Россия в начале XX в.
Особенности социально-экономического развития: роль государства, промышленность, финансы, сельское хозяйство, социальная структура общества. Столыпинская аграрная реформа. Дискуссии об уровне развития капитализма в России.
В к. 90-х годов XIX в. в России завершился промышленный переворот и страна прочно вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира по абсолютным объемам производства. В России действовала рыночная система, адекватная западной по своей динамической мощи, а отчасти и превосходящая ее. В 1861—1900 гг. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз. По ряду показателей промышленного производства Россия достигла уровня Франции. Высокие темпы железнодорожного строительства в 80—90-е годы позволили России передвинуться с 5-го на 2-е место в мире по длине железных дорог. По добыче нефти страна к концу XIX в. заняла первое место. Россия являлась одним из крупнейших производителей зерновых и давала до 1/3 мирового экспорта пшеницы.
Своеобразие развития капитализма в России по сравнению с Западом заключалось в том, что промышленный переворот (вторая половина XIX в.) предшествовал эпохе буржуазных революций (начало XX в.), а аграрный переворот так и не был завершен. Крупное фабричное производство возникало зачастую без прохождения мануфактурной стадии. Появление крупных акционерных банков предшествовало массовому росту мелких и средних коммерческих организаций. Доля иностранных капиталов в промышленности составляла в среднем 1/3 и была выше, чем в западных странах.
Индустриализация страны не была завершена. На долю тяжелой промышленности приходилось лишь 40% объема промышленного производства. Аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике. Доля сельского населения составляла в 1897 г. 87%. Господство в деревне крестьянской общины с круговой порукой (отмененной только в 1903 г.) и крупных помещичьих латифундий сдерживало технический прогресс в сельском хозяйстве и замедляло развитие капитализма в деревне. Примитивная агротехника и высокие темпы роста населения вызвали в начале XX в. аграрное перенаселение в Европейской России, острый земельный голод. Сельское хозяйство развивалось преимущественно экстенсивно. Из-за неустойчивости сельского хозяйства и неэффективности государственного управления неурожаи приводили к голоду. По производству промышленной продукции на душу населения, по «среднему» уровню цивилизованности Россия все еще во много раз и даже на порядок отставала от передовых держав.
Своеобразие России проявлялось в запаздывании формирования классовой структуры, соответствующей индустриальному обществу. Сохранялось сословное деление — дворяне, мещане, казаки, купцы, крестьяне, инородцы и др. Индустриальный рабочий класс и буржуазия составляли в совокупности лишь 3,4% населения страны. Промышленный пролетариат к началу XX в. насчитывал 2,8 млн. человек, общая численность наемных рабочих составила 14 млн. человек. Особого социального статуса за ними не признавалось. В паспорте рабочего указывалась его бывшая сословная принадлежность — «мещанин» или «крестьянин». К концу XIX в. лишь около 40% индустриальных рабочих являлись потомственными.
Численность буржуазии к концу XIX в. достигла 1,5 млн. человек. Несмотря на относительную экономическую мощь (ключевые позиции в промышленности, финансовой среде, все большее проникновение в сельское хозяйство), буржуазия не стояла у власти. Она предпочитала решать свои предпринимательские задачи, не посягая на самодержавие и приоритет дворянства в госуправлении. Хотя в последние десятилетия существования монархической власти она стала играть весьма заметную роль не только в хозяйственной, но и в общественно-политической сфере. Свыше 1,8 млн. дворян сохраняли еще экономическую мощь, опиравшуюся на поместное землевладение.
Но сословные границы стирались, и российский деловой мир состоял уже из представителей всех сословий и всех групп населения. Наиболее влиятельными в деловом мире становились организации, построенные не на сословной, а на профессиональной основе. Это были в первую очередь различные биржевые комитеты, региональные и отраслевые ассоциации предпринимателей, занятых в нефтяном, горном деле, металлообработке, в производстве и торговле льном, шерстью, лесом и лесными материалами и т.п. К числу наиболее заметных и влиятельных организаций относился Совет съездов представителей акционерных коммерческих банков, учрежденный в Петербурге в 1873 г. Союзы предпринимателей действовали на основании утвержденных правительством уставов, регулярно проводили свои съезды. Главной организацией, объединившей в 1906 г. крупнейший российский бизнес, стал Совет съездов представителей промышленности и торговли, включивший как отдельные фирмы и банки, так и региональные и отраслевые организации. Осуществление крупного промышленного проекта, экономическое освоение новых районов, продолжительность рабочего дня, страхование от несчастных случаев и т.д. — все это были острые социальные вопросы и при их решении мнение промышленников и финансистов являлось определяющим.
