Реформация в Англии. Англиканская Церковь и другие английские конфессии.
В середине XVI века в результат отделения от Римско-католической Церкви возникла Англиканская Церковь. Еще в XIII веке Иннокентий III вынудил английского короля Иоанна Безземельного платить ленную додать папе за право ношения английскими королями короны. В XVI веке под влиянием протестантских идей недовольство Римской Церковью приняло большие размеры. Не доставало только повода к разрыву с Римом.
Английский король Генрих VIII (1509-1547 гг.) решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на француженке Анне Болейн. Папа отказал в разводе. Тогда Генрих объявил себя главой Английской Церкви. Был издан закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Генрих VIII, вместе с Кромвелем, занялся организацией Церкви.
Первоначально англиканская доктрина была сродной с лютеранством. Однако, Генрих предпочел дать церкви «национально-католический» характер.
При преемнике Генриха VIII Эдуарде VI (1547-1553 гг.) было реформировано вероучение и богослужение. Так как руководителями реформы по своим религиозным убеждениям были люди разных партий, то и церковная реформа получила крайне неопределенный характер. Представляла из себя смесь католицизма и протестантства.
В период правления дочери Генриха VIII от Екатерины Арагонской Марин Католички (1553-1558 гг.) католицизм опять восторжествовал в Англии, а протестантизм подвергся преследованиям.
После нее на престол вступила другая дочь Генриха от Анны Болейн Елизавета (1558-1603). Враг католичества, обезглавив свою соперницу шотландскую королеву Марию Стюарт (1542- 1587гг.) Елизавета разгромила католическую оппозицию в Шотландии. При ней церковная реформа получила окончательное завершение.
Вероучение Англиканской Церкви было сформулировано в 39 членах. Вместе с протестантами англикане признают единственным источником вероучением Священное Писание и отрицают значение предания и определений Вселенских Соборов. Отвергают почитание икон и мощей, призвание в молитвах святых, поминовение усопших. Из таинств признают два: Крещение и Причащение. В Евхаристии не допускают пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Остальные таинства - благочестивые обряды.
Признавая иерархию - епископат, англиканское вероучение лишает ее таинства священства.
Церковная реформа в Англии встретила оппозицию в лице пуритан. Они требовали очищения Англиканской церкви от папства. Устройство их общин было аналогичным с Кальвинистской Церковью. Королева Елизавета и ее преемники преследовали эту секту Но это только раздражало сектантов и вызывало их на ожесточенную борьбу с правительством и господствующей Церковью.
Из пуритан выделилась новая секта, получившая название индепендентов, т. е. независимых. Они не признавали духовного сана, и в каждой религиозной общине видели самостоятельную церковь.
Переселенцы из Англии распространили англиканство в Америке.
В Англиканской епископальной Церкви в XVII - XVIII вв. образовались и по сей день существует три течения: «высокая церковь», «низкая»и«широкая».
«Высокая церковь» - стремится к сохранению католических традиций, признает учение об оправдании верой и делами, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинизм.
«Низкая церковь» - тяготеет к протестантизму с учением об оправдании одной верой и признанием Библии, как единственного источника вероучения.
«Широкая церковь» - стремится к объединению этих течений на почве широкой веротерпимости.
Англиканская епископальная Церковь является в настоящее время государственной Церковью в Англии. Кроме Англии, США. Индии. Англиканская Церковь существует в других странах мира.
С 1867 года Англиканские Церкви, сохраняя свою независимость, объединяются Англиканским союзом церквей. Раз в 10 лет созываются Ламбетские конференции выполняющие функции консультативного органа всей англиканской Диаспоры.
В мире насчитывается около 30 миллионов верующих англикан. Главой Церкви является английский король. Он назначает через премьер-министра епископов. Некоторые епископы являются членами палаты лордов. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.
Архиепископ Кентерберийский является примасом Англиканской Церкви. В США Англиканство представлено протестантской епископальной церковью, ведущей большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
[1] Е. Смирнов. История Христианской Церкви, Петроград, 1915., стр. 371
[2] Первый крестовый поход состоялся в 1096 г.
[3] Епископы римской области, клирики главных римских церквей.
[4] Е. Смирнов. История Христинской Церкви. Петроград., 1915 г., стр.421 - 422.
[5] Е. Смирнов стр.392.
[6] Относительно имени единого мнения нет. Одни считают имя «Богомил» собственным (поп Богоумилъ), другие считают настоящим именем, греческий эквивалент «Феофил», а «Богомил» - переводом на славянский язык. Третьи считают нарицательным и производят название от «Бог милует».
[7] В данном случае, священные имена православной догматики пишутся просто как имена собственные, а местоимения относящиеся к ним - с маленькой буквы. Так как в данной системе они обозначают мифических героев.
[8] Интронизацию Константинопольских патриархов производил ираклийский митрополит, так как епископ Византии некогда был суффраганом Ираклийского митрополита.
[9] Это соответствовало первому классу должностей, среди которых были трехбунчужные паши и давало патриарху право заседать в диване (высшем правительственном совете).
[10] Нечто вроде министерства иностранных дел.
[11] Называется по месту обнародования.
[12] Е. Смирнов. История Христианской Церкви, Ч. 2, Петроград, 1915., стр. 29.
[13] Должность соединяла в себе начальствование и преподавание в Константинопольской школе.
[14] Отдел сношений.
[15] Находится на территории Антиохийского Патриархата.
[16] Селения на берегу Красного моря.
[17] По этому закону двери христианских храмов должны были быть открыты и днём и ночью для каждою мусульманина.
[18] Следующие темы даны в кратком изложении, так как являются предметом рассмотрения Сравнительного богословия и Сектоведения.
[19] Индульгенция от лат. indulgentia - снисходительность, милость, папская грамота об «отпущении грехов». По учению римских богословов, Христос Своими добровольными страданиями и святые, своими заслугами дали людям возможность спастись, несмотря на совершаемые ими грехи. В силу этих заслуг составилось великое сокровище, достаточное для того, чтобы удовлетворять правде Божьей и выкупить грешников от мук чистилища. Распорядительницей этою сокровища является Римская Церковь. В средние века индульгенция приобреталась разными способами: молитвами, паломничеством, участием, в крестовых походах и пожертвованиями в пользу Церкви. Папа Лев Х официально узаконил учение об индульгенциях буллой от 9 ноября 1518 года.
[20] Чистилище - «пюргаторий» - промежуточное место между раем и адом. Там души грешников очищаются в разноцветных огнях, пока не удостоятся войти в рай.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3553;