Наука как открытая эволюционирующая система.
Принцип соответствия». «Принцип несоизмеримости». «Принцип открытости».
При смене основных научных теорий и принципов на более новые соблюдается преемственность.
Ее называют «принципом соответствия».
“Принцип соответствия” вытекает из более общей закономерности - накопления познавательного опыта и знаний.
Это характеризует связь с прошлым этапом науки и напоминает строительство здания: новые этажи опираются на старые, а те – на некий общий фундамент.
Еще точнее аналогия, приводимая А. Пуанкаре: «Движение науки нужно сравнивать не с перестройкой какого-нибудь города, где старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым постройкам, но с непрерывной эволюцией зоологических видов, которые беспрестанно развиваются и в конце концов становятся неузнаваемыми для простого глаза, но в которых опытный глаз всегда откроет следы предшествовавшей работы прошлых веков»1.
Новая фундаментальная концепция, истинность которой в значительной мере установлена и проверена, полностью не отвергает предшествующую ей концепцию (которая раньше считалась истинной), а в какой-то мере превращает ее в свой частный случай, верный при определенных ограничивающих условиях.
Идеи первобытных людей о том, что Земля плоская, практически верно воспроизводили непосредственно окружавшую реальность. Постепенно сложившееся учение о шарообразной Земле превратило эти наивные взгляды в свой частный случай (ведь сравнительно малый участок земной поверхности и в наше время может считаться плоским).
Аналогично концепция Ньютона оказалась «частным случаем» концепции Эйнштейна.
Евклидова геометрия – «частный случай» неевклидовых геометрий.
Основные идеи классической дарвиновской теории естественного отбора органично вошли в синтетическую теорию эволюции.
При синхронном рассмотрении в рамках одной и той же научной парадигмы* геоцентрическая модель мира, рассматриваемая сама по себе, вступает в непреодолимое противоречие с гелиоцентрической моделью.
Однако, рассматривая эти модели диахронно, в разных научных парадигмах, можно обнаружить некоторую преемственную связь между ними, удовлетворяющую принципу соответствия.
Ведь геоцентрическая система была первой попыткой отыскать порядок в казавшихся хаотичными движениях планет.
Коперник, создав гелиоцентрическую систему, радикальным образом продолжил упорядочивать движения Солнца и планет.
Вообще говоря, результат делает более понятными ведущие к нему ступени (по меткому замечанию К. Маркса, «ключ» к анатомии обезьяноподобного предка лежит в анатомии человека).
«Принцип несоизмеримости»
.Совр зап. соц Сл.
Некоторые исследователи науки и культуры, разделяющие базовые постмодернистские идеи, выдвигают «принцип несоизмеримости».
Согласно Т. Куну и П. Фейерабенду, конкурирующие научные теории могут оказаться несоизмеримыми, не имея общих для них стандартов сравнения (у них могут быть разные по содержанию понятия, методы исследования, формы воспроизведения мира).
Подобный подход отвергает кумулятивизм, в соответствии с которым научные знания развиваются благодаря постепенному добавлению новых сведений и открытий к ранее накопленным.
Ставятся под сомнение также «принцип соответствия» и преемственность даже между родственными теориями. Радикальный вариант этого подхода получил содержательную критику со стороны его многочисленных оппонентов.
ТЕЗИС НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ- концепция, выработанная в историческом направлении в философии науки и противопоставляемая кумулятивизму. Восходя в своих истоках к логико-философским идеям Витгенштейна и Айдукевича, эта концепция представляет развитие науки как смену фундаментальных теорий (парадигм), не связанных между собой логическими отношениями, использующих разные понятия, методы интерпретации фактов и способы видения мира. Такие теории в результате оказываются рационально не сопоставимыми, и выбор между ними осуществляется лишь по мировоззренческим и социально-психологическим основаниям. История науки предстает как дискретный процесс, лишенный преемственности. Научное сообщество - в историческом и синхронном плане распадается на сообщества приверженцев разных фундаментальных теорий, не принимающих и не понимающих взглядов своих оппонентов. Главными сторонниками Н.т.т. были Кун и Фейерабенд, защищавшие его в дискуссиях о принципах «рациональной реконструкции истории науки». Исходя из этого тезиса, логика не может считаться основой научной рациональности; в последнюю необходимо включить социальные и психологические измерения. Методология науки, не имея четких критериев выбора теории, утрачивает нормативный характер и смыкается с социологией и историей научного знания.
Наука как открытая эволюционирующая система.
Она неизменно устремлена к дальнейшему восхождению, выходу за свои прежние пределы.
При этом наука ставит под сомнение и саму себя, и всё, что она изучает.
Но это творческое, а не разрушительное сомнение. Ведь оно рождает новые идеи, во многом до определенного времени несомненные.
К мудрецу пришел юноша: "Почему у тебя, о мудрейший из мудрейших, всегда так много вопросов?" И тогда мудрец нарисовал круг, а на его внешней границе поставил вопросительные знаки. " Это твои знания "- сказал мудрец юноше, показав на круг. "Вокруг них - океан неведомого. На границе возникают вопросы". Затем мудрец нарисовал круг побольше и снова на границе изобразил вопросительные знаки. "Это мои знания. У них больше граница с неведомым. Поэтому и вопросов больше."
Символом науки мог бы быть крокодил. Как и он, наука не способна пятиться назад. Она постоянно углубляется в сущность изучаемых процессов.
Вот почему наука постоянно в конфликте со здравым смыслом, который не успевает за ее развитием.
Ведь здравый смысл опирается на обыденные представления и житейскую практику. С подобных позиций совершенно безумной когда-то казалась даже идея о шарообразности Земли.
Если очень долго какая-то форма воспроизведения мира не меняется (и это не временные трудности, а позиция, т. е. отсутствует сама нацеленность на получение принципиально новых результатов), значит, это пока не наука (либо уже не наука), а околонаука.
Примером может служить астрология. Когда-то она сливалась с астрономией и имела научные черты. Но потом их пути разошлись.
Люди, далекие от науки, порою думают, что ученые в своем большинстве – унылые «сухари», главное для которых всё посчитать и разложить по полочкам (вспомним обитателя одной из планет в «Маленьком принце»).
Но на самом деле, типичный ученый – это романтик. Он всё время ищет нечто новое, необыкновенное. Чем больше у человека кругозор, тем больше простора для полета его воображения, для творчества его интуиции.
Но не надо путать кругозор и круговздор. Чем меньше у человека кругозор, тем легче он попадает в рабскую зависимость от всяческого круговздора.
1 Пуанкаре Анри. О науке. М.: Наука, 1983. 560 с. С.158.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Россия к концу гражданской войны. Кронштадтское восстание | | | Какие электростанции покрывают пиковую, полупиковую и базисную часть графика нагрузки. |
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 974;