Советская историография в условиях перестройки.
К сер. 1980-х в сохранялись основные характеристики: методологический монизм, корректировка научного поиска в соответствии с конъюнктурой, сохраняется ограничение доступа к источникам, особенное положение истории партии, централизм и контроль.
До января 1987 истории почти не касались, только ругали Брежнева за продажу огромного объема нефти, но этого могли касаться лишь высокопоставленные партийцы. Сначала идея ускорения, а не перестройки, а с января – радикализация, после Пленума обновляются кадры.
Главные герои перестройки – Яковлев и Афанасьев.
Яковлев –Уволен за пропуск неподобающей статьи, назначен послом в Канаду. Вернулся при Горбачеве партийным деятелем. «Отец» перестроечных явлений.
Помощник – Юрий Николаев. Докторская «Фр. школа анналов». В 1987 опубликовал статью в «Московских новостях»: последние 20 лет в советской исторической науке застой, историю советского общества нужно переосмыслить, нужно расширять проблематику, необходимы дискуссии и плюрализм (не воспевать царей, Сталина). Один из недовольных – Ваганов, опубликовавший с Пономаревым статью в «Советской культуре»: не было застоя, наука развивается, если не понимают – пусть общаются с трудящимися.
В 1987 Смирнов (либерал) назначен директором Института марксизма-ленинизма. В апреле прошла дискуссия многоукладников (Волобуев, Данилов), противников новой истории. Март 1988 в «Советской России» статья Нины Андреевой «не могу поступиться принципами»: в духе «Краткого курса» (необходима дисциплина и борьба). В письме осуждались появившиеся в прессе после объявления перестройки материалы, критикующие социализм, и в частности политику Сталина, притом, что говорилось: «Вместе со всеми советскими людьми я разделяю гнев и негодование, по поводу массовых репрессий, имевших место в 30-40-х по вине тогдашнего партийно-государственного руководства. Но здравый смысл протестует против одноцветной окраски противоречивых событий, начавшей ныне преобладать в некоторых органах печати». Упреки в западничестве и космополитизме.
1987 – доклад Горбачева о сталинских репрессиях. С начала 1988 реабилитирован Бухарин, после почти все сталинские оппозиционеры, осуждены секретные протоколы.
Новые тенденции:
· сов. историография как особый феномен перестала существовать.
· С конца 1980-х утвердились принципы научного плюрализма.
· Быть марксистом стало немодным. С 1989 наиболее популярна концепция тоталитаризма. Русская история 18–20 века – концепция модернизации. Средневековье и древний мир – цивилизационный подход.
· Исторические исследования политизированы и публицистичны. Публицисты во многом определяли темы, пути, хотя сами часто не имели исторического образования: Попов (отмена крепостного права, «С точки зрения экономиста», ввел термин «административная система»), Селюнин (экономист, писал о советской экономике), Лацис, Астафьев. Историки: Сироткин (внешняя политика, отечественная экономика), Ханин (экономика, статистика «Динамика экономического развития СССР»). В общем, много исторических публикаций, интерес публики и СМИ, особенно с 1987.
· До конца 1980-х наиболее популярны специализации – археология, новая и новейшая история. Теперь – советская и ее сравнение с западной.
· Потеряли значение цитаты из классиков. Возвращение к принципам академического марксизма.
· Ликвидированы спецхраны, документы переданы в библиотеки. Но часть осталась в «Отделах русского зарубежья».
· 1989 ликвидирована История КПСС как отдельная дисциплина. 1990 прошел бунт студентов «не хотим изучать историю КПСС». С 1991 переименована в политическую историю, после просто кафедра. Ликвидирована история КПСС и как научная специальность.
· Прекратили существование «Вопросы истории КПСС» - превратились в «Кентавр».
· Контакты с заграницей. С 1988 часто приезжают иностранцы, начинают выезжать советские специалисты.
· С 1988 переводы западных сочинений по отечественной истории: Стивен Коэн (биография Бухарина), Рабинович («Большевики приходят к власти»), Слассер («Сталин в 1917»), Э. Карр («История большевистской революции»), Дж. Боффа («История Советского Союза»), Верт («История советского государства»).
· Обилие споров, дискуссий историков по разным вопросам в духе публицистики.
· Не изменилась система управления историческим образованием. Ликвидирован в 1992 ИМЭЛ, партийные школы и партийная система в целом. Не было снижения финансирования, но перестали поступать иностранные книги.
· 1980 - 1990-е развивается процесс формирования большого исторического сообщества. Много международных конференций.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1643;