Суеверие объясняет неизвестное через еще более неизвестное.
Наука, «околонаука» и суеверия.
Тьма тоже распространяется со скоростью света.
Постэйнштейновский фольклор
Наука стремится объяснить неизвестное, по возможности связывая его с уже известным.
Суеверие объясняет неизвестное через еще более неизвестное.
Иногда говорят: "Суеверия существуют уже тысячелетия! Значит, в них есть что-то нужное людям, а возможно и отражающее реальность".
Но совершенно не отражать реальность может только очень больное воображение.
Что касается суеверий, то в них порою существуют некоторые достоверные черты, но явно преобладают совершенно произвольные и в силу этого недостоверные выводы.
Вот почему подавляющее большинство суеверий со временем отмирает, исчезает. Остается лишь их малая часть.
Гениальные прозрения древних “мило уживались” с вопиющими заблуждениями. Так в одной древней рукописи читаем: “Раскали свой меч на закате до цвета пурпурного солнца и погрузи его в тело мускулистого раба, дабы он передал мечу свою ловкость и силу”.
Другой пример. Покорившие Русь татаро-монголы считали, что они победили, в частности, потому, что в отличие от "глупых" русских не мылись и не смывали удачу[1]. Однако, ко времени своего поражения они уже переняли этот чуждый им обычай…
Правда, на смену старым порою нарождаются новые суеверия и заблуждения[2]. Так, например, считается доброй приметой разбить бутылку шампанского о спускаемый на воду новый корабль. Лучше бы вместо этого сделали еще один спасательный круг, а шампанское использовали по назначению…
Суеверия основаны прежде всего на страхе, опасении перед чем-то.
Но разве можно быть счастливым или хотя бы удовлетворенным жизнью, находясь во власти страхов? Слепая вера в непреодолимую судьбу делает человека пассивным и удобным для манипулирования. Этим готовы воспользоваться всевозможные политиканы, жулики и шарлатаны.
Как-тозвери обратились ко льву за советом - следует ли опасаться того, что черная кошка перебежала дорогу. Царь зверей ответил: "Это зависит от того, кто ты. Серая мышка или ЛЕВ".
Если бы примета с черной кошкой подтверждалась, это давно использовали бы на практике. Скажем, при боевых действиях выпускали ее перед танками противника.
Можно подумать, что высшим силам (если они существуют) нечего больше делать, как следить за вами, с какой ноги вы встали, перебежала ли вам дорогу черная кошка, сколько раз вы сплюнули через плечо, постучали или нет по дереву. Не беспокойте «высшие силы» по пустякам!
Уже говорилось, насколько конкретны и точны научные прогнозы. А как гадают цыгане? Как-то я застрял в сыктывкарском аэропорту, дожидаясь лётной погоды. Ждали вылета и цыганки с многочисленными детьми. Погадав почти всем авиапассажирам, подошли ко мне. Последовал традиционный "прогноз": "Дальняя дорога, казенный дом, большие деньги"… Тогда я им признался, что и сам "предсказываю", только по научному. А их попросил более конкретно уточнить прогноз обо мне: - куда именно лежит моя «дальняя дорога»? Какие деньги меня ждут - в каком количестве, за что, в какой валюте? Когда и в какой казенный дом я попаду - в театр, автоинспекцию, библиотеку или загс? И, наконец, когда вылетит наш рейс? Естественно, ничего вразумительного в ответ не последовало.
Заниматься гаданием – дело сравнительно нехитрое. В молодости, дурачась, я «предсказывал» судьбу загорающим красоткам по расположению родинок на их теле. Для меня это была забава и способ познакомиться. Но они-то верили вполне серьезно!
Гораздо лучше магов и колдунов, гадающих на кофейной гуще, по картам или гороскопам, предсказывают будущее философы-футурологи и писатели-фантасты. А о продуктивной и выверенной на практике методологии научного прогноза речь уже шла в предыдущем параграфе.
