Свобода и ответственность личности

 

Личность всегда активна, всегда деятельна. В связи с анализом такой деятельности в фи­лософии встает проблема свободы личности, получившая неоднозначные решения.

1. Фатализм (от слова «фатум» – рок) утверждает, что свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей. Это означает, что человек подчиняется природным законам – он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле; он подчиняется и социальным законам, ибо живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом (Сенека, П. Гольбах).

2. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы (Шопенгауэр, Штирнер, Ницше).

3. Широкое распространение получило и понимание свободы как «познанной необхо­димости». Свобода при таком подходе предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс).

4. Характерным для философии XX века стало представление о том, человек полностью и абсолютно свободен, причем свобода эта – прежде всего внутренняя, духовная. Она выражается в возможности выбора любого решения (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна).

5. Наиболее популярным в философии XX века стал следующий подход. Человек обладает свободой воли, но эта свобода относительна, а не абсолютна. Люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется:

– конкретной ситуацией, которая предоставляет человеку больший или меньший спектр возможностей выбора (он будет различен, например, при тоталитарных или же демократических режимах);

– особенностями самой личности, ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них.

Свобода всегда связана с ответственностью перед собой и другими людьми. Ответственность – это понимание человеком требований, которые предъявляет общество по отношению к нему и стремление осуществить эти требования. Это способность и возможность человека выступать полноправным субъектом соб­ственного поведения – сознательно и добровольно выполнять нравственные и правовые требования и осуществлять стоящие пе­ред ним задачи. Быть ответственным за тот или иной поступок – значит признать себя его автором и принять на себя его последствия.Ответственность служит подтверждением того, что любое действие человекаоценивается, прежде всего самим человеком. Человек ответственен за мир, за самого себя и за своё бытие в этом мире. Он сам отвечает за поступок: 1) когда он совершен созна­тельно и именно им; 2) когда он совершен сознательно, но не обязательно им самим; 3) когда его совершил именно он, но, не желая того; 4) когда он его не желал и не совер­шал собственноручно, но при этом от него зависела воз­можность его избежать. В этом отношении различают раз­ные степени ответственности, в зависимости: от того идет ли речь о гражданской или об уголовной ответственности, или о моральной ответственности. Существуют три условия ответственности: наличие закона (общественного или морального), вменяемость (не­вменяемые не несут ответственности), свобода (мы не несем ответственности за поступок, совершенный по принуж­дению).

Поскольку же человек далеко не всегда может предвидеть последствия своего выбора, своих поступков, свобода всегда связана и с риском.

При анализе этого обстоятельства в русле особого течения в культуре XX века – философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер и др.) – было обосновано положение о «рискованности существования» человека, о его «поставленности-на-самого-себя». (С кем бы мы ни советовались, как бы ни ссылались на независящие от нас обстоя­тельства, в конечном счете, мы осуществляем выбор сами и, если он неверен, нам не на кого переложить вину и ответственность за него). Сознание, дух, отличающие человека от животных, позволяют ему противопоставить себя реальности. Из этого делается вывод, что человек «открыт миру», «имеет мир», перед которым испытывает удивление (начало философии) и страх (начало религии).

Все это привносит тревогу в жизнь человека. Именно поэтому многие современные философы отмечают, что человек боится свободы, что в XX веке происходит «бегство от свободы», отказ от нее (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм).

В своей жизни человек проходит через множество ситуаций, в которых он вынужден принимать решения и которые он обуславливает определенным смыслом. Такой смысл не задан изначально, его нельзя придумать. Именно способность к созданию смыслов нередко рас­сматривается как сущностная, важнейшая особенность и потребность человека (В. Франкл). Вместе с тем у каждой личности формируются меняющиеся под влиянием обстоятельств, представления о главном смысле – о смысле человеческой жизни.








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 536;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.