу, чуть ли не час, о Бахтине. Михал Михалыч Бахтин - фигура, абсолютно неугодная в прежние времена. О Слоутердайке, о Лосеве, программы о философах самых разных направлений. До этого было только одно марксистское направление в нашей философии, а здесь вдруг оказалось возможно и интересно рассказывать о другом: например, русская философская мысль начала XX века, Соловьев, Флоренский и другие. Вот такие личности.Потом появилась возможность рассказывать о русских ученых, которые вынуждены были уехать, эмигрировать из России после революции. И здесь бывшие пассажиры «философского парохода», и изобретатели, и инженеры — тот же Зворыкин, и Сикорский, и Ипатьев, и Питирим Сорокин и так далее, и так далее. И все крупнейшие наши ученые, которые опять-таки были персонами нон грата и совершенно неизвестны. Счастливое время, потому что каждая история, каждая личность были открытие, необычайно интересно было с этим работать. Естественно, возник и круг художественных открытий, потому что, начиная с Рахманинова, Куприна, Бунина и других, которые отправились в долгую эмиграцию — о них тоже было мало что известно. И Цветаева, и Мандельштам, и Хлебников - масса фигур, которые относились в те времена к полузапретным; Малевич, Шагал - какой огромный пласт культуры, мы его выплеснули. Удивительные истории рассказывались тогда. Сейчас даже грустно, что все это уже рассказано, хотя к каким-то вещам можно возвращаться и возвращаться.Появились возможности нового взгляда на общеизвестное. На «Эхе Москвы» есть рубрика, которая называется «Не так». Один из ее авторов, проректор гуманитарного университета Наталия Басовская, в то время это был историко-архивный институт - с ней мы сделали целый цикл передач, где рассказывали, переосмысливали вклад и значение многих исторических фигур, которые раньше воспринимались совершенно иначе - это Наполеон, Петр Первый, Фридрих Барбаросса, личности, к которым раньше было другое отношение, другое прочтение. Передача называлась «Беседы в саду Клио».И еще один из постоянных участников, который тоже рассказывал вещи, раньше невозможные - физик, биолог С.Э. Шноль. Он рассказывал о Шанявском, поразительная история о человеке, который создал открытый университет в начале века; рассказывал о Кольцове, генетике, создателе института генетики; о многих личностях совершенно удивительных, и это были фигуры, которые для многих и многих оказались в полном смысле открытием целых миров. Эта деятельность программы «Под знаком Пи» продолжалась в течение семи лет.С передачей произошла история, похожая на «Шагреневую кожу», потому что, когда программа началась, она занимала 3 часа 14 минут, и в таком виде просуществовала месяца три на образовательном канале. Потом я как-то столкнулся в коридоре с Эдиком Сагалаевым, и тот с восторгами о том, какую потрясающую вы делаете передачу, сказал, что у канала не такая большая аудитория, негоже, что ее все не видят и надо обязательно переводить на первый или второй канал. Он выступил с этим предложением на коллегии, и коллегия решила - да, действительно, эту передачу нужно переводить на другой канал. И мы вышли на втором канале. Стали выходить по субботам, но, естественно, на втором канале дать четыре часа нам никто не мог, и мы стали выходить 2 часа, потом 1,5 часа. Потом час. Долгое время передача шла объемом час, и это было еще ничего. Потом она стала 45 минут, потом скатилась до 30 минут, и это уже никакое не «Пи», уже нужно было что-то менять. Название, несмотря на раскрученность бренда, перестало соответствовать той идее, которая была заложена, уже не умещалось богатство и разнообразие тем, мы могли делать только какой-то один сюжет - и делали программу на 45 минут, на 37 минут про Бахтина или еще кого-то, но это уже была штучная, разовая программа.