Что касается «предсказаний» знаменитого Мишеля Нострадамуса (1503 - 1566), то они не более чем расплывчатые и многозначные поэтические образы. В его катренах ничуть не больше пророчества, чем, например, в лермонтовских строках: "Настанет год, России черный год, // Когда царей корона упадет…"[3] Или пушкинских: "Оковы тяжкие падут, // Темницы рухнут - и свобода // Вас примет радостно у входа…"[4]
К тому же, распространены тексты Нострадамуса, которые, как правило, заметно отличаются от его подлинных рукописей. Это констатирует Жаклин Альман, главный «нострадамусовед» Франции, директор музея его имени: «Нострадамус не написал и половины того, что ему приписывают»[5].
Религиозно-мистические тексты, сказки, мифы допускают немало произвольных интерпретаций. Гадая по сказке, можно сказать, что под Змеем Горынычем подразумевается оппозиция или криминалитет, под Василисой Прекрасной - Международный валютный фонд, а под Иванушкой-дурачком – очередной президент или российский народ. Но при желании можно их всех поменять местами. Герой Евг. Леонова в фильме «Гори, гори, моя звезда» крутил один и тот же немой фильм, но в зависимости от того, чья власть в городе, сопровождал его совершенно разным текстом.
Большую озабоченность вызывает такая проблема[6]: наше российское общество в определенном смысле перешло от господства утопического сознания к широкому распространению сознания мифологического. Процветает мракобесие. Скажем, телевизионные передачи “Третий глаз”, авторская телепрограмма астролога Глобы, гороскопомания, заразившая многие газеты соответствуют научно-культурному уровню средневековья. Исходя из меркантильных расчетов, допускается пропаганда совершенно бредовых “учений” и “концепций”.
Нельзя не видеть того, что деятельность магов, колдунов, парапсихологов приносит немалый вред. «...Врачи психиатры и психологи уже давно отметили, что вслед за очередным увлечением в обществе новым эзотерическим или мистическим учением нарастает и новая волна психических заболеваний, причиной которых являются данные учения (...) Однако не меньше, а, пожалуй, даже больше, пациентов психиатрических кабинетов и клиник, приобщившихся к, так сказать, классическим формам религиозного, мистического и эзотерического сознания; почувствовавших себя богами, мессиями, услышавших наказ Христа, Богоматери или других святых, оказавшихся в Нирване, общающихся чуть ли не каждый день с Богом или архангелами, а иногда и с Дьяволом...»[7].
Вот почему важно, во-первых, защитить физическое и психическое здоровье людей от шарлатанского воздействия, а во-вторых, оградить науку от мистификаторской псевдонауки (оградить, конечно, не запретами, а пропагандируя научное мировоззрение и повышая общую культуру людей)[8]. Современному человеку стыдно не знать, что многие заболевания, воспринимаемые в давние времена как порча, сглаз зачастую имеют стрессогенное происхождение или порождены самовнушением.
Остановимся на первом. Вместо того, чтобы как можно быстрее обратиться к специалистам-врачам для диагностирования и лечения, доверчивый больной, насмотревшись и наслушавшись наглой, беззастенчиво лживой рекламы, тратит время и средства на колдунов, “чудо-лекарей”, “снимателей порчи” и пр.; а болезнь тем временем, как правило, прогрессирует...
Что касается второго, то колдуны, парапсихологи, астрологи всячески избегают беспристрастной научной проверки. Их отговорки чаще всего таковы: - наряду с тайной исповеди и врачебной тайной существует тайна эзотерического знания; - у меня очень много больных, поэтому не до “обследований”, обидно зря терять время, столь необходимое для лечения страждущих.
Довольно часто представители эзотерики (как и сторонники паранауки) ссылаются на неповторимый личностный опыт. Таковы, например, рассуждения Даниила Андреева: “Дух нашего времени не замедлит с вопросом: “Пусть то, что автор называет опытом, достоверно для пережившего субъекта. Но может ли оно иметь бóльшую достоверность, чем “опыт” обитателя лечебницы для душевнобольных? Где гарантия?” И сам он так отвечает на этот вопрос: “Без всяких гарантий опыту другого поверит тот, чей душевный строй хотя бы отчасти ему созвучен; не поверит и потребует гарантий, а если и получит гарантии - все равно не примет тот, кому этот строй чужд”[9].
