Отношения протестантских богословов и Православной Церкви.
Замечание. Отделившись от Римской Церкви в XVI веке и образовав самостоятельную религиозную конфессию, протестыанты желали получить одобрение своему учению от Православной Bocточной Церкви.
1. Меланхтон, сотрудник Лютера и организатор протестантской церкви, первый начал налаживать связи с Восточной Церковью. Константинопольский патриарх Иоасаф II (1555-1565 гг.) узнав об образовавшейся на Западе конфессии, послал в Германию диакона Димитрия, чтобы тот собрал точные сведения об учении протестантов. Вместе с Димитрием Меланхтон в 1559 г. направил к патриарху Иоасафу письмо с приложением Аугсбургского исповедания веры, переведенного на греческий язык. В письме Меланхтон указывал, что протестанты отреклись только от «суеверия и богослужения невежественных латинских монахов», но остались верны Священному Писанию, догматическим определениям св. соборов и учению греческих отцов Церкви, в связи с чем просил патриарха не верить слухам. Слова Меланхтона противоречили Аугсбургскому исповеданию, патриарх понял хитрость Меланхтона и не ответил.
При патриархе Иеремии II (1572 - 1595 гг.), протестантские богословы снова стали налаживать отношения с Восточной Церковью. Но попытки протестантов привлечь на свою сторону Православную Церковь оказались неудачными.
2. После патриарха Иеремии II, протестанты стали входить в близкие отношения с православными греками, как враги латинян. Распространяли между ними свои проповеди и катехизисы. Но пропаганда их имела мало успеха.
Но в XVII веке Православно-Восточная Церковь была заподозрена в измене православию и долгое время подвергалась обвинениям в протестантизме. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис (1621 - 1638гг.) еще до своего патриаршества путешествовал по протестантским странам и познакомился с протестантскими учениями и вел переписку с протестантскими богословами. Кроме того он находился в дружеских отношениях с посланниками протестантских государств, особенно с голландскими и английскими. Пользовался их покровительством и помощью в борьбе с иезуитами.
Иезуиты после вступления Кирилла Лукариса на патриаршую кафедру стали обвинять его в протестантизме. Вскоре, в 1629 году в Женеве, появилось на латинском языке «Исповедание веры достопочтеннейшего господина Кирилла патриарха Константинопольского, написанное от имени и с согласия патриархов Александрийского и Иерусалимского и предстоятелей прочих Восточных Церквей», наполненное протестантскими мнениями. В 1638 году «Исповедание» было издано в Женеве на греческом языке под сокращенным названием «Исповедание Христианской веры Кирилла, патриарха Константинопольского». Иезуиты, указывая на Кирилла, прямо заявляли православным, что их патриарх - кальвинист, и кальвинизмом заражена и вся Восточная Церковь. Когда «Исповедание» появилось в Константинополе, произвело негодование среди православного населения, так как оно бросает тень на Православную Церковь.
Православное население Константинополя стало неприязненно относиться к Кириллу. Появились обличительные сочинения в форме писем. Кирилл держался в стороне, не опровергая возводимых на него обвинений в кальвинизме и не подтверждая их. В таком положении были дела Константинопольской Церкви до смерти Кирилла Лукариса в 1638 г. Чтобы успокоить народ и оградить Церковь от обвинения в кальвинизме, в 1638 году на Константинопольском соборе было торжественно засвидетельствовано, что «Исповедание» не относится к учению Восточной Православной Церкви.
Собор признал «Исповедание» кальвинистским, осудил как его, так и всех, принимавших это «Исповедание» как православное. Осуждению собора подвергся и Кирилл Лукарис. Позже Иерусалимский собор объяснил, что Кирилл Лукарис был осужден в 1638 году за то, что не написал опровержения на женевское «Исповедание».
Но толки о женевском «Исповедании» не прекращались: теперь их поддерживали кальвинисты. Второй преемник Лукариса, патриарх Парфений I (1639-1644 гг.), не осудил ни своего предшественника, ни его «Исповедание».
Для прекращения толков в 1643 году в Яссах был созван собор. В числе членов помимо греческих и молдавских епископов, был также и Киевский митрополит Петр Могила.
Рассмотрев все главы «Исповедания», отцы собора нашли, что они. за исключением седьмой, наполнены кальвинистским содержанием, которого Восточная Церковь никогда не разделяла и не разделяет. Были признаны кальвинистическими главы о предопределении, о таинствах, о Священном Предании и др. Эти мнения были осуждены собором, а все принимающие их отлучались от Церкви. Лично Кирилла Лукариса собор не осудил.
На этом же соборе рассматривалось «Изложение веры руссов», составленное Петром Могилой, направленное против латинских и протестантских заблуждений. В 1672 г. «Изложение» рассмотренное и одобренное всеми восточными патриархами было издано под названием «Исповедание веры соборной и апостольской Восточной Церкви».
