Основные уровни познания
Познание осуществляется в двух основных формах: чувственной и рациональной. История познания была борьбой рационализма с эмпиризмом, абсолютизировавших противоположные стороны познания: рациональное и чувственное, теоретическое и эмпирическое.
Эмпиризм абсолютизирует роль чувств в познании, единственным источником знания объявляет опыт. Познание есть описание и обобщение опыта. Отрицается качественное отличие мышления и чувств, мышление трактуется как усовершенствованная чувственность (шестое чувство). Основоположники эмпиризма: в античности - Аристотель (384-322), в Новое время - Ф.Бэкон (1561-1626), утверждавший, что знание должно основываться на опыте. Аристотель критиковал Платона (427-347) за то, что тот приписывал идеям самостоятельное существование. Объективной основой эмпиризма является то, что разум непосредственно с внешним миром не связан и знания о мире получает через чувства.
К эмпиризму близок сенсуализм, согласно которому источником познания являются ощущения. Его представителями были и материалисты (Л.Фейербах, 1804-1872), и деисты (Дж.Локк, 1632-1704), и субъективные идеалисты (Дж.Беркли, 1685-1753; Д.Юм, 1711-1776). Формула эмпиризма и сенсуализма: «нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении» (Дж.Локк). Таким образом, содержанием знания объявляются ощущения. Но эмпиризм не объяснял творчество: предсказание (не известных ранее вещей), получение нового знания (о не существовавших в природе вещах, машинах). Не объяснял возникновение общих понятий. Если еще можно указать на чувственного представителя абстракции «дом вообще», то как найти чувственный эквивалент, например, категории сущности, необходимости, нравственности?
Локк по признаку объективности выделил первичные и вторичные качества вещей. Первичные качества: объективные свойства вещей, не зависящие от субъекта - вес, плотность, объем, размеры, скорость. Это свойства, описываемые законами механики. Вторичные качества – субъективные свойства вещей, включающие свойства субъекта (цвет, запах, вкус). Идея вторичных качеств дала начало последовательному субъективному идеализму и агностицизму Дж.Беркли, Д.Юма, И.Канта (1724-1804). Беркли отождествил свойства вещей с ощущениями этих свойств, вещи - с комбинациями ощущений. Юм также считал, что познание является комбинированием ощущений. Эти ощущения являются результатом психологической привычки. А поскольку ощущения недостоверны, недостоверны и человеческие знания.
Согласно рационализму, единственным источником знания является разум, способный минуя опыт постигать истину. Основоположниками являются в античности Платон и в Новое время Р.Декарт (1596-1650). Представителями – Б.Спиноза (1632-1677) и Г.Лейбниц (1646-1716).
Чувственность есть нечто вроде раздражителя интеллекта. Согласно Лейбницу, чувственность дает лишь толчок для самостоятельной деятельности врожденных идей. Опыт – простая констатация данных интеллекта. Принцип рационализма, сформулированный Лейбницем: «нет ничего в интеллекте, кроме самого интеллекта».
Рационализм имел свои слабые стороны. Он не мог объяснить происхождение законов мышления, выдвинув учение о врожденных идеях. Не мог объяснить, откуда в познании, источником которого являются врожденные истины и законы логики, берутся заблуждения.
До И.Канта (1724-1804) разум рассматривался как пассивное вместилище идей, поступающих естественным или сверхъестественным путем. Кант попытался преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма, предположив, что только из соединения понятий и ощущений возникает знание. Но он отделил явление от сущности вещей, содержание знания от его формы и пришел к агностицизму. Он совместил идеи опытного происхождения знаний и существования априорных принципов мышления. По Канту, человек рождается с определенным грузом доопытных форм чувственности, рассудка и разума. Но это не готовые знания, не врожденные идеи Декарта, а пустые, не наполненные конкретным содержанием принципы. Знание – это полученные в опыте ощущения, упорядоченные этими априорными формами. Природа же вещей самих по себе не познаваема.
Происхождение априорных форм для Канта осталось неясным. К ним он относит и формы мышления: качество и количество, отношение, субстанцию, причину и следствие и др., и формы чувственности: пространство (форма восприятия чего-либо вне нас) и время (форма организации внутреннего опыта). Кант превращает логические формы в законы природы. Разум не ищет законы в природе, а приписывает их ей. Познание выступает как процесс конструирования предмета познания.
Следующий шаг сделал Г.Гегель (1770-1831). Он считал источником априорных форм опыт истории, общественно-историческую практику людей, которую он трактовал идеалистически как способ исторического припоминания врожденных идей.
До конца понять роль практики в познании удалось лишь К.Марксу (1818-1883). Диалектический материализм вывел новую формулу познания: «субъект – практика – объект», где опосредующей связью между субъектом и объектом является материальная практика.
«Врожденные идеи» являются не чистой мыслью, а отражением и обобщением практических усилий человечества. В своем всеобщем содержании мышление совпадает со всеобщей формой деятельности. Кант и Гегель пытались доказать истину путем чистого мышления. Маркс утверждал, что истина не теоретический, а практический вопрос. Он связал гносеологию с практикой преобразования мира, где должна доказываться истинность мышления.
Идея – мысль, включающая в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира.
Чувственное и рациональное в познании являются не взаимоисключающими, а диалектически взаимосвязанными. Это способности человека, на базе которых формируются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирическая ступень (фундамент знания, но не все его содержание) отражает внешнюю, наблюдаемую сторону вещей, а теоретическая – внутреннюю, ненаблюдаемую сущность вещей. Общее само по себе, оторванное от вещей, может существовать только в мышлении, а не в чувствах.
Основными формами чувственного отражения являются ощущения и образы (восприятие и представление). Ощущение – элементарное психическое отражение отдельных свойств предметов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - целостный чувственный образ предмета, синтез ощущений. Представление - чувственный образ предмета, содержащийся в памяти.
Основными формами рационального отражения являются мысли - понятие, суждение и умозаключение. В мышлении отражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предметов. Все мыслительное многообразие укладывается в небольшое число форм, носящих общечеловеческий характер. Предметы, в их существенных чертах, отражаются в форме понятия. В форме суждений (отношения между понятиями) отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключения (отношения между суждениями).
Реальное познание не является чисто рациональным, оно переплетается с нерациональными его формами, к которым относятся предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция и т.д. Высшими творческими способностями человека являются воображение (способность создавать новые образы на основе полученных впечатлений) и интуиция (способность непосредственного постижения истины без предварительного умозаключения).
Интуиция в науке предполагает предварительную работу логического мышления. Поэтому она часто рассматривается как свернутая, спрессованная логика. Это особый тип мышления, совершающийся на бессознательном уровне, где ясно осознается лишь результат. Интуиция требует напряжения всех познавательных и духовных способностей человека, всего социокультурного и индивидуального опыта развития. Тем не менее, важная роль интуиции не исключает возможности ошибок. Поэтому интуитивные решения необходимо проверять, обращаясь к логике и доказательству. Логика предшествует творческому акту и завершает его.
Глава 12. ИСТИНА
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 621;