Но столь ли бесспорны подобные рассуждения? Их можно принять по отношению, скажем, к сфере искусства. Но не по отношению к сфере научного познания. Мой “душевный строй” может не совпадать (не быть созвучным) с “душевным строем” Альберта Эйнштейна или Ильи Пригожина, но я с большим доверием приму открытые ими закономерности.
Каждый человек что-то принимает или отвергает не в одной, а в разных реальностях. Но эти реальности важно различать, даже если они частично переплетаются между собой. Наряду с реальностью, которая действительно актуально существует, могут существовать реальности потенциальная (возможная), воображаемая, галлюцинаторная и др. Последнее время все больше обсуждается виртуальная реальность. Многие сбои в человеческом мировосприятии происходят в результате того, что человек теряет ориентацию в этом перенасыщенном разными реальностями, многоликом и многослойном жизненном мире.
Как вытекает из всего предыдущего изложения, одну из основных путеводных нитей тому, кто ищет, дает именно наука. Конечно, она при этом стремится взаимодействовать и с другими сферами культуры.
А теперь специально остановлюсь на отношении к астрологии. Она возникла в конце 3-го – начале 2-го тысячелетия до н.э. в Месопотамии. Со временем астрология отделилась от астрономии, избрав основной задачей составление и истолкование гороскопов, предсказывающих важнейшие события в жизни человека, государства, города и пр.
Сами по себе принципы глубокого единства и подлинного подобия, используемые при изучении и воспроизведении мира, весьма плодотворны. Поэтому неоспоримы слова Гермеса Трисмегиста, выразившего исходную идею греческой астрологии: "То, что находится внизу, подобно находящемуся вверху, и обратно; то, что находится наверху, подобно находящемуся внизу ради выполнения чуда единства" (Гермес Трисмегист. Изумрудная скрижаль. 3-2 вв. до н.э.). Другое дело, в чем, прежде всего, следует видеть подобие и единство... По сути дела, астрологи произвольно истолковывают символы, чисто условно связанные с реальными процессами; однако делают выводы о самих реальных процессах. Разумеется, они, чтобы не попасть впросак, формулируют свои пророчества весьма туманно и многозначно…
Заранее оговорю:
между Космосом, жизнью на Земле и всем существованием человечества пролегают глубокие и многообразные связи.
Прежде всего, это влияния Солнца, Луны и самой Земли как космического тела. Не дай бог, если Солнце даже слегка «заболеет»…[10]
Но почему нельзя доверять астрологическим прогнозам?
Начну с того, что они (как и гадания по картам, кофейной гуще и т.д.) не удовлетворяют сформулированным выше требованиям к научному прогнозу: им не хватает конкретности, теоретической и эмпирической доказательности, независимой объективной воспроизводимости, широкой эффективной практической реализации и т.д. А теперь более подробно.
1) На людей воздействуют более существенные, менее существенные и практически несущественные факторы. Огромное влияние на жизненный путь человека оказывают окружающие его природные условия, воздействия Земли, Солнца, Луны, наследуемые генетические биологические и психобиологические программы, целостный процесс социализации, саморазвитие и собственные свободные поступки. На него накладывают свой отпечаток травмы рождения и детского возраста, специфические переживания чувства неполноценности и развитие психосексуальности, индивидуально реализуемые защитные механизмы психики, особенности научения и воспитания.
Они, а не составленный на момент рождения гороскоп, могут поведать о превратностях человеческой «судьбы», а точнее – о превратностях жизненного пути человека[11].
Аналогичные рассуждения приложимы и к социально-историческому прогнозу. Работая над ним, следует прежде всего глубоко и всесторонне изучать сам исторический процесс, а не взаимоположение невероятно далеких планет.
