Истина, заблуждение
Три современные концепции истины
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам. |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость. |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики. |
Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель). |
Средние века | Бог, вот что является истиной. |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам. |
XX век | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
Канке
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.
Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.
Т.о., истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определяется мерой его истинности.
Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо, нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.
Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник.
В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Итак заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.
Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышление.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов. различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор, пока человек стремится вперед, он блуждает», - говорил Гете.
Гораздо сложнее все в обществ. науках в частности в истории. Тут осложнены и доступность источников и их достоверность и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютному в истине относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд.
Абсолютное в истине - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Термин абсолютное применим к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное.
И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).
Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.
Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц – крит. истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.
Выдвигался и такой критерий истины, как общезнанчимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.
Сущ. и прагматический критерий истины:
истинные идеи - это те, которые хорошо работают(полезные).
Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представления о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.
Критерий истины заключен в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.
В качестве критерия истины практика работает не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.
Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве. [1][1]
Истина, заблуждение
Главной категорией в гносеологии является "истина". Ощущения, понятия, интуиция, сомнение и т. п. выступают для психологии в качестве форм психического, связанного с поведением, жизнедеятельностью индивида, а для гносеологии они - средства достижения истины, познавательные способности или формы существования знания, связанные с истиной.
Истина и заблуждение Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них:
"Истина - это соответствие знаний действительности"; "Истина - это опытная подтверждаемость";
"Истина - это свойство самосогласованности знаний"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение".
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому; что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.
Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П.Гольбах, Гегель, Л.Фейербах, Маркс; разделяют его и многие философы XX столетия. Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классиче-ской концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Иногда говорят: классическое определение истины (через "соответствие", "верное" или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны.
Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство философов, включает в себя следующие моменты.
Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.
Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.
В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.
Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.
Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие "ложь" оказывается близким по смыслу к понятию "дез-информация". Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой. Понятие дезинформации отличается в данном отношении (в отношении интенции, намерения, направленности сознания) от понятия "ложь", кроме того, в нем оттеняется процесс передачи информации, т. е. коммуникативный, момент. 'Дезинформация - передача (объективноложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного; Оно не зависит однозначно от интенции информатора".
Рассмотрим теперь феномен "заблуждение", причем применительно к науке. Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его суще-ственно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблужде-ний может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами. Причины появления заблуждений в науке, естествознании много-образны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутреннего противоречия, затем другая). Часть выдается за целое, одна сторона, один элемент - за всю систему. В результате полученная первоначальная истина трансформируется в не-истину.
Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвавшим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование. [1][2]
Проблемы истины, истина, оценка, ценность
Понятия истинность и достоверность на протяжении веков были одними из центральных в философском изучении познания. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о "истинном образе жизни", "истинной красоте". В более узком смысле под истинностью подразумевается точное и достоверное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал ещё Аристотель, сформулировавший так называемую классическую концепцию истины, являющуюся основой и до сих пор. Согласно этой концепции, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Казалось бы, классическая теория истины настолько ясна, что не может порождать каких-то серьёзных проблем. И длительное время к ней апеллировали как к чему-то очевидному и само собой разумеющемуся. Однако постепенно стали выявляться слабые места этой теории.
Во-первых, дискуссии вызывала неопределённость понятия "соответствие". Как можно сравнить знание, которое является идеальным, с вещами, которые суть материальны? На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты также выражаются в некоторых утверждениях.
Во-вторых, как быть с утверждениями типа "энергия сохраняется", "всё имеет причину" и т. п.? С какого рода реальными объектами или фактами можно соотносить подобные утверждения, которые относятся ко всему на свете? Наконец, можно указать на плюрализм истины. Трудности теории истины привели к тому, что многие стали считать, что истина - это только регулятивная идея, некоторый идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматистская. В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых был и Гегель, придерживаются философского монизма, представления о том, что мир суть единое целое. Когерентная теория истины отражает реальные механизмы рациональной приемлемости знания. С позиций прагматизма истинным признаётся такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. В этом понимании практика есть критерий истины. Прагматистской трактовке истины также недостаёт интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. В вопросе о истинности знания остаётся ещё немало проблем. (кажется, там же).
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 3236;