Текст. Структура текста
Текст– это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Выделяют следующие средства связи предложений в тексте:
1. Лексические
- лексический повтор.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
- с помощью синонимов.
В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
- с помощью антонимов.
Хорошее долго помнится, плохое, к несчастью, быстро забывается.
- описательный оборот.
1) Построили шоссе. Шумная стремительная река жизни соединила город со столицей.
2) Из кустов я вижу стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав головы.
- предложения могут соединяться с помощью родо-видовых слов.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья. В густой траве на лесных полянах мы находим душистые ночные фиалки. А у глухого ручья на берегу реки любовались голубыми незабудками.
2. Морфологические средства связи предложений в тексте
3.
- Местоименная связь:
личные местоимения 3 л. ед. и мн. ч.
1) О родина! Она всегда прекрасна.
2) Степные целинные вишни. Сколько они вынесли.
3) Призыв об охране лесов должен быть обращен прежде всего к молодежи. Ей жить на земле.
указательные местоимения.
1) Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.
2) Хлеб… Есть только одно слово, которое равнозвучно слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
- Связь с помощью наречий. Левый берег нагорный, скалистый; правый – равнинный, низменный. Художники-пейзажисты нашли бы здесь неистощимый материал для своих произведений.
- Связь с помощью союзов. На реке стоял полный штиль, безветрие. Лазурная безмятежность высокого неба тоже ничего дурного не предвещала. И настроение у экипажа корабля было бодрое.
- Единый видо-временной план.
Этот способ связи состоит в том, что глаголы-сказуемые в предложениях текста стоят в форме одного вида и времени. Например:
Береза.
1) На высокой гриве стоит береза. 2) Ее корявый ствол оброс лишайником и тугим, как резина, трутом. 3) С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. 4) Эти ветви делают березу очень чуткой: кругом ни ветерка, а береза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. 5) И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни. 6) Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым.
Единый видо-временной план текста проявляется в том, чтосказуемые I, III, IV, V предложений выражены глаголами несовершенного вида настоящего времени. Только во II предложении сказуемое выражено глаголом совершенного вида прошедшего времени. Это прошедшее результативное указывает, что действие произошло давно, но результаты его проявляются в настоящем (Ср.: Ее ствол обвивают лишайник и трут), поэтому такое прошедшее время сочетается с формами прошедшего времени.
Синтаксические средства связи
- Синтаксический параллелизм. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки. Они прощают и шум, и холод, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
- Вводные слова.
Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.
Правда, может быть, есть и еще одна причина – «убить время». К сожалению, есть еще люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Все дело в умении читать.
СОЧИНЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА
Это задание проверяет сформированность следующих коммуникативных умений:
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Приведем исходный текст и задание к нему.
Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
- Ты читал «Тома Сойера»?
- Нет.
- А «Вия»?
- Нет.
- Счастливый, - вздохнул с завистью старший.
И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Все это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
- «Войну и мир» читал?
- Смотрел в кино.
- А «Белые ночи»?
- Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше.
Тут уж никто не позавидовал бы девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника.Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну. О событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.
/По С. Михалкову/
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста /избегайте чрезмерного цитирования/.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт /учитываются первые три аргумента/.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст /не по данному тексту/, не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Приведем образцы выполнения задания.
1. Формулировка проблем исходного текста.
Основные проблемы текста:
1/ роль чтения в детстве – в период становления личности человека;
2/ проблема влияния книги на судьбу человека.
Например:
«Основная проблема, поставленная С.Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтет в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение, проблемы, содержащиеся в исходном тексте, могут быть:
- свободно интерпретированы ;
- процитированы по исходному тексту;
- указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте;
- представлены при изложении собственной точки зрения.
Например:
Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хоро шие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям,и автор текста их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Читая такую литературу, человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимание на важную роль художественной книги, которая заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути.
2. Отражение позиции автора исходного текста.
Позиция автора текста «Книги» выражается в следующих основных положениях:
1/ общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;
2/ вовремя прочитанная книга может определить мировоззрение, нравственные принципы человека.
Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Выражая свое мнение по проблеме, автор сочинения может или четко сформулировать свою позицию и объяснить ее, или не выражать ее отдельными фразами, при этом отношение к проблеме должно быть ясно передано и вычитываться из всего текста /через оценочную лексику, изобразительные средства, риторические вопросы, вводные слова и т.п./.
Например:
Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это особенно важно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читавшего в детстве и юности художественную литературу. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из слоившейся ситуации. Моим духовным наставником стал А. Блок. Его поэзия успокаивает и будоражит, поражает красотой слова и обостряет мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать чувства, но без приобщения к художественной литературе это невозможно.
Напишите сочинения по данным текстам.
Текст 1
Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в полной боевой готовности.
Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, ведут себя как невоспитанные люди.
Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
Текст 2
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. Можно конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью другие – чисто кровавого цвета, третьи – матово светятся изнутри, четвертые – молочно-голубые, пятые – белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с сивевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.
Вы проснетесь позже, часов в девять, в десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду.
/В. Солоухин/
Текст 3
Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
Следовательно, все живое, в особенности человек
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 2560;