2) Тот, кто верит в астрологию, пока еще воспринимает небесный мир геоцентрически (по Птолемею). Ведь на астрологию существенно не повлияли величайшие научные достижения, которые радикально преобразовали научную картину мира. Астрологи словно не заметили перехода от геоцентризма к гелиоцентризму*, от ньютоновской (классической) картины мира к эйнштейновской (релятивистской), а от последней – к новейшим моделям Вселенной.
На планеты (от греч. astèr planétes — блуждающая звезда) обратили особое внимание еще в глубокой древности. Ведь они перемещались на фоне взаимно неподвижных звезд. Тогда-то их и посчитали особыми небесными знаками высших сил, не подозревая, что это не сигнальные светлячки, а подобные Земле огромные космические тела, находящиеся на невообразимом удалении от нас.
3) За прошедшие века несколько изменилось место и время положения Солнца в зодиакальных созвездиях*. Кроме того, телескопы позволили астрономам открыть три новые большие планеты[12], много спутников планет, астероидов. Были запущены рукотворные "планеты" - искусственные спутники Земли и космические ракеты, бороздящие просторы Солнечной системы. Обнаружены планеты у других звезд. А гороскопы по-прежнему учитывают только те планеты, которые наблюдались невооруженным глазом древними прорицателями.
4) Астрологи недооценивают многовариантность и неоднозначность будущего, важную роль хаотических процессов в развитии, вклад в него быстрых изменений и эмерджентных процессов, креативных возможностей высокоразвитых существ. Как творческая и свободная личность, человек может жить не только в соответствии с обстоятельствами, но и вопреки им. Более того, он способен менять сами обстоятельства, преобразовывать мир вокруг себя[13].
5) Суеверные гадания осуждаются как христианством, так и мусульманством.
Сторонники этих вероучений верят в божественное Провидение, но признают, что человеку не дано знать божественных планов на свой счет.
Более того, такие религиозные мыслители, как Н. Бердяев, были уверены, что Бог запретил даже себе самому знать заранее, как человек воспользуется дарованной ему свободой.
6) Утверждения астрологов чаще всего не проверяемы:
а) Из-за того, что они состоят из общих фраз и очень расплывчаты; например: "Завтра до некоторого момента возможны мелкие огорчения и досадные оплошности. Но затем почти всё наладится". Честнее было бы предсказать так: "Завтра может быть всё, кроме того, что быть не может".
б) Из-за того, что они отнесены к далекому будущему (как в предсказаниях Нострадамуса) или далекому и недоступному местонахождению[14].
7) Порою астрологи давали проверяемые предсказания. Но тогда они, как правило, садились в лужу.
Достаточно напомнить их нелепые предсказания «всемирного потопа» или Апокалипсиса каждый раз, когда на небе появлялась большая комета, проходили парады планет, солнечные затмения или иные необычные небесные явления.
И в наши дни практика зачастую не подтверждает правильность астрологических предсказаний. Вот почему астрологам не удается разбогатеть самим или помочь разбогатеть другим, играя на бирже или в тотализатор, их браки столь же удачны или неудачны, как у других людей, их тоже подстерегают несчастные случаи и прочее.
Грамотныйэкономист или врач даст более дельные советы по сохранению денег или здоровья, чем астролог.
8) Тяготение, электромагнитные силы, с помощью которых далекие планеты солнечной системы воздействуют на человека, исчезающе малы[15].
9) Гороскопы не учитывают, какое расстояние между Землей и данной планетой. А оно очень сильно изменяется.
Правда, порой астрологи говорят об особых, неизвестных науке силах, влияние которых не зависит от расстояния. Но, во-первых, обращение к тому, что никак себя не проявляет, говорит о том, что пока это утверждение наукой и «не пахнет». Во-вторых, если допустить существование таких сил, то надо признать влияние на человека всех планет бесконечного мироздания.
10) Бросается в глаза и то, что ежедневный прогноз, составленный по гороскопам, касается сразу 1/12 землян, т.е. примерно пятиста миллионов человек. Когда же идешь к астрологу, который тебя совершенно не знает, он мало что добавляет сверх гороскопа. Если не пользуется другими, а именно научными методиками…
11) Как правило, современный астролог, не доверяя «языку планет», тайком использует научные данные, но облекает свои рекомендации в мистическую форму, играющую своего рода рекламную роль. Небольшой надувательский пиар.
