Основные законы диалектики

 

Идея развития лежит в основе принципа единства мира, есть ядро диалектического монизма. Идея развития связала изолированные ранее природу, мышление и общество. Это позволило рассматривать человеческое общество как одну из форм развития материи.

Развитие – универсальное и фундаментальное свойство материи, ее атрибут. Применительно к материи в целом понятия движение и развитие совпадают, тождественны. Материя в целом находится в постоянном развивающемся движении, хотя не все материальные образования находятся в состоянии развития. Способность к развитию реализуется лишь при наличии соответствующих условий.

В истории философии сложились две противоположные концепции развития - метафизическая и диалектическая. Они по-разному объясняют источники, механизм и направленность развития.

Метафизика источник развития выносит за рамки материи, видит его во внешней силе; не видит взаимосвязи между количественными и качественными изменениями; развитие понимает либо упрощенно, как повторение предыдущих стадий; либо как случайное; либо отрицает его.

Методологической основой современной метафизики является абсолютизация возникшей в 1970-е гг. синергетики. Основоположниками синергетики являются Г.Хакен (р.1927) и И.Пригожин (1917-2003). Работа последнего «Порядок из хаоса» - своего рода философский манифест синергетики. Развитие в синергетике рассматривается не с позиции борьбы противоположностей, а с позиции самоорганизации – спонтанного, с непредсказуемой направленностью процесса изменения структуры системы в неравновесных точках (бифуркации).

Исходный принцип синергетики – различие открытых и закрытых систем. В замкнутых системах процессы направлены от упорядоченности к хаосу. Основными характеристиками замкнутых процессов являются равновесность и линейность. В открытых системах при некоторых условиях наблюдаются процессы, когда самопроизвольно возникают новые структуры. Синергетика делает акцент на свойствах неравновесности и нелинейности открытых систем. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень упорядоченности. Преодолевается разрыв между живой и неживой природой и объясняется происхождение жизни через самоорганизацию неорганических систем. Г.Хакен считает возможным распространение концепции обобщенного дарвинизма на неорганический мир [Синергетика. М., 1980. С.41].

Заблуждением является претензия синергетики на статус метанауки, обобщения физики. Синергетика является разделом физики – обобщением неравновесной статистической физики [подробнее: Философия науки/ под ред. А.И.Липкина, С.415-419].

Синергетику нельзя также рассматривать как альтернативу диалектики. Она конкретизирует диалектику, переводит на язык естествознания абстрактное учение о развитии, разрушает догму о пассивности материи. Самоорганизующиеся процессы характеризуются такими диалектически противоречивыми тенденциями, как устойчивость и неустойчивость, организация и дезорганизация, порядок и беспорядок.

Значение синергетики заключается в том, что она, с одной стороны, опровергает позитивистские представления о развитии как линейном детерминизме, подтверждает его многовариантность, альтернативность, многозначность. С другой стороны, синергетика отрицает метафизические представления об абсолютно случайном характере развития, подтверждает его необратимость и закономерность. Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенных возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации.

Синергетика подводит конкретно-научную базу под философские постулаты о внутренней активности материи. Она объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок. Но речь не может идти о переходе абсолютного хаоса к абсолютному порядку, поскольку их нет. Речь идет о взаимопревращениях одних систем в другие, характеризующиеся определенным соотношением хаотичности и упорядоченности.

Диалектики источник развития видят во внутренних противоречиях объектов (закон единства и борьбы противоположностей); механизм развития объясняют качественными изменениями (закон перехода количественных изменений в качественные); результат и направленность развития связывают с преемственностью развития (закон отрицания отрицания). Основные законы диалектики, таким образом, составляют ядро диалектической концепции развития.

Точное определение диалектики дал Ф.Энгельс (1820-1895).

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Развитие это само движение в его сущности, способе существования. Движения вне диалектики нет. Внутренней логикой движения является логика противоречий. «По отношению к развитию движение может рассматриваться как его сторона, как его звено, как его определенный срез» [Зубков, 1990, С.100]. Не является развитием неразвернутое противоречие или фрагмент развития. Например, механическое движение или количественное изменение.

Развитие – высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение.

Только одновременное наличие указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и приводить к качественным изменениям.

В результате развития может возникнуть как новое качественное состояние объекта, характеризующееся изменением его состава или структуры, так и новая форма бытия.

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что все предметы и явления содержат противоречия, характеризующие их существование и развитие.

