Формирование тоталитарного режима
Идеологическая сверхзадача строительства социализмавраждебном окружении неизбежно требовала сосредоточения власти в руках одного «архитектора и главного строителя». Форсированное «социалистическое наступление» предварялось и сопровождалось интенсивной перетряской кадров, удалением сторонников Бухарина и других неугодных Сталину лиц. Уже в 1929 г. развернулась чистка партии и госаппарата.
ОГПУ развернула на территории СССР массовые аресты бывших офицеров царской армии, служивших в РККА. Были сфальсифицированы политические процессы по делу: Трудовой крестьянской партии; Инженерного центра (или Промышленной партии). В марте 1931 г. было объявлено о раскрытии «еще» одной «вредительской» организации — Союзного бюро ЦК РСДРП меньшевиков. Эти и другие меры не только усиливали личные позиций Сталина, создавая нужную ему обстановку чрезвычайности, но и подкрепляли политически его социально-экономическую стратегию.
В связи с ускорением индустриализации при незначительных фондах материального стимулирования во второй половине 20-х годов предпринимается попытка интенсификации трудового процесса, рационализации производства за счет трудящихся. В результате перезаключения зимой 1927/28 и 1928/29 гг. коллективных договоров, а также в результате тарифной реформы, пересмотра норм выработки и введения карточной системы резко усиливается уравниловка, падает реальная зарплата. В роли «вредителей» и едва ли не главных виновников экономических трудностей выступали «буржуазные специалисты» («спецы»).
В силу своего объективного положения в системеобщественного производства осуществить функции тотального административного управления обществом мог только бюрократический аппарат, разросшийся уже в годы нэпа. Однако, сориентированный, пусть даже частично, хоть на какую-то законность и унаследовавший пороки традиционной российской бюрократии (неповоротливость и коррумпированность), обычный административный аппарат был мало пригоден для «революционных» действий. В конце 20—30-х годов центр тяжести переносится на партийные, чрезвычайные (политотделы в МТС, совхозах, на транспорте), карательные (ОПТУ-НКВД) органы. Одновременно они сами перестраиваются под нужды консолидирующейся административной системы с ее жесткой иерархией и единоличным вождем — Сталиным.
В 1929—1930 и в 1933 гг. в партии проводятся чистки, в 1935—1936 гг. — проверка и обмен партийных документов (фактически тоже чистка). Одновременно ее ряды «разбавляются» новыми членами. В результате партия вновь становится политически монолитной и быстро растет. С конца 20-х годов резко ужесточается внутрипартийный режим, свертываются остатки внутрипартийной демократии и гласности. Реже созываются партийные съезды, конференции, пленумы ЦК ВКП(б). На XVII съезде ВКП(б) Центральная контрольная комиссия — Рабкрин, правомочная контролировать партийно-государственные органы всех ступеней, преобразуется в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при Совнаркоме СССР, т.е. в органы, не контролирующие ЦК и Совнарком, а им подчиненные, обеспечивающие контроль «центра» над «периферией».
Выросшая численно, монолитная партия подчиняет своему тотальному контролю все общество. В 1930—1932 гг. на всех промышленных предприятиях, где работало свыше 500 коммунистов, создаются партийные комитеты, цеховые ячейки и партийные группы в бригадах.
В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах, чрезвычайных и карательных органах Советы осуществляли второстепенные культурно-организаторские и отдельные хозяйственные функции. В условиях фактического безвластия официальной власти — Советов и колоссальных, но не регламентированных правом полномочий Сталина, партии и ОГПУ—НКВД, принятая 5 декабря 1936 г. относительно демократическая по содержанию новая Конституция СССР была декларацией, а не отражением реальной общественной ситуации.
Превращение партии и других институтов политической системы в послушные инструменты своего вождя, лишенные всякой самостоятельной роли, происходило отнюдь не автоматически. В начале 30-х годов получили известность дела: «право-левого блока»; оппозиционной группы во главе с секретарем Краснопресненского райкома Москвы М.Н. Рютиным, разработавшей подробный «платформу Рютина»; а также группы А.П.Смирнова, В.М.Толмачева, Н.Б.Эйсмонта и. др.
Хотя ОГПУ (с 1934 г. — НКВД) беспощадно подавляло всякого рода оппозицию, в партии все же зрело недовольство Сталиным. На XVII съезде ВКП(б) в качестве популярной в партии фигуры выдвинулся руководитель Ленинградской парторганизации С.М Киров. Ряд большевиков предлагали избрать его генсеком вместо Сталина, но он отказался. 1 декабря 1934 г. Киров был убит при весьма странных обстоятельствах. Убийство Кирова положило начало массовым репрессиям, затронувшим все без исключения слои населения, но основной тяжестью обрушившихся уже на партийно-государственную элиту, «старую партийную гвардию». Сразу же был принят упрощенный (без участия сторон и без обжалования приговора) и ускоренный (до 10 дней) порядок ведения дел о терроре. В январе 1935 г. состоялся первый политический процесс над бывшими лидерами «новой оппозиции»: Зиновьевым и Каменевым. По всем парторганизациям было разослано закрытое письмо ЦК. Проводились массовые аресты и высылки. В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, вводивший, по существу, систему заложничества. В апреле 1935 г. указом ЦИК было разрешено привлекать к уголовной ответственности детей, начиная с 12 лет. Фактически до 1936 г. продолжалась чистка в партии. В августе 1936 г. состоялся новый «открытый» судебный процесс над лидерами оппозиции (так называемый «троцкистско-зиновьевский террористический центр»), вынесший обвиняемым смертные приговоры.