12) Существуют разногласия между разными астрологическими направлениями (о прецессии, об учете всех или не всех планет и пр.). Разные астрологи дадут либо расплывчатый (что чаще всего), либо разный прогноз.
13) Неоднократные научные проверки опровергали достоверность и "чистоту" астрологических прогнозов.
14) Порою некоторые астрологи идут на прямую фальсификацию: уже после того, как какое-то событие произошло, они создают видимость, что именно о нем они предупреждали заранее. Такой горе-предсказатель имеется в виду в следующем высказывании: «О том, что будет завтра, астролог сообщит нам послезавтра!»
Итак, не будем путать божий дар с яичницей, а «пророков» с лжепророками. Могут спросить: – А есть ли «пророки»? Я бы ответил так: – Конечно, есть (причем не обязательно религиозные). Такими "пророками" нередко становятся выдающиеся творцы духовной культуры. Эту роль также могут играть объединения типа "Римского клуба" или специализированные НИИ, занимающиеся прогнозированием.
Многознание может порою помешать правильному прогнозу, мудрость – никогда!
По словам знаменитого физика Дж. Максвелла, «так велико уважение, котоpое внушает наука, что самое абсуpдное мнение может быть пpинято, если оно изложено таким языком, котоpый напоминает нам какую-нибудь известную научную фpазу».
Понятия, раскрывающие и дополняющие содержание
Зодиакальные созвездия (греч. zodiakos, от zoon — животное): двенадцать созвездий, опоясывающих небосвод, на фоне которых движется в течение года Солнце, а также перемещаются планеты. Почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. Именно на эти созвездия проецируется эклиптика - плоскость, в которой планеты движутся вокруг Солнца[16]. Отсчет традиционно ведется от созвездия Овен, в котором расположена точка весеннего равноденствия. Далее следуют Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. В этих созвездиях Солнце находится соответственно большую часть апреля, мая, июня, июля, августа, сентября, октября, ноября, декабря, января, февраля и марта.
На протяжении очень долгого времени эклиптика проходила только через эти двенадцать созвездий. Однако в настоящее время ситуация изменилась. В результате прецессии* и уточнения границ созвездий оказалось, что эклиптика проходит еще через одно созвездие (созвездие Змееносца).
Астрологи выделяют 12 зодиакальных созвездий, причем каждое из них равно 30 угловым градусам и имеет свой «знак Зодиака». Для астрономии же размеры зодиакальных созвездий не столь важны (и поэтому они не одинаковы по размерам): ведь для того, чтобы определить местоположение какого-то небесного тела, ученые используют гораздо более точные небесные координаты, чем нахождение в том или ином созвездии.
Левитация: представление о том, что человеческий организм путем особых психических усилий способен преодолевать силы земного тяготения; противоречит современным научным воззрениям и опирается на мистико-оккультные учения[17].
Оккультные учения: эзотерические концепции, которые настаивают на существовании таинственных процессов и сил, действующих в человеке и космосе, причем эти силы и процессы считаются принципиально непостижимыми в обыденном человеческом опыте или научном эксперименте. Они открываются только «посвященным», которые овладели специальными психическими техниками (что порой оформляется особым ритуалом инициации).
Паранормальные психические состояния ( от греч. раrа - возле, около, при): гипотетические экстремальные психические процессы и состояния, обычно разделяемые на две группы. Во-первых, это разные типы экстрасенсорного восприятия, связанные с передачей информации. Во вторых, это разные формы так называемого психокинеза (телекинеза), связанные с передачей энергии. В первую группу входят: телепатия, ясновидение, прекогниция («прогностическое дальновидение») и др. Во вторую группу можно включить: воздействие (вплоть до деформации) на физические тела[18], воздействие (вплоть до изменения) на биосистемы, воздействие на человека, приводящее к левитации, полтергейсту и пр.
Большинство из перечисленных феноменов не получило подтверждения при контрольных научных экспертизах и не имеет под собой серьезного научно-теоретического обоснования.
