Возможное и действительное.
Действительность – это уже реализованная возможность.
Для субъекта исторического развития каждое изменение, каждый шаг вперед связан с каким-то выбором. Этот выбор приводит к реализации одной из возможностей за счет других, которые на данный момент остаются нереализованными. Самые большие потери любого человека – это нереализованные возможности.
Будем различать:
а)вероятные (реальные) возможности; б)маловероятные (формальные) возможности[13]; в)невероятные (нереальные) возможности[14].
Многое зависит от социально-исторических и прочих условий: возможное в одних условиях невозможно в других[15]. Велика роль воли и целенаправленной деятельности людей, опирающихся на объективные законы развития.
Возможное и действительное в реальной жизни отличается от возможного и действительного в искусстве. Искусство может превратить в художественно действительное то, что возможно только в воображении – «Нос» Гоголя, Командор Пушкина.
Подавляющее большинство советских историков исповедовало подход, который можно назвать «безальтернативным»: всё, что совершалось после октябрьской революции 1917 г. якобы происходило единственно возможным образом (к тому же, как обычно считалось, наилучшим).
Интересно было бы рассмотреть возможные альтернативы развития тех или иных событий в жизни нашей страны.
«…что было бы, если бы Соединенные Штаты признали СССР не в 1933, а в 1921 году, когда Ленин начал политику нэпа и широкой демократизации? Что было бы, если бы западные страны вместо экономической блокады откликнулись на ленинский призыв о развитии торговли, международной кооперации, создании концессий с зарубежным капиталом? Что было бы, если бы нам уже тогда удалось достичь соглашения с Англией, Францией, США о совместной борьбе против возрождения германского милитаризма? По какому пути пошла бы европейская да и вся мировая история? Конечно, сейчас эти вопросы звучат риторически, но не следует забывать, что вся история отношений между странами Запада и СССР соткана из упущенных возможностей…» (Ф.Бурлацкий. Запад: исторический выбор. ЛГ, 4.11.87)
Фатализм – это абсолютизация однозначной предопределенности. В своем дневнике Кафка вопрошал: - Почему чукчи не покидают свой ужасный край? Ведь везде они жили бы лучше по сравнению с их нынешней жизнью и нынешними желаниями. И отвечал так: - Но они не могут этого сделать. Да, всё, что возможно, происходит, однако возможно только то, что происходит» (Tagebücher, S.531) Цит. по предисловию Б.Сучкова к «Избр.» Кафки.
Другая крайность: нет ничего невозможного. Во время бурных молодежных волнений 60-х - 70-х годов в моде был такой слоган, провозглашенный «новыми левыми»: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!»
«Даже то, что быть не может / Очень даже может быть»
И невозможное возможно, / Дорога дальняя легка,
Когда мелькнёт в пыли дорожной / Мгновенный взор из-под платка…
Блок А. Соч. в 2-х т. Т.1, с.297
Когда видишь, что происходит вокруг, иногда думаешь: - Может, Гегель не прав? Может, всё действительное неразумно, а всё неразумное действительно?
Древние греки: всё возможное реализуется. Бесконечное многообразие миров и Вселенных.
ХХI век – это век все-Возможных Миров. См. газетную вырезку.
Контрольные вопросы: используя понятия «невозможность», «формальная возможность», «реальная возможность», «действительное в реальной жизни», «действительное в искусстве», оцените следующие варианты: скорость, превышающая 300 тыс. км/сек; полет на Марс; клонирование животного; клонирование человека; вечный двигатель; жизнь до 150 лет; сообщество, в котором не воруют; выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.
Добавление
Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.
Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия.
Аристотель толковал Ц как «то, ради чего» нечто существует.
[1] Ответ на этот вопрос подразумевает выработку целеполагания.
[2] После этого – значит, вследствие этого.
[3] Изб Библ асп МГУ
[4] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания. - М., 1999. С. 402
[5] Любая необходимость закономерна, любая закономерность необходима. Понятие закономерность чаще используют в науках, а необходимость – в философии.
[6] Функциональные (от слова функция) связи не столь существенны, как причинно-следственные, и характеризуют некое сходство между изучаемыми процессами. Однако, дальнейшее углубленное изучение функциональных связей довольно часто (но далеко не всегда) обнаруживает сложную причинно-следственную связь, стоящую за ними.
[7] Асмус. «Платон», с.133.
[8] Люди религиозные могут считать случайность либо «злым умыслом» дьявола, либо добрым замыслом Бога (правда, чаще всего, Бога считают гарантом необходимости). Анатоль Франс говорил о случае, что так выглядит псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться…
Люди науки могут связывать случайности с независимыми от потустороннего мира характеристиками бытия.
[9] Фейнман Р. и др. Фейнмановские лекции по физике, т.4, с.59, 61-62.
[10] И, тем не менее, в научной литературе описано несколько десятков таких взращенных зверями детей, чье последующее развитие так и не позволило им преодолеть уровень дикости.
[11] Случайность, которая чревата благотворными последствиями, в обыденной жизни зачастую называют "счастливым случаем". В древности его олицетворял полубожок Кайрос, изображения которого напоминали довольно мускулистого мужчину с крыльями на ногах. Волосы на его голове росли только спереди: если подобный "счастливый случай" проносился мимо человека, сзади ухватиться за него было уже невозможно. Поэтому к встрече со "счастливым случаем" следовало готовиться заранее, чтобы никак не пропустить…
[12] Пушкин А. С. Собр. соч. В 10-ти томах. Т. 3. М., 1975. С. 374.
[13] Таковым является выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.
[14] Можно считать нереальными попытки создать «вечный двигатель» или превысить скорость света.
[15] Полет людей к Марсу совершенно невероятен в античную эпоху, маловероятен в середине ХХ века и вполне реален в наступившем веке. То же самое можно сказать о клонировании человека.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 928;