Донаучные представления.

Диалектические категории в анализе социальных и гуманитарных процессов.

Анализ общенаучных понятий, принципов и закономерностей в значительной мере сближает научный анализ с анализом философским.Так, например, философско-диалектическим принципам всеобщей взаимосвязи и универсального развития соответствуют определенные принципы теории организации и теории универсальной эволюции, в которых эти принципы предстают в теоретически формализованной и эмпирически апробированной форме.

Философские категории характеризуют и природу, и общество, и человека, и процессы мышления, воображения, переживания. Они являются исходными фундаментальными элементами универсального познания мира, т.к. выявляют универсальные изоморфизмы (ísos – равный, одинаковый; morphē – форма, вид) в самых многообразных системах.

Онтологические категории: идеальное и материальное, рациональное и иррациональное, движение и покой, тождество и различие и т.д.

Гносеологические категории: истина и ложь, теория и практика.

Аксиологические категории: любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, добро и зло.

Категории не случайно чаще всего парные («всякой твари по паре»). Это отражает реальную противоречивость мироздания.

 

Причина и следствие.

Понятия причины и следствия.

Исследователь сначала ставит вопрос «что?», затем – «как?» и, наконец, - «почему?». Еще более глубокий вопрос – вопрос «во имя чего?» («с какой целью?»)[1]

Чем примитивнее человек, тем короче его цепочка углубляющихся вопросов.

Категория причины отражает генетическую связь, некоторый процесс порождения одних явлений другими, последующих – предшествующими. Луна порождает приливы и отливы. Неорганическая природа порождает живую природу.

Донаучные представления.

Древние полагали, что любое предшествующее явление может оказаться причиной последующего. «Пост хок, эрго проптер хок» («Post hoc, ergo propter hoc»)[2]. Собака пила воду из лужи, в которой отражалась луна… Кошка перебежала дорогу… Какие-то роковые события после появления кометы… Наши предки не сразу догадались даже о том, что беременнось передается половым путем. Не случайно возникла пословица «Бес попутал». Какое-то время мужчины считались не при чём.

Подобные казусы возникают и в современной науке при изучении новых процессов или при путанице в объяснении традиционных явлений. Один исследователь обратил внимание на то, что почти каждый раз, когда он входил в лабораторию, растения на подоконнике приветствовали его, устремляясь к нему и шелестя листами. Правда, иногда они это не делали, возможно, за что-то обидевшись на него. Он не сразу сообразил, что причина происходящего – в открытой или закрытой форточке. Когда она была открыта, возникал сквозняк.

Современные суеверия: високосный год опасен.

Существует специальная область исследований - этиология (по греч. этио - причина).

Принцип причинности связан с необратимостью времени. Академик Боголюбов: любое событие в физич. системе может влиять на эволюцию этой системы в будущем, но не может влиять на ее поведение в прошлом.

Типы причин.

Объективные и субъективные причины.

Внутренние и внешние причины. Внутренняя: разлюбили друг друга; внешняя: теща.

Главные и неглавные причины.

Возводящие и низводящие причины.

Социальный детерминизм выражает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений благодаря причинно-следственным взаимодействиям. В своем историческом развитии проходит три основные формы: механический, статистический, системный.

Механический: постулирует жесткую детерминацию, строго однозначный характер основных связей; игнорирует роль случайностей в процессе развития; выводит социальное целое из составляющих его частей; исходит из предопределенности событий.

Статистический: исследует случайности в соц. процессах и выявляет причины, фиксируя статистические распределения.

Системный: подчеркивает целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов.

В современных процессах могут встречаться в той или иной мере все три формы детерминизма.

 

Детерминизм, индетерминизм, религиозная телеология. Бог как первопричина.

Детерминизму довольно часто противостоит не индетерминизм, а пандетерминизм (см. Франкл, с.78)

 








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1272;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.