Прогнозирование: разработка прогноза; в узком значении — специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления. Как одна из форм конкретизации научного предвидения в социальной сфере находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Обычно в общественных науках: краткосрочное прогнозирование на 1-2 года, среднесрочное на 5-10 лет, долгосрочное на 15-20 лет, сверхдолгосрочное на 50-100 лет. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. БЭКМ
За последние десятилетия число научных работ, посвященных прогнозированию, резко возросло, причем прогнозы касаются как глобальных аспектов развития цивилизации, так и отдельных сторон социальной жизни или природных процессов. Любой глубокий и долгосрочный прогноз имеет междисциплинарный характер. Он не может быть основан на изолированных исследованиях в узких научных областях.
Ошибочность прогноза чаще всего связана с тем, что при его разработке учитывались лишь второстепенные факторы и функциональные связи, влияющие на развитие изучаемого объекта[19].
Наряду с обычным прогнозированием существует его своеобразный вариант – ретроальтернативистика (исследование альтернатив в прошлом развитии). Так, например, палеонтологи могут рассматривать различные сценарии происхождения homo sapiens, в том числе тупиковые пути.
Проектирование: процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Наряду с традиционными видами (архитектурно-строительными, машиностроительными, технологическими и др.) начали складываться самостоятельные направления: проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и др. БЭКМ
Предсказание.Объяснение известных явлений не только дает нам их более глубокое понимание, но служит также основой для предсказания новых, еще не известных фактов.
Предсказанием называют выведение из закона или теории высказывания о фактах, еще не установленных наблюдением или экспериментом.
По своей логической структуре предсказание совпадает с объяснением: имеется некоторый общий закон «Ах (Рх --- Qx)», к которому мы добавляем истинное частное утверждение «Ра» и делаем вывод о том, что должно быть истинно частное утверждение «Qа». Однако, несмотря на тождество логических структур, между объяснением и предсказанием имеется принципиальное различие. В обоих случаях мы имеем дело с логическим выводом, но при объяснении мы отталкиваемся от истинности заключения и ищем посылки, из которых оно следует, а при предсказании мы движемся от известных посылок и утверждаем, что заключение должно быть истинно. При объяснении неверными могут оказаться наши посылки, в предсказании может оказаться ложным заключение.
Подлинно научное объяснение, опирающееся на знание причинных связей между явлениями действительности, т.е. на закон, может служить основой для предсказания. Если эксплананс объяснения содержит закон, а не случайно истинное обобщение, то, изменяя частные условия, мы можем вывести из закона высказывания о тех фактах, которые еще не были установлены нами опытным путем. Например, нам известно, что чем тяжелее лодка, тем быстрее она плывет по течению. Из этого закона мы можем вывести предсказание: весло, упавшее с лодки в воду и плывущее по течению, должно отстать от лодки.
Характерная особенность предсказания заключается в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям: либо к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем, либо к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента. Например, метеоролог может предсказать погоду на завтра, но может сделать предсказание и о том, каковы погодные условия в настоящее время в том районе, где в данный момент отсутствуют наблюдатели. Предсказания могут относиться и к событиям прошлого – в этом случае их называют «ретросказаниями». Царапины на валунах позволяют геологу сделать вывод о том, что через данную местность много лет назад двигался ледник. Такой вывод будет ретросказанием.
Объяснение и предсказание играют громадную роль в науке и в жизни общества. Практическая и производственная деятельность людей была бы невозможна, если бы люди не умели объяснять событий окружающей жизни и предвидеть результаты своих действий. Сознательная постановка цели, предварительный расчет способов и средств ее достижения принципиально отличают деятельность человека от активности животного. Любое сознательное действие человека опирается на предвидение его результатов. Научные предсказания расширяют сферу познанного человеком мира. См. файл «Логика и методол науч познания» .
[1] Любищев А.А. Уроки истории науки. Рукопись. Петербургское отд. Арх. РАН.
[2] Большое число широко распространенных и довольно неожиданных заблуждений проанализировано в книге: Кремер В., Тренклер Г. Лексикон популярных заблуждений.
