Проблемы эволюции государственного строя России в XYI-XYII вв.

Русское государство в первой половине XYI в. Реформы «Избранной Рады» и складывание сословно-представительной монархии. Опричнина и становление самодержавия в России. Государственный строй в период Смуты. Государственный строй в XYII в.: верховная власть; Боярская дума и земские соборы; приказы; местное управление. Церковь в системе русского государства. Предпосылки складывания абсолютизма.

Реформы «Избранной Рады» и складывание сословно-представительной монархии.

Необходимо было укре­пить авторитет верховной власти, превратив ее в центр кон­солидации. Для этого в январе 1547 г Иван IV венчался царскими регалиями. Изменение ранга московского монарха (царский титул тем самым приравнивался к «царским» династиям Чин­гизидов, императорскому роду Габсбургов и т.п.) имело не­сомненную двуединую направленность: внутреннюю и внеш­нюю.

Поход 1549/50 г. на Казань неудача подвигла московское правительст­во на принципиальное изменение плана войны и ускорила уже начавшиеся реформы.

Финансы - в 1548—1551 гг. была проведена отмена финансовых привилегий на уп­лату основных налогов и разнообразных проездных и тор­говых пошлин у монастырей. В Судебнике 1550 г. тарханы (т.е. освобож­дение от части или всех платежей в пользу государства) были отменены. Произошло увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег») и перевод на деньги трудовых повинностей тяглых людей в пользу государства. Несомненно, резкое повышение денежной части государственного налогового пресса.

Реформы управления: на местах развернулась полным ходом губная реформа, начатая еще в конце 30-х годов. Еще более важным стало ограничение су­дебных прерогатив кормленщиков: из-под их юрисдикции бы­ли выведены все служилые люди по отечеству. Это произош­ло в результате давления уездного дворянства, что проявилось на заседаниях первого Земского собора, в феврале 1549 г. В его работе приняли участие думные чины, многие члены государева двора более низких рангов и, видимо, немногие провинциальные дети боярские. Событие привело к двум важным следствиям. Первое — дальнейшее укрепление дворянского представительства на местах, постепенная замена кормленщиков органами власти, сформированными по принципу представительства от мест­ных сословных групп. Другой итог — расширение деятельности судебных инстанций в Москве, в том числе с личным участием царя. На 1548—1549 гг. приходится также окончательное становление целого ряда центральных ведомств-приказов (в том числе Посольского), разрастание функций канцелярий Боль­шого дворца и Казны.

Третья область перемен - преобразования в армии и военном строительстве. Это формирова­ние особых стрелецких войск в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием.

Крайне важно—начавшиеся реформы уже на первых шагах отличались отчетливой правовой направленностью. Летом 1550 г. был принят царем и Думой Судебник, вобрав­ший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права. Параллельно возник кодекс, всесто­ронне регулировавший большинство сфер деятельности рос­сийской церкви. Так называемый Стоглав (Стоглавник) был утвержден на заседаниях Поместного собора русской церкви при активном участии царя, бояр и ряда лиц из состава го­сударева двора в 1551 г. На нем же был одоб­рен Судебник 1550 г. Налицо комплексность реформ, тесное взаимодействие с церковными иерархами, тенденция к един­ству всех групп «благородных сословий».

«Избранная рада» - Андрей Курбский, будучи в эмиграции, изо­брел «Избранную раду» как литовское понятие. Это на русский язык – ближняя дума или ближний совет при царе. Центральной реформой стала отмена кормлений и созда­ние взамен их принципиально новых органов местной вла­сти. Это повлекло за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях госу­дарственного устройства. Суть и последствия земской реформы - она означала повсеместную отмену корм­лений. Возникающие органы власти отличались от прежних по способу комплектования: они были выборны­ми, а не назначаемыми из центра; соблюдался принцип пред­ставительства от локальных сословных групп. В уездах с развитым феодальным землевладением во главе таких инс­титутов стояли выборные головы или старосты из местных и, как правило, отставленных от службы детей боярских. Вместо возможных двух-трех голов («излюбленных», «судейских», «губных») оставался один, в руках которого концентрировались все функции управителя и судьи. Его аппарат состоял из дьячка (подьячего) и целовальников из местных крестьян. Если в уезде были черно­сошные волости с собственным самоуправлением, оно было подконтрольно старосте в уезде. Где государственное крестьянство численно преоб­ладало, в городах, где тяг­лых посадских людей считали хотя бы немногими десятками, выбирали земских старост, обычно из зажиточной верхушки. А в помощь — земского дьячка и целовальников. В больших уездах система самоуправления была двухуровневой: уезд — волость.