Началась новая, еще более широкая волна репрессий. Она связана с именем нового начальника НКВД Н.И. Ежова, сменившего Ягоду. В январе 1937 г. состоялся процесс над Пятаковым, Радеком, Сокольниковым, Серебряковым (так называемый «параллельный центр»), а в марте. 1938 г. — над Бухариным, Рыковым, Ягодой и др. («антисоветский правотроцкистский блок»). Большинству обвиняемых были вынесены смертные приговоры.
Причины сталинского террора: они были связаны со стремлением Сталина к абсолютной власти. Однако объективно «большой террор» знаменовал собой оформление в СССР тоталитарного режима. Террор преследовал следующие цели: 1) уничтожение всякой оппозиции, малейшей нелояльности верховной власти, олицетворявшейся Сталиным; 2) ликвидация «старой партийной гвардии»; 3) снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников» — «виновников» ошибок, негативных явлений в обществе.
В конце 30-х годов эти цели были в основном реализованы. В стране сформировался тоталитарный режим, Сталин превратился в единоличного владыку Советского Союза, его экономики, политики, идеологии, а также и международного коммунистического движения.
В результате в 1939—1940 гг. были введены драконовские меры для наведения порядка в экономике, но масштабы террора несколько сократились. В декабре 1938 г. на посту руководителя НКВД Ежов был заменен Л.П. Берией. Была проведена новая чистка, НКВД, в ходе которой были уничтожены многие видные участники и опасные для Сталина очевидцы «большого террора» 1937—1938 гг.
Политический режим 30-х годов с его террором, периодическим перетряхиванием кадров был связан с выбранной моделью индустриализации, с оформившейся в ходе нее административно-командной системой. Эта сверхцентрализованная система управления полностью огосударствленной экономикой могла быть сколько-нибудь эффективной лишь при неукоснительном и четком выполнении директив (команд) центра. Все это вызывало объективную потребность в мощной карательно-осведомительной системе.
Культура.
Репрессиям подверглись историки Н.М.Лукин, Н.Н.Ванаг, С.А.Пионт-ковский, В.Г.Сорин; философы П.А.Флоренский, Я.Э.Стэн, А.И.Варьяш, И.П.Луппол, Н.А.Карев, А.Ф.Лосев и множество других представителей гуманитарных наук.
Трагическая ситуация складывается и в области литературы и искусства. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературнохудожественных организаций». Вместо многочисленных литературных группировок был создан единый, руководимый сверху Союз писателей СССР Были репрессированы многие видные писатели и поэты. Среди них О.Мандельштам; С.Третьяков, И.Бабель, Б.Ясенский, Н.Заболоцкий, О.Берггольц, Н.Клюев и др.
В эти годы происходит становление советского кинематографа, создаются выдающиеся произведения советского кино: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С.Эйзенштейна, «Земля» А.Довженко, «Путевка в жизнь» Н.Экка, «Веселые ребята», «Цирк» Г.Александрова, «Петр Первый» В.Петрова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е.Дзигана, трилогия о Максиме: «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Г.Козинцева и Л.Трауберга и др. Сталин, будучи большим любителем кино, лично контролировал эту сферу и смотрел каждый новый фильм. В период массовых репрессий 30-х — начала 50-х годов жертвами его политики даже по приблизительным оценкам стали более 100 кинематографистов, выдающиеся деятели театра — В.Мейерхольд, Л.Курбас, Н.Сац и др. Погибли редакторы большинства центральных и областных газет и тысячи других деятелей культуры. Но даже будучи «прореженной» и деформированной, культурная жизнь все же не прекратилась.
В живописи, скульптуре творят в эти годы А.Дейнека, М.Нестеров, П.Корин, М.Греков, П.Кончаловский, Ю.Пименов, В.Андреев, В.Мухина, И.Шадр и др.; в музыке — Б.Аеафьев, Р.Глиэр, Ю.Шапорин, Д.Шостакович.
В СССР к концу 30-х годов сложилась целостная общественная система — «социализм». Социализмом ее можно назвать, поскольку в стране произошло обобществление производства, упразднение частной собственности. Социализм был государственный, так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть оказались отчужденными от большинства социума и осуществлялись лично Сталиным и партийно-государственным аппаратом.
Объективно главной исторической задачей, которая ценой огромных жертв решалась в ходе «строительства социализма» в России, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 961;