[3] Лермонтов М. Ю. Предсказание. Соч. в двух томах. Т. 1. – М., 1988. С.59
[4] Пушкин А.С. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 2. – М., 1974. С. 97
[5] Даже современный Нострадамус, прямой потомок знаменитости, вынужден признать, что в предсказаниях известного прорицателя нет ни единого слова, скажем, про теракт 11 сентября в Нью-Йорке; но сотни интернетовских сайтов многозначительно повторяют якобы принадлежащее Нострадамусу пророчество: «Два брата падут, сраженные железными птицами, в Новом городе». Однако это придумано современными махинаторами (Аргументы и факты №48, 2004).
[6] Воскобойников А.Э., Чисталев Л.П. Духовная культура и здоровье человека / Современная Россия в зеркале философии и политологии. М., 1998.
[7] Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. - 1997. - №3 с.45).
[8] Порою я публично подвергаю себя "страшному риску": выступая перед большими аудиториями, называю проходимцами всех заклинателей и «колдунов», вещающих о порче и сглазе, и призываю их кару на свою бедную голову. Прошу на мне продемонстрировать их могущество. Никакой ответной реакции…
[9] Андреев Д., Роза мира. М.,1991, с.35.
[10] В дальнейшем изложении научные представления о космических влияниях на земную жизнь будут рассмотрены более подробно. Но уже сейчас, скажем, можно напомнить, что процессы на Солнце, порождающие солнечный ветер, ощутимо воздействуют на ионосферу и магнитосферу нашей планеты, а это сказывается на климате и погоде, распространении радиоволн, физиологических процессах в организмах. А разве можно переоценить значение фотосинтеза, в котором энергия солнечного света переходит в энергию химических связей органических соединений?
[11] Если бы Джульетта верила не своему сердцу, а гороскопам, не исключено, что она бросила бы Ромео и соединила свою судьбу с каким-нибудь Джеком-Потрошителем. Надеюсь, что никто из вас не бросит своего "принца", поверив гороскопу.
[12] Открыты: Уран (1781, В. Гершель), Нептун (1846, Дж. Адамс, У. Леверье, И. Галле), Плутон(1930, П. Ловелл, К. Томбо).
[13] - Но изменение человечеством мира не привело ни к чему хорошему… - Ой ли! Да, некоторые люди совершили много гадкого… Но в это же время другие люди сотворили такое, чем человечество может гордиться. От каждого из нас в какой-то мере зависит, чего будет больше в мире - добра или зла…
[14] Хорошим примером служит соответствующее происшествие с главным героем романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». моя «телепатия» об орле на вершине Большого Чимгана.
[15] "Акушер, принимающий ребенка, оказывает на него гравитационное воздействие в 6 раз более сильное, а приливное действие в 2 триллиона раз более сильное, чем Марс" (Э. Фрэкной. Вопросы к астрологам // НЖ, 1990, №2. С. 103).
[16] Из больших планет заметно отклоняется от движения в эклиптической плоскости только Плутон.
[17] Если Вы всё же верите в левитацию и сомневаетесь в законе всемирного тяготения, умоляю Вас – не пробуйте отправиться погулять прямиком с крыши Вашего дома!
[18] В данном случае речь идет о том, что сознание, минуя любые физические посредники, обходясь без материальных носителей воздействует на свойства находящихся на каком-то расстоянии физических систем и протекание физических процессов.
[19] Так, великий фантаст Герберт Уэллс, потрясенный ужасами и абсурдностью 1-й мировой войны, ошибочно посчитал ее не только самой крупнейшей за общечеловеческую историю, но и самой последней. Иногда неудачный прогноз со временем превращался в сущую нелепость. В самом конце ХIХ в. кое-кто из футурологов пугал горожан тем, что они неизбежно погибнут из-за непомерно возрастающего использования лошадей, т. к. задохнутся от навозных газов...
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Попытки модернизации СССР в середине 50-х – начале 60-х гг. | | | Основные способы создание подъемных сил ЛА |
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 614;