Новые институты власти на местах получили функции административного управления и суда. Первое включало все подлежащие регулированию стороны жизни, раскладку, сбор и отправку в столицу налоговых сумм. Они же отвечали за исправное отбывание государевых по­винностей. Новые органы осуществляли реализацию посту­пивших из центра распоряжений. В сфере суда они обладали заметно меньшими прерогативами. Хотя судейским, губными земским старостам были подведомственны в первой инс­танции некоторые уголовные дела высшей юрисдикции.Становление представительных институтов на мес­тах имело оборотной стороной усиление контроля со стороны центра. Это не могло не повлечь перестройки московских учреждений, что диктовалось также разраставшимися госу­дарственными потребностями.Основой для рождения новых ведомств ста­ли Большой и областные дворцы, Казна, боярские комиссии. Хотя первые приказы появи­лись ранее 50-х годов XVI в., реальное их рождение как си­стемы управления происходило в эпоху Избранной рады. Обычно говорят о приказах трех видов. В первую группу входили учреждения с функциональными по преимуществу прерогативами в масштабах государства.

Посольский приказ ведал дипломатическими сношениями, Поместный - учетом земель, контролем над их оборотом, обеспечением поместьями служилых дворян, составлением исходной базы для государева фиска. В Разрядном приказе были сосредоточены функции по организации военного дела и воинской службы благородных сословий.Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвен­ных налогов (Казна, приказ Большого прихода) и др. Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции ведал Раз­бойный приказ (он был верхней инстанцией для всех мест­ных судов). В Холопьем приказе велся учет и осуществлялся контроль над всеми сделками с холопами.

Приказы второго вида надзирали в административно-управленческом и судебном планах над определенными терри­ториями и отдельными разрядами населения. Такими были Большой и Областной дворцы. В них и боярских судебных комиссиях судились служилые люди по отечеству. Позднее известны так называ­емые судные приказы — в них вершился сословный дворян­ский суд. Тяглое население ведалось в особых учреждениях (впоследствии именовались приказа­ми-четвертями); они, в частности, были высшей судебной инстанцией по гражданским и иным делам для земских су­дов. В столице тяглецы посадов и сотен управлялись и суди­лись Земским приказом. Оформились приказы, обязанные существованием разно­образию потребностей царского двора. Принадлежавшие государю на правах личной собственности вотчины управля­лись Большим и областными дворцами, а отчасти Казной. Но были и специализированные учреждения, в функции которых входило обеспечение двора всем необходимым.Налоговая система: в число весомых прямых налогов, взи­мавшихся в Казну, вошла подать, заменившая платежи и поборы в пользу кормленщиков. В центральные ведомства отсылались судебные пошлины, взимавшиеся при решении дел излюбленными головами и земскими сулейками. Содер­жание же новых учреждений на местах обеспечивалось осо­быми денежными сборами в их пользу.

Отмена кормлений стала важным шагом в кристаллиза­ции сословной структуры российского общества. Принципы комплектования местных органов подталкивали локальные сообщества к оформлению сословной самоорганизации. Осо­бенно нагляден пример со служилыми людьми по отечеству. Господствующий класс становился единым по следующим важным признакам: в правилах материального обеспечения (наделение поместьями и выдача денежного жалованья через государственные кассы); в юридиче­ском статусе (подсудность монарху или приравненному к не­му суду); в нормах военной службы.Формировавшаяся с конца XV в. двух частная структура светских феодалов обретала теперь законченные черты. Го­сударев двор имел разветвленную систему статус­ных рангов и групп, объединенных в три категории: думных чинов, московских чинов, выборных дворян («выбор из горо­дов»). Последние были промежуточным слоем между основ­ной массой уездных детей боярских и членами государева двора.

