ТЕМА 2. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Лекция 7. Становление местного самоуправления в Беларуси
Основные понятия:
вече; сословное самоуправление; копные суды; магдебургское право; земское самоуправление; земское собрание; земская управ; советы депутатов; концепция реформирования местного самоуправления.
Ранние формы самоуправления
За многолетнюю историю своего существования Беларусь накопила значительныйопыт местного самоуправления, который представляет сегодня определенную ценность. Традиции местного самоуправления в нашем государстве берут начало в средневековье.
Безусловно, когда речь идет о таких ранних исторических формах самоорганизации, как вече, сход, соймы, копные суды, мы зачастую имеем дело с первичными, ограниченными и даже охлократическими проявлениями, обусловленными состоянием патриархального общества. Однако в определенных случаях архаичные формы, просуществовавшие до ХУ-ХУШ вв., выработали содержание, актуальное и для современных условий.
Вече
Наиболее древней демократической формой самоуправления у восточных славян был народный сход (вече).
Созвать вече – значило представить дело на обсуждение народа. Удар в вечевой колокол был знаком, что есть требование народного голоса. Вече собиралось по инициативе князя, княжьей рады или группы свободных людей.
Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и простые люди, имели право быть на вече деятельными членами. Каких-то имущественных цензов не существовало.
К сожалению, немногочисленные дошедшие до нас исторические документы не сохранили многих подробностей, относящиеся к процедуре созыва вече и принятия решений в городах Беларуси. Ряд важнейших вопросов остаются пока невыясненными. Наиболее подробные сведения сохранились о Новгородском вече.
Известно, что в Новгороде на площади, где проводилось вече, было возвышение, служившее трибуной. Оно находилось у вечевой башни, в которой помещалась вечевая изба, т.е. канцелярия веча. Решение веча называлось приговором и записывалось в грамоту. Для этого существовала должность вечного дьяка (секретаря). К грамоте прикладывалась печать.
Неизвестно, существовали ли какие-либо правила, чтобы не допускать неправильных созывов веча. Случалось, однако, что смельчаки созывали вече и, поддерживаемые своими сторонниками, проводили свои планы по низвержению власти и установлению новой.
Неизвестно, существовал ли способ проверки лиц, приходивших на вече, для недопущения прихода тех, которые не имели на это права. Неизвестно также, существовал ли какой-то способ сбора голосов. Например, на Новгородском вече все решения принимались большинством голосов, о чем можно было судить по силе возгласа «любо» или «не любо».
На территории Беларуси вече существовало в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Оно обладало широкими властными полномочиями:
· выбирало и изгоняло князя;
· решало вопросы войны и мира;
· распределения повинностей и податей;
· организации ополчения и обороны города;
· заключения и прекращения внешних договоров и соглашений;
· избирало руководителей исполнительно-распорядитель-
ных органов (посадника, тысяцкого и др.);
· в особых случаях осуществляло правосудие.
Отмечено, что вече более активно действовало в городах, где проживали богатые, относительно независимые от князя граждане, которые могли выступить на вече и против воли правителя. Где власть князя была более сильной, там вече не играло решающей роли. Например, в Полоцке вече было реальным противовесом власти князя. Полоцкое вече трижды (в 1138, 1151,
1159 г.г.) изгоняло своих князей.
Вечевая форма правления просуществовала в некоторых землях и городах Беларуси (Витебск, Полоцк) вплоть до XV в. На смену ей пришли новые формы городского самоуправления. Однако традиции, заложенные еще в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 760;