ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА
предполагает:
1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя.
2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п.
3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.
4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.
5. Существует не просто государственная религия, арелигиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.
6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.
7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.
8. Деспотические и абсолютистские формы правления.
9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.
10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.
11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.
12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).
Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.
МЕСТО И РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА:
В Федеральном законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.массовая информация понимается как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а ксредствам массовой информации Закон относит
• периодические печатные издания,
• радио-, теле-, видеопрограммы,
• кинохроникальные программы,
иные формы периодического распространения массовой информации (ст. 2). Средства массовой информациипризваны осуществлять:
а) поиск;
б) получение;
в) передачу;
г) производство;
д) распространение информации.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
Американский журналист Дуглас Кейтер назвал печать, радио, телевидение «четвертой» (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти. Эта метафора получила широкое распространение, причем в немалой степени благодаря самим СМИ, которым такая оценка их статуса и роли в обществе весьма импонирует.
То, что СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации. В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. Итальянский диктатор Бенито Муссолини писал: «В тоталитарном режиме печать является элементом режима и силой, находящейся у него на службе... Поэтому итальянская печать является полностью фашистской». Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет:
а) пропаганду официальной идеологии;
б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине;
в) критику идеологических противников.
В обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией СМИ как мощное орудие властидолжны быть рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем чтобы в конечном счете обеспечить контроль общества и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся. По отношению к обществу СМИдолжны выполнять две основные функции:
а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;
б) адекватно отражать общественное мнение.
В обществе обязательно должны существоватьгосударственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.
В демократическом обществе обязательно должны бытьнегосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения.
Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем.
В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную идеологию, воспитывают массы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют идеологических противников.
В демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг.
Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении политических программ, идей, лозунгов среди населения.
В литературе существуютразличные подходы к классификации функций СМИ. Так, профессор Иллинойского университета Т. Петерсон выделяет семь основных функций печати:
1. служить политической системе общества, обеспечивая информацию;
2. обсуждать общественные дела;
3. просвещать публику с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправлению;
4. ограждать права личности от правительства;
5. служить экономической системе, главным образом, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью рекламы;
6. обеспечивать развлечение читателей;
7. поддерживать свою собственную финансовую независимость, чтобы избежать давления каких-либо частных интересов.
Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют следующие нормативно-правовые акты:
· Конституция РФ (ст. 29 и др.).
· Законы РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.;
· «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.;
· «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.;
· «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.; «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г.;
· «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.;
· «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
· «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
· Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
· «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г., а также другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Статья 29 Конституции РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова (ч. 1), право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4), а также гарантирует свободу массовой информации (ч. 5).
Свобода слова есть юридическая возможность индивида (человека и гражданина) беспрепятственно выражать свои мысли и мнения. Эти мысли могут выражаться устно, письменно, в том числе и с помощью средств массовой информации.Носителем данной свободы является индивид.
Подсвободой массовой информации понимается юридическая возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неопределенного круга лиц.
Проф. А.В. Малько подчеркивает самостоятельностьконституционного права гражданина на информацию. Впервые на международном уровне о праве на информацию было сказано в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и в принципе воспроизведено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». По мнению проф. Малько, право гражданина на информацию состоит из целого ряда юридических возможностей и включает в себя следующие правомочия:
1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативно-правовым актом;
2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина;
3) право давать согласие на сбор личностной информации;
4) право проверять достоверность такой информации;
5) право доступа к ней;
6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;
7) право на достоверную финансовую информацию; и др.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 807;