Среди организационных структур капитала преобладающее значение получила акционерная ассоциация. В этот период подавляющая часть крупных российских компаний приняла форму или паевого, или акционерного общества. Такие фирмы относились к публично отчетным, обязанным регулярно обнародовать сведения о своем финансовом состоянии, проводить собрания акционеров (пайщиков), являвшиеся высшим органом таких структур.
Капитал объединял и заставлял сотрудничать различных по своему положению и общественному статусу людей, которые вне деловой сферы не имели никаких общих интересов. Но отмеченные тенденции лишь в малой степени ломали психологические барьеры и исторические стереотипы критического отношения к предпринимательству. В России не успело сложиться сколько-нибудь устойчивого среднего слоя капиталистов, которые могли бы составить надежную социальную опору крупной частновладельческой промышленности и всего капиталистического хозяйства.
Значительное своеобразие социальной структуре России придавала интеллигенция. Возникнув в первой половине XIX в. , разночинная интеллигенция в отличие от прежней, дворянской не принадлежала уже к господствовавшему классу. Ей был закрыт доступ к власти, она была особенно чувствительна к самодержавно-бюрократическому произволу. Возникновение интеллигенции далеко не всегда было непосредственно связано с формированием капитализма и частным предпринимательством. Это объясняло ее относительную «небуржуазность», восприимчивость к новым идеям. Противоречие между высокой образованностью, особенностями менталитета и приниженным социальным положением вело к повышенной политической активности интеллигенции, ее оппозиционности режиму. Несмотря на незначительную долю в численности населения интеллигенция сыграла роль катализатора российской истории начала XX в.
Одной из устойчивых черт социальной истории России с XVIII, в. являлся социокультурный раскол «верхов» и «низов» в обществе. Он проявлялся в огромной разнице социального положения (уровне доходов, объеме прав, степени образованности и т.д.) и в разных типах культуры, мировоззрения. Крестьянство, несшее на себе основную тяжесть налогов, было наиболее бесправным сословием. Будучи связанным общинными порядками, паспортной системой, крестьянство страдало от продолжавшихся выкупных платежей, аграрного голода, постепенного расслоения, неграмотности.
Условия жизни и труда рабочих в России были сопоставимы с социальным положением европейских пролетариев первой половины XIX в. Его положение усугубляли отсутствие профсоюзов, многочисленные штрафы, длительный (до 14 час.) рабочий день, тяжелые жилищные условия. Несмотря на победное шествие капитализма и постепенную европеизацию страны, крестьяне и значительная часть рабочих, недавних выходцев из деревни, придерживались во многом традиционной системы ценностей. Европейские либеральные идеи почти не находили отклика в их среде.
На рубеже XIX—XX вв. Россия оставалась абсолютной монархией. В стране отсутствовали политические свободы, легальные партии и профсоюзы. Страной управляли самодержавный император и огромный государственный аппарат. Его высшими звеньями являлись: Собственная его императорского Величества канцелярия, Государственный Совет, Сенат, Святейший Синод и, разумеется, министры, которыми руководил лично император. Объединенного правительства не было, хотя Комитет Министров формально и существовал.
Отсутствие конституции и представительных учреждений, ограничивающих власть монарха, превращали Россию в уникальное явление среди относительно развитых стран. Противоречия между самодержавными порядками и модернизирующейся экономикой, новыми социальными отношениями, пробуждающимся национальным движением достигли небывалого накала.
Именно в этих условиях в конце XIX —начале XX в. происходит формирование политических партий и организаций. Специфика генезиса политических партий состояла в том, что они образовывались не столько «снизу», вырастая естественным путем — при помощи парламентских выборов — из сложившихся социальных общностей, сколько «сверху», при помощи интеллигенции. Ход образования партий носил «обратный порядок»: от периферии к центру и слева направо. Первыми возникли национальные и социалистические партии: Социал-демократия Королевства Польского (1893), Бунд (1897), РСДРП (1898—1903), партия социалистов-революционеров (1901) и т.д. В то же время либеральные и традиционалистско-монархические партии возникли лишь в 1905 г. Своеобразный порядок образования партий отразил не только отсутствие легальных условий для их деятельности, но и относительную замедленность развития политического самосознания российской буржуазии. Это в дальнейшем наложило отпечаток и на партийную систему России, где непропорционально большой вес приобрели революционные социалистические партии.
Еще одной особенностью России было русское национальное мироощущение (жизнепонимание) — «менталитет», — оно формировалось века в русле православной духовно-нравственной традиции, и было очень удалено от интересов и нужд расчетливой деловой среды. Эта атмосфера небуржуазности социального сознания делала общественное положение предпринимателя весьма ненадежным.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 621;