С отменой кормлений внутреннее единообразие дворянских организаций возросло. Отмена кормлений развеяла последние скрытые следы вассальных связей между монархом и феодалами. Безраз­дельно господствуют отношения подданства, военная служба становится обязанностью любого представите­ля «благородных сословий». Административно-управленче­ские и судебные функции постепенно закрепляются за опре­деленным слоем господствующего класса — верхними группами государева двора, за «племенем» дьяков и подьячих. Так начала формировать­ся российская, по преимуществу столичная бюрократия.

Сословное обособление служилых людей по отечеству продвинулось в середине XVI в. далее других слоев россий­ского общества. В том же направлении шли процессы у вер­хушки купечества (оно обособилось в три сословные груп­пы), служилых людей по прибору (они объединялись несением военной службы, освобождением от тягла, группо­вым обеспечением денежного и поземельного жалованья), тяглых горожан.

Завершилось формирование вооруженных сил России. Их основу составляло поместное ополчение, включавшее всех годных к службе дворян с нормированным числом бое­вых холопов-послужильцев. Заметной по численности час­тью армии стали стрельцы, служилые казаки, пушкари, во­ротники. Приборные служи­лые люди составляли основу постоянных гарнизонов в по­граничных крепостях.

Основные нововве­дения в законодательстве — в разделах уголовного и процессуального права (существенно меняется, в частности, характер доказатель­ной базы), в установлениях о земле (в том числе о закладе вотчин) и о владении холопами. Невиданный размах приобрели процессы кодификации права, что было вызвано изменениями в системе судопроиз­водства и в структуре центральных ведомств. На протяжении 5—6 лет было составлено свыше десятка «судебных книг» (уставных или указных книг), принадлежавших отдельным приказам, включая судные боярские комиссии. Преобразования конца 40-х — начала 60-х годов имели комплексный, программный и структурный ха­рактер. Были сформулированы определенные направления и последовательность реформ. Они охватили основные сферы общества и государства, серьезным изменениям подверглись отношения и институты, а не отдельные учреждения.

Выразителен культурно-идеологический контекст преоб­разований. «Великие Четьи-Миньи» митрополита Макария, три редакции «Летопис­ца начала царства», «Кни­га степенная царского родословия», «Домострой», Стоглав – сочинения, которые должны были воплотить феномен россий­ской государственности и церкви в рамки всемирной истории от сотворения мира. Эпоха реформ породила особый и притом распространен­ный тип «воина—администратора—дипломата», по­стоянно интересующегося и живо откликающегося на совре­менные достижения ума и веры. Это - Алексей Адашев — редактор-составитель и возможный автор «Летописца начала царства» и главный движитель намеченных реформ, рабочий координатор прави­тельственной деятельности Думы, Казны, иных центральных ведомств, фактический глава внешней политики в течение ряда лет, И.М. Висковатый — фактический глава Посольского прика­за, князь Андрей Курб­ский.

Ошибочно думать, что в эпоху преобразований соперни­чество придворных партий кончилось. Острый кризис вспыхнул в марте 1553 г., в дни тяжкой болезни царя. Реальное ожидание его кончины привело к расколу прави­тельствующего окружения: одни присягали сыну царя, «пеленочнику» Дмитрию, другие, опасаясь возможного всевластия родствен­ников царицы Анастасии (Юрьевых, Романовых-Юрьевых), обращали свои симпатии в сторону удельного кня­зя Владимира, двоюродного брата Ивана IV. В конце 1554 — начале 1555 г. были отстранены от активного участия в пра­вительственной деятельности Романовы, Юрьевы, некоторые близкие к ним лица попали в опалу.

Рубеж 50 — 60-х годов — апогей успехов «Избранной рады». Начало войны с Ливонским орденом - разрыв царя с глав­ными советниками. Причины опалы на Адашева и близких к нему лиц неизвестны. Успехи «Из­бранной рады», политическое согласие и баланс в элите делали излишним наличие представительного института в общегосударствен­ном масштабе. Тут и находился слабейший пункт Адашева и его сторонников. Царь решил править сам. В 1560 г. Адашев был сослан в Ливонню, заочно подвергнут суду и признан виновным по вздорным обвинениям.

Но главные учреждения и институты, сословная структура и ее основания, характер права, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV.








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 771;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.