Сущность социально-культурных технологий
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» − это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология − это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
−Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
− Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология − это механизм реализации теории в практику социально-культурной деятельности.
По нашему мнению,под технологией социально-культурной деятельности понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.
Технологии − это и теоретические знания, притворенные в решение практических задач через применение определенных способов деятельности, и проектно-конструкторская активность, нацеленная на их выработку, внедрение и использование.
Под технологиями обслуживания потребителей сферы культуры и досуга понимаются совокупность способов деятельности, нормативно выверенных трудовых операций, стандартных процедур, которые осуществляют работники этой сферы с целью предоставления услуг, создания и продажи сервисного продукта культурно-рекреационного характера.
Строго говоря, люди, которые обращаются к любительским занятиям вне рамок организованного досуга, также прибегают к стандартным процедурам и операциям, с целью самоорганизации, заполнения своего свободного время увлечениями и занятиями: читают, вышивают, играют в народные игры и т.п. Но в этом случае подобные процедуры и операции сложились исторически или на основе личного опыта; они регламентируются традициями, а также самим человеком или участниками досуговых занятий.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:
- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы - коллективы людей и отдельные личности);
- субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив;
- деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.
Все элементы функционирования технологического процесса в учреждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность, Все, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию. Это выражается в:
- осознании потребности в культурно-досуговой деятельности у людей, что делает возможным любой приход человека в учреждение культуры, без чего не может быть условий для формирующего влияния учреждения культуры на свою аудиторию;
- понимании, что потребности личности являются достаточно подвижными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся в нашем обществе политических, экономических, социальных и культурных реформаторских процессов общепризнан;
- принципиальной возможности регулирования "потребностями", а через них - мотивацией участия личности в деятельности учреждений культуры, формами и степенью такого участия; это доказано хотя бы тем фактом, что многим учреждениям культуры на практике удается такое регулирование и, как следствие, целенаправленное, формирующее влияние на аудиторию.
Достаточно высокую общественную значимость культурно-досуговой деятельности придает активное формирующее влияние личности на своих коллег по клубным занятиям и на более широкое окружение в процессе художественного, научно-технического творчества. Это также составляющая технологии культурно-досуговой деятельности.
Следовательно, технология культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с другой, - условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому деятельность субъекта учреждения культуры регулируется практикой, реальностью.
Отсюда синтетический характер технологии культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать через отношения "субъект - объект - субъект", но и это не дает основания считать анализ полным, ибо технология развертывается и в социально-психологической плоскости: "личность - общество".
Одну из простейших группировок сервисных технологий можно подразделить на две разновидности:
• прямые технологии, т.е. впрямую направленные на кулыурно-досуговое обслуживание. Например, в ресторане такими технологиями выступает приготовление пищи и сервировка блюд, обслуживание официанта, музыкальное обслуживание;
• вспомогательные технологии — создающие возможности и условия для такого обслуживания. В ресторане это приемы инженерно-технического обслуживания, информационно-рекламного обеспечения и т.п.
Более сложна группировка технологий по критерию глубины и формам взаимодействия потребителей и производителей досугового сервиса (условно говоря, кто и что делает в досуговых занятиях). Здесь можно выделить три разновидности технологий:
• технологии предметно-профессиональной деятельности, которую осуществляют специалисты, в то время как посетители являются зрителями, т.е. они заинтересованно следят за их активностью, испытывая в результате разные эмоциональные состояния и по-разному оценивая мастерство исполнителей. На этом основано действие спортивно-зрелищных и художественно-творческих технологий, которые рассчитаны на аудиторию искусства, спортивных состязаний, авиашоу и т.п. В этом случае профессиональные технологии в основном носят коммуникативно-демонстрационный, заразительный характер и связаны с глубоким воздействием этического, интеллектуального, эстетического, эмоционально-психологического, зрелищно-развлекательного плана на аудиторию;
• технологии предметно-профессиональной или художественно-игровой деятельности обучающего или организационно-вспомогательного характера, которые мотивируют посетителей, втягивая их в активные действия. Речь идет о работе аниматоров, о передаче посетителям навыков игры, художественного творчества, об их включении в спортивные тренировки, оздоровительные процедуры, в туристскую деятельность и т.п. Цель этих технологий — добиться формирования у посетителей рекреационного эффекта посредством научения их элементам творчества, игры и стимулирования их собственной активности, чувства свободы и раскрепощенности;
• предметные технологии, свойственные участникам любительских занятий или пользователям технических и компьютерных средств с целью информации и развлечений. И то и другое может быть легко использовано потребителями (пользователями, клиентами), в то время как специалисты либо создают условия для отдыха, досуговой деятельности, но сами при этом не присутствуют (провайдеры, горничные отеля,специалисты, составляющие туристские маршруты, и др.), либо находясь рядом и следя за выполнением технологических инструкций, без необходимости не вмешиваются в занятия посетителей (работники аттракционов, компьютерно-игровых центров и др.).
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.
Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».
Если говорить о «педагогической технологии», то она можег существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '
3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3316;