Н.И. Костомаров и его сочинения.
Идеи. Костомаров определили предмет своих научных занятий следующим образом: «история, занимаясь народом, имеет целью изложить движение жизни народа; следовательно, предметом ее должны быть способы и приемы развития сил народной деятельности во всех сферах, в которых является жизненный процесс человеческих обществ».
«Мысли о федеративном начале Древней Руси» (1861): федеративная теория – восточным славянам изначально присуща федерация. В связи с географическими особенностями славяне жили группами/частями. Федеративную связь между частями обуславливали три главных «начала»: 1) происхождение и быт (этнографическое тяготение), языковое сходство, несмотря на наречия; 2) единый княжеский род; 3) христианская вера и единая церковь. Тенденция изменилась после монгольского нашествия, которое принесло с собой рабство. Московские князья усвоили единодержавные/самодержавные принципы и начали борьбу с федерализмом (концепция унитарного государства). Костомаров считал, что Русская земля была слишком велика, чтобы в столь короткий срок стать единодержавною. Костомаров снимает «норманнский вопрос», он говорит, что пришлая власть не могла изменить ни древних обычаев и быта и не принесла ничего нового. Только с пришествием монголов начался быстрый поворот к единодержавию. Плотом федерализма оставались Новгород (вече) и Южная Русь (казачество). Рождение русского монархизма или единодержавия – длительный процесс. В татарский период сложились лишь условия. Далее с XIII по XV век Костомаров характеризует как феодализм, понимая под ним политический строй, когда весь край находится в руках владетелей, образующих из себя низшие и высшие ступени с известного рода подчиненностью низших высшим и с верховным главой выше всех. При Иване III единодержавие окончательно взяло перевес над федерализмом. Периодизация: До Ивана III удельно-вечевой строй, с Ивана III монархический/единодержавный период.
«Две русские народности» (1861): признается выдающаяся роль географического фактора в истории. Костомаров не использует термин «колонизация», вместо него – «переходы». Он подчеркивал влияние колонизации на изменение характера переселенцев под воздействием неизбежных причин (других условий климата, почвы). Раскрывается понятие народность, конкретный исторический анализ великорусской и малорусской народностей. Для сохранения самобытности очень важен высокий уровень образованности.
«История раскола у раскольников» (1872): Раскол рождается как отстаивание обычая. Сопротивление родилось внутри духовенства по мере роста раздражения против духовной власти. Массовым движение стало, когда к нему присоединился народ, недовольный управлением и тогдашним порядком вещей.
«Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права?» (1859): до 1592 г. по мнению Костомарова крестьяне были люди вольные и по праву, в определенный годичный срок переходили с земли одного господина на землю другого. Уложение 1649 г. окончательно сделало крестьян крепкими к земле. А значения «крестьянин» и «холоп» сливались.
«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (1873-1888): личность и эпоха, личность и ее понимание времени, ее реальные действия и значение в исторической судьбе России – основные вопросы, поднимающиеся в труде.
Источники: им опубликованы «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России», «Памятники старинной русской литературы».
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1356;