Периодизация марксистской философии
В философии марксизма можно выделить следующие периоды.
1. Собственно марксистский период (то есть философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этапа:
а) начало политической и научной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса до революции 1840 г., который характеризуется их переходом от идеализма к материализму (1841-18454) и завершением формирования философии марксизма (1844-1848);
б) развитие марксистской философии от буржуазной революции 1848 г. до Парижской коммуны 1871 г.;
в) от Парижской коммуны до смерти К. Маркса и Ф. Энгельса.
2. Ленинский период, где получили развитие следующие идеи марксистской философии: основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания; учение о материи и сознании, анализ понятий «материя» и «сознание»; теория познания; проблема истины и ее значении в познании. В.И. Ленин развивал диалектику, раскрывал сущность закона отрицания, подвергал критике идею эволюции, получившую в конце XIX в. широкое распространение, сформулировал принцип партийности в философии, определил необходимость связи философии с естествознанием для построения научной картины мира.
3. Сталинский период. После смерти Ленина главным стало изучение и разработка проблем ленинского этапа. В 20-х годах сложился формализм, сторонником которого был A.M. Деборин. Он допускал, что марксистская философия – это синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма. Он не заметил и потому недооценил качественный скачок, происшедший в философии марксизма. Со второй половины 30-х – начала 50-х гг. со складывающимся культом личности И.В. Сталина, все философские проблемы рассматривались в свете его работы «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.). В работе было много правильного. Вместе с тем она «страдала» схематизмом, содержала некоторые ошибочные положения, в частности, И.В. Сталин противопоставлял диалектический материализм историческому, нарушая основную идею философии марксизма о едином диалектико-материалистическом подходе к природе, обществу и человеческому мышлению. Не раскрывая диалектику как общую теорию развития, он рассматривал ее как метод выработки тактики и стратегии партии пролетариата. Сталин обошел проблему единства диалектики, теории познания и логики, заменив понятие законов диалектики понятием ее черт, при этом не увидел в законе единства и борьбы противоположностей – ядра диалектики и даже не заметил закона отрицания. И таких «просчетов» в анализируемой работе предостаточно.
4. Советский период. Кроме предвзятой интерпретации философии марксизма И.В. Сталиным и его сторонниками, были философские произведения, в которых шла разработка коренных вопросов диалектического материализма: о противоположности диалектики и софистики, материи и сознании, законах диалектики, практике как критерии истины и т.д.
Для разработки философских проблем большое значение имели исследования Т. Павлова («Теория отрицания»), Е.П. Ситковского («Категории материалистической диалектики», «Материя и сознание»), П.В. Копнина («О количественных и качественных изменениях в природе») и др. в 40-х –60-х годах.
5. Неомарксизм (современный) и его разновидности, который начинается с развития теории и философии марксизма-ленинизма Г. Димитровым, (Болгария), Б. Куном (Венгрия), К. Цеткин (Германия), Д. Ибаррури (Испания), А. Грамши, П. Тольятти (Италия) и продолжается в теории фрейдо-марксизма, стректурализме и других теориях.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1134;