В 1672 году состоялся третий собор, так называемый Иерусалимский. В третий раз «Исповедание» было рассмотрено, и осуждено как противное учение Православной Церкви. Кроме осуждения, собор изложил православное учение по всем проблемам, относительно которых заблуждались протестанты и кальвинисты: о Священном Писании и Священном Предании как источниках христианского учения; о Церкви; об иерархии; об оправдании; о таинствах; о почитании святых икон и мощей и проч. Это изложение составляет не только обличение клеветы врагов, но и «правило веры, обличающее новые догматы». Относительно Кирилла Лукариса собор не решал вопроса, заметив, что он «ни публично, ни частно», ничего противного вере никогда не говорил «ни многим. ни некоторым из православных».
Видные духовные писатели Восточной Церкви (XV-XIX вв.)
Замечание. Упадок просвещения в Греко-Восточной Церкви не помешал появлению церковных писателей. Защита православия от латинской и протестантской пропаганды побуждала православных богословов к литературной богословской деятельности. Направление их сочинений было по преимуществу полемическим, против католиков и протестантов.
1. Геннадий Схоларий (+1456 г.)
Первый Константинопольский патриарх при турецком владычестве.
Сочинения: Догматические: «История веры» - ответ на вопрос Магомета II о предмете христианского вероучения. Излагает, с основательными доказательствами, учение о едином Боге и Его свойствах, о Он Троице о воплощении Сына Божия, о воскресении мертвых и будущей жизни. Полемические: четыре сочинения по вопросу об нисхождении Святого Духа - разбирает латинское учение об исхождении Св. Духа «и от Сына», излагает причины появления этого учения у латинян, приводит доказательства, почему Восточная Церковь отвергает это учение, объясняет изречения отцов, приводимые латинянами в пользу своего учения, опровергая латинян изречениями западных учителей принимающих только исхождение от Отца и т.п. Несколько сочинений по вопросу о чистилище Богословско-философские: О душе человеческой, О состоянии души после смерти. Нравственные: о служении Богу, или Евангельском законе. Канонические, гомилетические, письма, несколько церковных песнопений. Большей частью не изданы.
2. Мелетий Пигас (+1601 г ), патриарх Александрийский.
Некоторое время (в конце XVI в.) местоблюститель патриаршего Константинопольского престола.
Сочинения:Гомилетические: поучительные беседы, катехизис в вопросах и ответах - касается и латинских заблуждений, строматы, против мнения о чистилище. Эпистолярное наследе: послания к частным лицам и народам (в том числе, к западнорусским христианам). В них он излагает и православное учение и опровергает латинские нововведения.
3. Нектарий (+1667г.), патриарх Иерусалимский.
Сочинения:Полемическое: против латинян о главенстве папы - собрал всё, сказанное восточными церковными писателями в опровержение главенства. Издано в Яссах патриархом Досифеем в 1682 году.
4. Досифей (+1707г.), патриарх Иерусалимский.
Сочинения: «История Иерусалимских патриархов» - единственный источник для истории Иерусалимского патриархата. Касается событий и в других патриархатах, а также латинской и протестантской пропаганды. Не отличается точностью.
5. Мелетий (+1714 г.), митрополит Афинский.
Сочинения:Исторические: Первый написал на греческом языке историю христианской Церкви (3 тома), до ХХ-го в. - греческий учебник.
6. Илья Минятий (+1714 г.), епископ Кернинский (в Морее).
Образованный бoгослов, проповедник.
Сочинения:Полемические: «Камень соблазна или историческое пояснение о начале и причине разделения между Восточной и Западной Церквами» - в конце XVIII в. переведена на русский язык. Гомилетические.
7. Константин Икономос (+1857 г.)
Греческий священник. При патриархе Григорие V ритор Константинопольской патриархии.
Сочинения:Текстологические: «О семидесяти толковниках» - доказывает превосходство перевода семидесяти перед другими переводами. Догматические: «Священный катехизис». Полемические: «О трех церковных степенях иерархии» - против протестантов (пресвитериан). Исторические: каталог Константинопольских епископов и патриархов.
8. Констанций I (+1859 г ) Константинопольский патриарх.
Учился в Киевской духовной академии, где изучал классические языки, и приобрел любовь к археологическим исследованиям.
Сочинения:Историческое: «Историческое и этнографическое описание Константинополя». Полемические: против латинян и против протестантов, против иезуита Боре, автора книги «Вопрос о святых местах». Боре доказывал, что Восточная Церковь утратила право на святые места в Палестине со времен патриарха Фотия ввиду того, что она отделилась от Западной Церкви. «О секте анабаптистов».
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1104;