Бытие как базовая проблема философии.
Понятие бытия — центральное философское понятие.
Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens», которое на русский обычно переводится как «сущее» или «существующее».
Бытие — предмет изучения онтологии. Слово «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и означает учение о бытии, о сущем. В своем основном современном значении термин утвердился после второй половины 19 в. – раздел философского знания, посвященный вопросам бытия.
Основные разделы философии (структура философского знания):
Древние греки выделили в философии 3 основополагающие части. А именно стоики: логика, физика, этика. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика - ограда, которая его защищает, физика - дерево, а этика — плоды. Также стоики свою систему сравнивали с животным: кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика. Этика - главная часть. Знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Логика должна скреплять систему, физика - давать знания о природе, этика - жить "согласно природе", что означает жить в соответствии с добродетелью, разумно. Все в природе подчинено строгой необходимости, судьба правит миром. Отсюда этика - человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно.
Сейчас мы эти части называем онтология, гносеология и этика (или социальная философия в широком смысле слова). Почему гносеология первая? В зависимости от того, как вы познаете мир, у вас складывается представление о нем. Далее онтология – если вы хотите понять, что есть мир и каково ваше место в нем, то вы первым делом попытаетесь ответить на вопрос: «Откуда появилось все то, что существует?». Это онтологический вопрос, то есть связанный с бытием. В зависимости от того, как вы представляете мир, вы будете строить этику, принципы поведения.
В целом, онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Для более лучшего понимания предмета онтологии, надо рассмотреть то, как менялось представление о бытии, его свойствах в ходе исторического развития философии.
Сама проблематика бытия и даже область философии, которая ей занималась, возникли гораздо раньше. Понятие Бытия ввел в философиюПарменид (6-5 вв. до н. э.), основатель элейской школы. Парменид обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это, по мысли Парменида, недопустимо. Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же» и что «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
Эти принципы по-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем. Демокрит пересмотрел тезис элеатов о том, что бытие едино. Он мыслит бытие как множественное – атомы, а небытие – как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов – бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Атом у Демокрита неделим.
Платон делит единый мир Бытия надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). Платон, как и элеаты, считает, что бытие вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Однако бытие у Платона множественно; но эти многие – не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон называет их «сущностями». Бытию противостоит становление – чувственный мир преходящих вещей. Но Платон признает, что небытие существует, иначе было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь: "ложное мнение - это мнение о несуществующем". Но небытие выразить и мыслить невозможно. Бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может быть мыслимо в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому.
Аристотель понимает бытие как начало вечное, неизменное. Но, в отличие от Платона, он ищет постоянно пребывающее также и в изменчивом чувственном мире, стремясь создать науку о природе – физику. Для выражения различных аспектов бытия в понятиях Аристотель пользуется различными категориями, среди которых ближе всего к бытию стоит сущность. Она отвечает на вопрос "что есть вещь", только у сущности имеется суть бытия. Если Платон рассматривал в качестве сущностей умопостигаемые идеи, то Аристотель определяет первую сущность как отдельный индивидуум («вот этот человек»), а вторую сущность как вид («человек») и род («животное»).
В учении Аристотеля бытие определяется через аксиомы, истинность которых устанавливается в философии, а частные науки, изучающие определенные «части» бытия, принимают эти аксиомы как не подлежащие обсуждению. Первая среди аксиом, сформулированная именно Аристотелем и касающаяся природы бытия как такового, вошла в историю мысли как закон непротиворечия: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Согласно Аристотелю, это – самое достоверное из начал. Сущее как таковое может быть понято как высшая из всех первых сущностей, свободный от материи перводвигатель, который характеризуется как бытие само по себе. Вечный и неподвижный первый двигатель - это целевая причина, источник не только движения, но и всего существующего.
Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Семя здесь и теперь является (актуально) только семенем, но оно несет в себе естественные способности (потенциальности) стать, например, деревом. Способности, которые семя имело в себе, реализуются. Потенциальное актуализируется. Все отдельные вещи пребывают в напряженности между присущим им потенциальным и актуальным состоянием. Все вещи стремятся актуализировать свою потенциальность. Изменение есть актуализация потенциальностей.
Аристотель ввел понятие акциденции - несущественное, изменчивое, случайное, которое противопоставляется сущностному в предмете. Акциденция обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, может быть случайным свойством. Акциденции не принадлежит к постоянному составу свойств сущности , могут в нем отсутствовать или изменяться; без них или с их изменением сущность не перестанет быть тем, что она есть. Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи. Различение сущности (как неизменного начала в вещи) и акциденций как ее изменчивых свойств.
В Средние века понимание бытия определили 2 традиции: античная философия и христианское Откровение. Но у греков понятие бытия связано с пределом, единым, неделимым, а все, что беспредельно и безгранично, осознавалось как несовершенство. Напротив, в Ветхом и Новом заветах совершеннейшее сущее – Бог – беспредельное всемогущество, а потому здесь всякое ограничение и определенность воспринимаются как признак конечности и несовершенства. Попытки примирить эти две тенденции или же противопоставить одну другой определили трактовку бытия на протяжении более полутора тысячелетий.
У истоков средневековой философии и теологии стоит Августин. Бог - высочайшая сущность, обладает высочайшим бытием, неизменяемым. Бог дал бытие вещам, которые сотворил из ничего, но одним дал больше, другим меньше и таким образом распределил природы существ по степеням. Зло - небытие. истина - знание бытия.
В христианской философии важное значение имел термин «акциденция», с помощью которого объясняли парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право на жизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто несущественные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора.
Известнейшей представитель средневековой схоластики, Фома Аквинский: высшее начало есть бытие, акт которого заставляет вселенную существовать. Бытие предшествует всем другим созданиям в качестве их условия.Через сущность и в ней сущее имеет свое бытие. Субстанции (сущности) обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций, которые существуют только благодаря субстанциям. Субстанциальная форма сообщает вещам простое бытие (которое не может быть утрачено), акцидентальная же есть источник определенных качеств.
В 17 - 18 веках на первое место выходит гносеологичексая проблематика. Разум - противоположный полюс по отношению к бытию, ум - это представление о бытие, направленность на него, субъект, противостоящий объекту, что, в принципе, происходит еще раньше, в позднем средневековье, а здесь обостряеся. Бытие все чаще отождествляется с природой, из которой выводят принципы и социальной жизни.
Рене Декарт: божественная субстанция (начало устойчивое, неизменное) - только она причина самой себя. От нее производны мыслящая и протяженная субстанции. Природа - механический мир действующих причин. Ему противостоит мир разумных субстанций как царство целей. Так бытие раскалывается на 2 несоизмеримые цели, которые позже станут рассматривать как самостоятельные реальности природного и человеческого, механического и разумного.
Метафизика другого философа близка к античному и средневековому пониманию бытия. Готфрид Лейбниц: источник бытия мира и всех его вещей - внемировое существо. Но в конечных вещах тоже есть начало бытия: чем больше сущности в какой-либо вещи, т.е. чем более актуальности в ней, тем «бытийнее» будет эта вещь. Отсюда иерархия сущностей у Лейбница – по степени совершенства. Подлинной реальностью обладают только простые (нематериальные и непротяженные) монады, тела же, которые протяжены и делимы, не субстанции, а собрания монад.
