Истина и заблуждение
Центральный вопрос теории познания – истина. Познаваемость мира – сторона основного вопроса философии. Классическая философия характеризуется онтологизацией истины – истина соотносится с действительностью. Здесь выделяются два подхода. В гносеологическом подходе истина является характеристикой знания, не существующая в отрыве от субъекта (традиция Аристотеля, 384-322). В онтологическом подходе истина есть сущность бытия: идеи, существующие автономно от человека (традиция Платона, 427-347), априорные формы мышления у И.Канта (1724-1804), представление о Боге как единственной Истине (религиозная традиция).
Для неклассической философии иррационалистической направленности характерна деонтологизация истины – она мыслится как безразличная к действительности: соответствие человека самому себе (восточная философия), согласованность ощущений (Э.Мах, 1838-1916; Р.Авенариус, 1843-1896), соответствие мышления ощущениям (Д.Юм, 1711-1776; Б.Рассел, 1872-1970), соответствие мышления самому себе (теория когеренции, согласованности знания), либо вообще не рассматривается в качестве проблемы (постмодернизм).
Познание - не кумулятивный процесс накопления истины. Путь к ней сложен и противоречив, поэтому заблуждение – спутник истины, необходимый момент движения к ней. Заблуждение также является характеристикой знания, возникает как абсолютизация отдельных сторон познания, порождается практикой.
Заблуждение следует отличать от лжи, дезинформации как преднамеренного искажения истины; от ошибок как результата неправильных действий индивида; просто от бессмысленных утверждений (например, круглый квадрат).
Истина и заблуждение являются объективными, в определенных условиях переходящими друг в друга противоположностями. Например, в форме такого грандиозного заблуждения, как алхимия, происходило формирование химии. Попытка создать вечный двигатель способствовала открытию закона сохранения энергии. Старые истины либо сменяются новыми (классическая механика сменилась квантовой), либо становятся заблуждениями (понятия эфира, теплорода, флогистона, неделимого атома). Ф.Энгельс (1820-1895) писал: «то, что ныне признается истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением – имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С. 302-303].
Заблуждение – объективное содержание знания, не соответствующее действительности. Истина – знание, соответствующее действительности.
Это классическое, восходящее к Аристотелю понимание истины (теория корреспонденции). Из него следует, что истина объективна по содержанию, т.е. не зависит от произвола субъекта. Это исходное свойство истины. Изменить содержание истины человек не может.
Объективность содержания не значит, что истина вообще независима от субъекта. Истина субъективна по форме (существования, выражения, получения). Во-первых, истина есть свойство знания, т.е. не существует вне субъекта, в вещах. Во-вторых, познавательные способности субъекта обусловлены уровнем развития общества и его практики.
Действительность не может быть сразу и в полном объеме познана людьми, поэтому истина есть процесс. Познание есть диалектически противоречивый переход от относительной истины к абсолютной. Диалектика абсолютной и относительной истины характеризует приближение знания к гносеологическому идеалу – полному и завершенному знанию о действительности (абсолютная истина). Абсолютная истина есть также та часть знаний, которая постоянно подтверждается развитием науки и практики, не может быть уточнена или опровергнута. Относительная истина выражает изменчивость знания, его уточнение по мере развития. Относительная истина - неполное, незавершенное, содержащее заблуждения знание о действительности. Объективно истинное знание в одном контексте выступает как относительная истина, а в другом – как абсолютная. Например, абсолютно истинным является утверждение «вечный двигатель не существует», но содержание этой истины с развитием науки будет уточняться и дополняться.
Примером этой диалектики является принцип соответствия (1923), сформулированный Н.Бором (1885-1962) для физических теорий. Согласно ему, никакая новая теория не может быть истинной, если она не содержит в качестве предельного случая старую. Каждая теория – ступень познания – является относительной истиной. Смена теорий является процессом приближения к абсолютной истине. Новые теории полностью не отрицают старые, которые с определенной степенью точности отражают объективные законы природы.
Истина также характеризуется свойствами абстрактности и конкретности. Диалектика абстрактного и конкретного характеризует приближенность знания к реальности. Категория абстрактного означает односторонность, неполноту воспроизведения реального предмета в мысли. Категория конкретного – воспроизведение мыслью предмета в его конкретной целостности и связях.
Абстрактность истины как принцип означает, что содержание мысли никогда полностью не совпадает с отражаемым предметом. Конкретность истины как принцип означает, что нет истины вообще, не обладающей какими-либо конкретными свойствами.
Принцип конкретности также означает, что истинность знания необходимо оценивать с точки зрения тех конкретных условий, в которых оно получено (находится предмет познания). В науке принцип конкретности истины требует выявлять и строго фиксировать все условия познания, чтобы однозначно определить истинность утверждения. Например, утверждение «вода является жидкостью» истинно лишь при определенных условиях давления и температуры.
Таким образом, объективность и субъективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность являются разными аспектами истины, характеризующими ее развитие.
Так как заблуждение является характеристикой знания, как и истина, то возникает вопрос об их разграничении. В философии выдвигали различные критерии истины. Это простота (бритва У.Оккама, 1285-1349), ясность и отчетливость у Р.Декарта (1596-1650), полезность в прагматизме, общезначимость в позитивизме, логическая непротиворечивость, когерентность (согласованность знания), эвристичность, красота и т.д.
Все эти критерии являются вспомогательными, опосредованными, вторичными критериями истины и не могут использоваться как окончательные. Например, непротиворечивость теории недоказуема в рамках самой теории (теоремы К.Геделя, 1906-1978), красота греческой мифологии не означает ее истинность. Эти критерии находятся внутри сознания. Фундаментальным критерием истины является практика. Например, практика судостроения подтверждает истинность гидродинамики, практика самолетостроения – аэродинамики и т.д.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 906;