Разруха уральской промышленности к концу 1920г.
Экономическое положение страны к концу 1920 г. – после семи лет Первой мировой и гражданской войны – было катастрофическим. Страна потеряла более четверти своего национального богатства. В боях, от голода и болезней, белого и красного террора погибло не менее 8 млн человек. Около 2 млн человек, причем среди них почти вся политическая и финансово-промышленная элита дореволюционной России, вынуждены были эмигрировать.
За годы войны экономика России понесла огромные потери и оказалась отброшенной по уровню своего хозяйственного развития к середине XIX в. Промышленное производство в стране сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сбор хлеба — почти в 2 раза.
В тяжелом положении находилось и народное хозяйство Урала. В 1920 г. объем уральской промышленности не превышал 12% довоенного уровня. Производство чугуна составило 9% довоенной выплавки, мартеновских слитков—13%, катаного железа — 13,6%, добыча железной руды — основного сырья для черной металлургии — всего 7%. Совсем прекратилась выплавка меди и других цветных металлов. Отступающие колчаковцы привели в полную негодность свыше сорока заводов, вывезли или взорвали наиболее ценные машины, станки, оборудование.
Промышленность Урала, по самым приблизительным подсчетам, понесла убыток в размере свыше полумиллиарда рублей золотом. В тяжелом положении оказалась металлургическая, горная, химическая отрасли, машиностроение. По всему Уралу в декабре 1920 г. работало только девять доменных печей, десять мартенов и примерно столько же рельсовых, трубопрокатных, листовых станов.
Война привела к упадку железнодорожный и водный транспорт. Отступая из Перми, колчаковцы разрушили 215 мостов, в том числе большой Камский, имеющий важное стратегическое и народнохозяйственное значение. Сотни локомотивов и тысячи вагонов валялись под откосами или нуждались в капитальном ремонте; сиротливо жались к путям приведенные в негодность станционные постройки, покосившиеся водонапорные башни.
Разруха уральской промышленности сказалась на положении рабочих, большая часть которых осталась без работы. Правда, как правило, они не уезжали в деревни на десятки и даже сотни километров от родного дома, а продолжали жить «в заводе». Но для того чтобы прокормить семью, им приходилось засевать свободные земли, расширять покосы и огороды, обзаводиться домашним скотом и птицей. Сохранение большинства рабочих Урала в заводских районах облегчило впоследствии обеспечение возрождающихся предприятий квалифицированной рабочей силой.
Не обошла разруха и сельское хозяйство. С 1913 г. по 1920 г. посевная площадь на Урале сократилась втрое, количество лошадей— вдвое (на 1 млн. голов), крупного рогатого скота — в 2,5 раза (на 1,4 млн. голов). Крестьянам не хватало самого необходимого: керосина, мыла, спичек, тканей, агротехнического инвентаря, машин для обработки полей.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 922;