Восстановление обществ, разрушенных войнами.
Немало этнических конфликтов превратилось в ожесточённые войны. В 1993 году в 42 странах было 52 крупных конфликта, самые сильные из которых бушевали в государствах Восточной Европы, Центральной Азии и Африки. Обычно в такие, сложные по структуре и отличающиеся высоким уровнем жестокости и насилия противостояния, оказываются втянуты не вооруженные силы, которые могли бы сразиться между собой, а большие группы гражданского населения. Эти конфликты имеют также тенденцию затягиваться: половина из них к 1993 г. длилась уже более десятилетия.
Конечно, международное сообщество наращивает усилия по прекращению этих войн, чему способствует ряд обстоятельств: ООН, деятельность которой больше не сковывают условия холодной войны, получила возможность гораздо эффективнее выполнять свою миротворческую роль; благодаря работе средств массовой коммуникации о происходящих где бы то ни было военных действиях быстро становится известно широкой общественности; наконец, в мире растут опасения, что конфликты перекинутся через границы отдельных государств.
Проблемы, которые стоят перед разрушенными войной государствами, связаны с решением трех труднейших задач: закрепить мир, обеспечить меры экстренной помощи населению и поставить страну на путь стабильного развития. Эти три задачи взаимосвязаны, и хотя, в зависимости от ситуации, на первый план выходит то одна, то другая, в любом случае ими надо заниматься одновременно, потому что без решения каждой из них невозможно решить и все.
Предоставление неотложной помощи должно идти параллельно с процессом мирного урегулирования, чтобы граждане получали поддержку в стремлении наладить свою жизнь.
Добиться прорыва в развитии – это серьёзнейшая задача даже для мирных обществ, в странах же, затронутых войной, проблемы усложняются многократно. Помимо перестройки экономики, правительства должны обновить политические и судебные структуры, а также расширить сферу социального обеспечения для бывших участников военных действий и жертв войны. Важное значение имеет и психологическая реабилитация после неизбежных душевных травм. И здесь свою роль могут сыграть религия и другие формы духовной реабилитации.
Страны-доноры для передачи фондов в пользу пострадавших от войн обществ сейчас всё шире используют независимые неправительственные организации, которые располагают большей свободой действий в предоставлении помощи наиболее остро нуждающимся. Это может, с одной стороны, ускорить получение помощи, но с другой, расхолаживая государственные структуры, усилить зависимость стран-реципиентов от внешних источников средств.
Окончание холодной войны стало ещё одним фактором, позволившим органам ООН действовать более гибко. В начале 1990-х гг. была одна цель – установить «коридоры мира» для доставки гуманитарной помощи. Но когда их стало трудно поддерживать, ООН начала сочетать гуманитарную помощь с военным вмешательством, как было, например, в северном Ираке, Сомали и Боснии.
Этот новый стиль вмешательства ООН спас множество жизней и помог встать на ноги сотням тысяч беженцев. Но от ООН ждут быстрых результатов при весьма ограниченных ресурсах, что часто нарушает координацию работы различных частей Организации, а то и приводит к их конкуренции. При массивном присутствии своего персонала, как было в Камбодже, органы ООН иногда игнорируют местные институты и практически создают параллельную администрацию. Присутствие многочисленного контингента миротворческих сил ООН также порой имеет отрицательный эффект, осложняя повседневную жизнь местного населения.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 533;