Иммануил Кант, его учение - трансцендентальный идеализм. Он исследует не бытие, а знание, не субстанцию, а субъект. Мы приписываем субстанции такие определения, как протяженность, фигура, движение, но на самом деле, эти определения - априорные формы чувственного восприятия и рассудка познающего субъекта, через которые он конструирует мир эмпирического опыта. Человеческое знание охватывает только мир опыта; то, что за его пределами (вещь сама по себе), - непознаваемо. Именно вещи в себе имеют начала бытия. Бытие не зависит от человеческого мышления. мы этого бытия не познаем, а имеем дело с миром явлением, миром опыта, который порождается познавательной деятельностью субъекта. Наш разум постигает лишь то, что сам и творит. Бытие же закрыто от нас. В мир вещей в себе нас может перенести не теоретическое знание, а практическое действие, добрая воля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель достигнуть тождества бытия и мышления. Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Дело в том, что она основана на идее того, что реальность поддается рациональному познанию, так как рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
Основные проблемы онтологии, вопросы онтологии:
Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое небытие и что значит – не существовать? Как можно существовать? Все ли существующее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Обладает ли мир в своем существовании единством? Если да, что является основой этого единства? Мир в своем существе неизменный, или он постоянно разв ивается? Развивается произвольно или по определенным законам? т.д.
Для того чтобы осмыслять онтологические вопросы, философия применяет особые формы мышления – категории. Это предельно широкие понятия, многие из них раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Например, бытие - небытие, качество - количество, сущность - явление, возможность - действительность, единое - многое, целое – часть и др. Разные мыслители трактуют и осмысляют эти категории по-своему.
Основные трактовки бытия:
1. все, что вне сознания;
2. и вне, и сознание;
3. человеческое бытие.
Основные позиции в философии относительно бытия
реализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, феноменология, экзистенциализм.
Реализм. Самая древняя и распространенная. Возможно, самая популярная. Самый простой ее вариант – наивный реализм: в своей повседневной жизни мы убеждены, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от особенностей нашего восприятия. В целом, реализм таков: признается реальность, существующая вне сознания и независимо от него. Такую реальность принято называть объективной.
Но здесь два полюса, противоположных решения. 1е – объективный идеализм: все объективно реально – идеи, вещи, духовное, телесное. Но духовное и идеи – высший род бытия. Вещи и события в материальном мире зависят от идей, идеи – их конечные причины. Духовное бытие вечно, телесное – временно. 2е – материализм. Упрощенный единственной реальностью считает материю (в разных формах ее существования). Самостоятельное, независимое от тела существование души отрицает. Но разновидность материализма – диалектический материализм – предложил более сложное онтологическое учение, признавало два вида реальности – объективную материальную и субъективную духовную. Духовная вторична, возникла в процессе эволюции материального бытия. Еще как особую реальность выделяет общественное бытие, которое определяет общественное сознание.
Энгельс: «Действительное единство мира состоит в его материальности».
Энгельс сформулировал и суть вопроса, который считают основным вопросом философии – отношение мышления к бытию, сознания к материи.
Позиция материализма такова: материя первична, сознание вторично. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, оно должно иметь физический характер. Одно время Рене Декарт (17 в.), не относящийся, правда, к материалистам, считал, что сознание требует бессмертной души, которая соотносится с телом через шишковидную железу головного мозга - эпифи́з. Он расположен в центре черепной коробки, вверху. регулирует деятельность эндокринной системы (система, которая регулирует деятельность внутренних органов посредством гормонов), кровяное давление и т.д., считают, что он регулирует биологические часы в организме. Декарт писал, что именно в эпифизе формируются радость, страх, гнев. Примечательно, что этот орган имеет все основные элементы, свойственные глазу – хрусталик, стекловидное тело, даже сетчатка. Отсюда некоторые посчитали, что это рудимент глаза. Интересно, что у некоторых ящериц этот орган как раз является глазом, но различает он только свет и темноту. Эпифиз связывают с седьмой чакрой (также называемой Сахасрарой) в йоге. Эпифиз является дремлющим органом, который следует разбудить, чтобы включить способность к ясновидению.
Но не все сводят сознание к мозгу как единственно возможному материальному носителю. Есть такая теория - эмерджентная теория: хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно, тем не менее, не сводимо к физическим состояниям мозга, является сущность, с уникальными свойствами. Сознание – это обычный реальный объект.