Я попытался компенсировать утрату и выпустил передачу, которая называлась «Избранное» - не повторные, абсолютно новые вещи. И в течение двух лет мы выходили раз в месяц с большими программами, которые составляли часа два-три. Это было избранное не только нашей научно-популярной редакции, делали свои куски и литдрама и даже детская редакция. И помнится, там были удивительные вещи - от литдрамы мы получили в «Избранное» уникальную передачу, в которой Бродский рассказывал о собственном восприятии трех величайших поэтов, своих предшественников — это Цветаева, Мандельштам и Пастернак. Уникальный совершенно материал, который имеет абсолютную ценность. Или же там был очень интересно сделанный фильм об Уитмене и так далее. То есть была попытка сохранить многогранный, интересно сделанный канал просветительского толка. Мы делали его с Сергеем Савушкиным в качестве главного режиссера, а оформил канал «Избранное», придумал, нарисовал - будущий главный художник НТВ Семен Левин. Он был тогда просто художником, дизайнером, и мы вместе с ним, с Сергеем и Ниной Зарецкой сделали цикл о дизайне, где Семен выступил в качестве рассказчика. Мы использовали материалы немецкого фильма, рассказывали о мебели, о других вещах. Строилось так, что цикл шел до полуночи и после полуночи (это не пересекалось со знаменитой передачей «До и после полуночи»), одна из рубрик этого цикла называлась «Бессонница» - в ней шли интереснейшие истории, рассказы о современном искусстве, причем самого широкого свойства. Например, там был материал, который специально снимали в Штатах, Нина Зарецкая делала большое интервью о Неизвестном, или же Эдинбургском фестивале Там были удивительные истории в рамках темы «Портреты»: мы успели сделать портрет Вознесенского, искусно сделанный, очень интересный за счет диалога, за счет рисования. Я помню, это происходило в Пушкинском музее, там даже выставку Вознесенского сделали, чего только не было напридумано. И там же делали занятные эксперименты, с ансамблем Пекарского, например. Должен сказать, что эти две формы и «Под знаком Пи» и «Избранное» были очень живыми и интеллектуально насыщенными программами. Вокруг и той, и другой действительно собрались хорошие, очень творческие команды. Именно на передаче «Под знаком Пи» появились те главные действующие лица, которые и до сих пор работают с нами. Начинал я «Под знаком Пи» с Алексеем Горовацким, первую программу он выстраивал в нашей огромной студии. Он меня впервые снимал в качестве ведущего и пришел к нам с радио, знал очень многих актеров, приводил их с собой, и на одну из самых первых передач к нам пришел Миша Козаков, который читал Бродского, читал Пушкина, массу вещей... Тот же Горовацкий поставил спектакль «Он или не Он» о загадке Шекспира.Потом появился Витя Ющенко, которого привел Горовацкий. Потом появился очень хороший режиссер Фоменко, его, к сожалению, уже нет на свете -сделал много удивительных вещей. Вообще должен сказать, что такой расцвет и тематический и творческий привлек многих хороших режиссеров, авторов, с ними здорово работалось. Если «Очевидное-невероятное» фактически делали два режиссера: сначалаТуревич, потом Виктор Степанович Есин, ну и Володя Сергеев, вот и все, то здесь команда режиссерская выросла в три, в пять раз. Много, много людей сотрудничало с нами, и многие из них продолжили работу уже в новой программе, которая стала называться «Цивилизация». «Цивилизация», соответственно, появилась на смену «Под знаком Пи». Некоторое время мы делали «ОН 2000». Потом долго выбирали название и из всего, что было предложено, название «Цивилизация» выбрал Сергей Шумаков, тогда продюсер на Первом канале. В сущности, это было прямое продолжение тех же идей, которые были в ОН, «Пи»... То же самое и не то же самое - конечно, были другие режиссерские решения, другие темы, но общий смысл, общее направление одно. В этом смысле можно рассматривать мою деятельность в этом направлении - каждая новая программа исследовала какие-то накопленные идеи, вместе с этим появлялись какие-то новые темы, новые повороты. В конце 90-х, в связи с приближением нового тысячелетия было решено сделать цикл под названием «Гении и злодеи уходящей эпохи». Цикл, который сейчас уже работает в третьей сотне героев, сначала было больше ученых, а потом сравнялось - ученые, и деятели культуры, писатели, художники, а сейчас, у меня такое впечатление что уже явно больше людей культуры. Но это связано с особыми сложностями сегодняшнего эфира. Сейчас пробиться на экран с какими-то новыми лицами, именами почти невозможно. Страх не набрать рейтинга так велик, что многие великие имена отвергаются на уровне предложения – а кто его сегодня знает? А что за человек?
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 862;