Это центральный закон диалектики. Смысл закона в том, что он раскрывает сущность и внутреннюю причину движения и развития, указывает на их всеобщий источник - противоречие. Он характеризует движение как самодвижение, нацеливает познание на поиск противоречий. Закон объясняет внутреннюю активность материи, делая ненужным внешние силы (Бога, абсолютную идею и т.п.).

Противоречие – отношение единства и борьбы противоположностей.

Противоположности – стороны, имеющие противоположные направления изменения.

Аспекты противоположностей: взаимоисключение, взаимополагание, взаимопроникновение и при определенных условиях взаимопереход.

Противоположности - не просто внешние отличия. Например, в между истиной и ложью есть различия, но нет противоположности. Заблуждение и истина могут быть неразличимы, но являются противоположностями, поскольку являются объективным знанием.

Каждая противоположность сама является противоречием. Например, противоположными сторонами истины являются абстрактность и конкретность, абсолютность и относительность.

Примеры противоречий: бытие и небытие, субстанция и атрибут, причина и следствие, качество и количество, притяжение и отталкивание, капиталист и рабочий, производитель и потребитель, здоровье и болезнь, свобода и необходимость, чувственное и рациональное и т.д.

Развитие есть процесс возникновения, обострения и разрешения противоречий. Этапы развития описываются категориями тождества, различия и противоположности. Абсолютного тождества (равенства) не существует. Каждое явление и тождественно себе и в то же время отличается от себя, так как постоянно изменяется. Тождество – отношение вещи к себе или другим вещам, характеризующееся качественной однородностью, совпадением сторон и свойств.

Закон перехода количественных изменений в качественные – всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к качественным изменениям.

Смысл закона в том, что он раскрывает общий внутренний механизм развития, форму его протекания. Количественные изменения связаны с переносом вещества и энергии. Качественные изменения связаны с перестройкой структуры объекта, превращением его в новый объект.

Связь количественных и качественных изменений ярко выражена, например, в периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева (1834-1907), где переход от одного элемента к другому осуществляется с изменением величины заряда атомного ядра; в изменении агрегатных состояний вещества при изменении температуры.

Последовательность необратимых качественных изменений образует наиболее важный тип изменчивости – развитие. Неограниченный процесс, в котором нет качественных изменений, Г.Гегель (1770-1831) назвал дурной бесконечностью (т.е. ничего не объясняющей).

Закон отрицания отрицания - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что развитие происходит через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение.

Отрицание диалектическое – всеобщая форма связи моментов развития, в которой прежнее качество одновременно уничтожается и сохраняется как преобразованное и подчиненное в новом качестве.

Смысл закона в том, что он характеризует общую направленность развития, его спиралевидный характер: уничтожение прежнего новым (того в прежнем, что не соответствует изменившимся условиям) и сохранение, развитие в новом черт прежнего (того, что соответствует изменившимся условиям).

Метафизическое отрицание абсолютизирует одну противоположность (старое или новое), т.е. развитие теряет смысл, превращаясь в движение по кругу или по прямой. Метафизическое отрицание как абсолютное уничтожение чего-либо материального неосуществимо. «Абсолютным отрицанием… мог бы быть только переход от бытия к… чистому ничто. Но это так же невозможно, как и возникновение бытия из ничто» [Солопов, 2004, с.207].

Характерным примером диалектического отрицания является периодический закон Д.Менделеева (1834-1907): неметалл–металл–неметалл. По мере возрастания заряда ядра не только появляются новые свойства химических элементов, но периодически повторяются свойства предыдущих элементов.

Отрицание отрицания (самоотрицание) в законе означает возврат в развитии назад на новом уровне, а не двойное отрицание и трехступенчатость развития. В простейших случаях повторение исходного качественного состояния осуществляется через два отрицания. Например, в развитии зерна: зерно-растение-зерно. Повторение пройденного может осуществляться и через большее число повторений. Например, переход от калия к рубидию осуществляется через 18 отрицаний [см.: Диалектический и исторический материализм/ Под ред. А.Г.Мысливченко, А.П.Шептулина, 1998.-С.197-198]. Или проявление филогенеза в онтогенезе. «Подобно тому, как эмбрион повторяет в уплотненном виде поэтапно историю развития на пути к себе, всякое развитие в итоговой ступени в онтогенезе воспроизводит в уплотненном виде филогенез» [Босенко, 2001, с. 149].








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.