Философы, которые изучают сознание, делают допущение, что оно не зависимо от субстрата или, можно сказать, от материи. Биологическая ткань (биологические нейронные сети, основанные на углероде) не является обязательным условием для сознания. В принципе того же самого эффекта можно добиться от процессоров, встроенных в компьютер, основанных на кремнии.
Многим людям, знакомым с современной компьютерной техникой, идея о программном обеспечении, наделенном сознанием, кажется невероятной. Но некоторые считают, что просто сегодняшние компьютеры имею жалкие возможности и это дело будущего. Компьютеры будут становиться все в большей степени разумными и сознательными.
Клетка мозга — это физический объект, с определенными характеристиками. Если мы полностью поймем их и научимся воспроизводить электронным путем, тогда мы получим электронную мозговую клетку, а то и мозг, и система будет обладать таким же сознанием.
Противоположен реализму субъективный идеализм. Кратко его сформулировал Дж. Беркли (18 в.): «Существовать – значит быть в восприятии». Отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Несколько позиций. Одна из них - мир, в котором живёт и действует субъект, это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм, в котором признают реальным только мыслящего субъекта, а всё остальное существует лишь в его сознании. То есть единственная достоверная реальность, род бытия – субъективная реальность, собственное сознание, действителен только индивидуальный душевный опыт.
Мы не можем бесспорно доказать достоверность ощущений, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. Тогда можно предположить, что ощущения искажены либо наше сознание порождает их, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.
Феноменология. Возникает в начале 20 века как реакция на крайности субъективного идеализма. Основоположник - Э. Гуссерль, провозгласил лозунг: "К самим вещам!". Это не означало возврата к реализму и признанию вещей вне сознания. Вещи - это часть содержания самого сознания, и на нее направлены акты сознания: то, что мыслится, воспринимается. Но эта часть сознания отлична и от самого психического акта восприятия, она объективна. Гуссерль говорит об идеальном содержании сознания ("эйдетическое"), что представляет собой особый род объективного бытия.
Экзистенциализм (философия существования). В центре – бытие человека. Оно принципиально отлично от бытия вещей. Человек – сознающее себя бытие, бытие в возможности, «экзистенция». Бытие вещей – «просто-присутствие». В такой философии как экзистенциализм основным вопросом является не отношение мышления к бытию, а – вопрос о смысле бытия, который равен вопросу о смысле жизни, так как жизнь – это способ существования живых существ. Один из основных теоретиков экзистенциализма Мартин Ха́йдеггер (который себя экзистенциалистом не считал) полагает, что вопрос о бытие – основной в философии, но бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого измерения». Философия экзистенциализма своего рода реакция на предшествующий рационализм, который разделял мир на две сферы – субъективную и объективную. На субъекта и объекта. Вся окружающая действительность, в том числе сам человек, это предмет, на раскрытие сущности которого направлено действие познающего субъекта.
Реальность — это то, с чем никто на самом деле не знаком.
Основные способы существования, уровни и формы бытия:
дух, сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия
Обычно выделяют два основных способа существования бытия:
— мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;
— мир материальный, природный, мир физических состояний.
Есть позиция, что скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон, 2ая половина 19 в. – 1ая пол 20 в.). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, которая существует и в пространстве и во времени.
Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному: от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».
Обычно духовный мир делят на две разновидности:
— объективный дух
— субъективный дух
Субъективный дух — внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.
Объективный дух — представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания. Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль, религия, политика и пр.
Эти формы духа тесно связаны между собой: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и сам может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.
Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:
— потенциальное бытие, уровень существования в возможности
— актуальное бытие, уровень существования в действительности.
Потенциальное. Существует предположение о том, что есть некое пространство, в котором находится всё, что могло существовать, но по каким-то причинам не существует. Отсюда у каждого события несколько альтернатив, разветвлений. Как в былине про богатыря. Подъезжает Илья Муромец к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, на нем написано: «Кто вправо поедет – тому убитым быть, кто влево поедет – тому богатым быть, а кто прямо поедет – тому женатым быть».
Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.
При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:
1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?
2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?
Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, они существуют так же, например, как существует материя, и не зависят ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.
Концепция Ньютона (2ая пол 17 в. – 1ая пол 18 в). Существуют вещи, пространство и время. Если бы по какой-то причине все вещи исчезли, пространство и время бы остались. «плоская и безразличная сцена» для материальных процессов.
Концепция Эйнштейна. Если бы все вещи в природе исчезли, пространство и время исчезли бы: они являются формами существования вещей.
Кант (18 в). Пространство и время не в природе, а в человеке, это априорные (данные до опыта) формы чувственного созерцания.
Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:
— протяженность; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого, пространство непрерывно и прерывно;
— трехмерность: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин (высота, ширина, длина). В науке обсуждается возможность и многомерного пространства.
- равноправие всех возможных направлений.
Классическое время характеризуется следующими свойствами:
— длительность; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;
— одномерность; ?цикличность
— необратимостью (невозможность возврата в прошлое);
— однородность (равноправие всех его моментов).
Современное понимание пространства и времени существенно отличается от вышеприведенного.
Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:
Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.
Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Термин «материя» (лат. materia — вещество, материал) возник примерно в ] в. до и. э. как перевод на латынь греческого слова «поле» (букв.: корень, древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную эволюцию.
Стоящие у истоков философского понимания материи древнегреческие натурфилософы 6—5 вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл) не были еще ни материалистами, ни идеалистами. Они называли первоначалом четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением Аристотеля, который мыслил се как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. Материя противопоставлялась им форме как возможность действительности. При этом Аристотель различал материю «последнюю», уже обладающую некоторой определенностью возможность бытия конкретной веши, и «первую», чистую возможность бытия всех вещей.
В эпоху поздней античности в осмыслении материи появляется этический аспект. В гностицизме материя — это низменное, злое начало, которое поглощает и разделяет начало духовное, возвышенное. Наметившееся в этот период противопоставление материи (телесного) духовному стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы периферия бытия, последняя ступень деградации духовного, истекающего из первоначала неподвижного Единого.
Материя противопоставляется последнему также и как абсолютная изменчивость, множественность.
Понятие «материя» возникает и развивается в античной философии отнюдь не в рамках материалистической традиции, и его активно использовали также и философы — объективные идеалисты (платоники).
Объективно-идеалистическая философия не отказалась от него и в Новое время, и в 19 в. Так, Ф. Шеллинг, представитель немецкой классической философии, рассматривал материю в неразрывном единстве с духом, называя ее «дремлющим духом».
Как появилось материалистическое понимание материи?
Идейно оно восходит к древнегреческим атомистам, стоикам и натурфилософам-досократикам. Непосредственно в его основу была положена Декартова телесная субстанция — причина всех вещей, переосмысленная в пантеистическом духе Спинозой.
Декарт, понимая под субстанцией то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, свел их число к трем: несотворенной мыслящей (Бог), сотворенной мыслящей и сотворенной протяженной (телесной). Мышление и протяженность соответственно являются атрибутами второй и третьей субстанций. Число атрибутов также было сведено им к двум главным, от которых зависят все остальные ее свойства. Весь (сотворенный) мир, таким образом, распался у Декарта на две субстанциально (существенно) различные половины.
Представители классического материализма 18—19 вв. (Д. Дидро, Д. Толанд, П. Гольбах, Л. Фейербах, Л Бюхнер и др.) рассматривали материю как единственную реальность, субстанцию, к которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к самодвижению и саморазвитию, пространство и время (а по Дидро также и чувствительность) считаются ее атрибутами.
Для материализма материя — сущность природы, причина самое себя и источник бытия всех вещей.
Способность материи к саморазвитию в особенности подчеркивалась материализмом диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в 19— 20 вв. С точки зрения последнего материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования, и развитие есть суть движения. Развитие материи начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти основных уровней: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1700;