Возникновение уральской горнозаводской промышленности.
Обширная территория Перми Великой, русских поселений Западной Сибири и башкирских земель скрывала в своих недрах сокровища, о ценности которых долгое время не было известно и которые, конечно, не влияли на продвижение русских на восток. Эти сокровища–огромные запасы полезных ископаемых в Уральских горах. Их начали добывать лишь на рубеже XVII – XVIII в. Вскоре экономические и политические последствия этого оказали огромное воздействие на развитие этого региона и его население. Таким образом, без учета разработки Россией уральских рудников история этой окраины империи будет не полной.
С момента своего появления на средней и верхней Каме русские начали вести разведку металлов, в основном, меди, необходимой для чеканки монеты. Вероятно, эти месторождения русским указали местные кустари, которые издавна имели здесь мелкое литейное дело.
Несмотря на значительные затраты государства по строительству первого металлургического завода на Урале, он работал с перебоями. Немецкий мастер был отозван – вполне вероятно, что он понадобился для других дел – в Москву, а завод сдан в аренду двум партикулярным людям, Ивану и Дмитрию Тумашевым; подобного рода дуэты часто встречаются в истории уральской промышленности.
Превращение Урала в центр горной промышленности произошло благодаря не меди, а железу. Уральское население так же давно знало о месторождениях железа: небольшие литейные мастерские были здесь практически везде– вспомним о запрете башкирам иметь свои кузницы.
Кустарная плавка железной руды велась по всему Уралу. Некоторым крестьянам удавалось за день выплавлять до 5 пудов (около80 кг) железа.
Конечно, настоящей горной промышленности, способной удовлетворить потребности Московии, тогда еще не было. Железо продолжали импортировать, в основном из Швеции. Но как только его нашли на восточном Урале, то государством и частными лицами сразу же были предприняты попытки организации здесь промышленного производства. В1676 г. два немца, Самуэль Фрич и Ганс Герольд, были посланы царем Алексеем Михайловичем на Урал с предписанием найти не только медь, но и железо. Они привезли два образца руды, но сообщили, что этот край слишком дикий. На этом попытки промышленного освоения региона закончились.
С другой стороны, один из упомянутых мною братьев Тумашевых, прибыв на строительство аналогичного завода на Нейве, восточнее Уральских гор, и не найдя там меди, заинтересовался железом. Он стал просить Москву разрешить ему строительство здесь горного завода. Разрешение он получил в1669 г., а на следующий год построил первый уральский железоплавильный завод, Федьковский, который работал почти 10 лет и остановился к 1680 г. по неизвестным причинам. Позже Далматов монастырь возвел другой маленький железоплавильный заводик, на месте будущего Каменского, который сохранился до наших дней, но был скорее кустарным и обслуживал лишь сам монастырь.
Все эти попытки наладить производство железа на востоке Урала долгое время оставались единичными и не дали ощутимых результатов. Лишь в самом конце XVII в., при Петре I, на Урале возникла настоящая железоделательная промышленность. Своим рождением она была обязана одному из первых соратников Петра, Андрею Виниусу, который сыграл важную роль в качестве создателя русской промышленности.
К строительству первых заводов правительство относилось с большой осторожностью. 11 сентября 1698 г. Петр I издал указ, в котором предлагалось строить на Урале заводы на основании материалов местных знающих людей, но вместе с тем отправить в Верхотурье мастеров с тульских, каширских, павловских, малоярославских, олонецких заводов, которым надлежало еще раз осмотреть места будущих заводов и высказать свое мнение об удачности выбора точек строительства. Первая группа мастеров в количестве 22 человек прибыла на заводы в 1700 году.
2.3. Строительство заводов на Урале в 1699—1700 гг.: планы и реальность.
1696—1697 гг. прошли в череде мероприятий по определению экономического потенциала уезда, обследованию железорудных месторождений и участков под заводское строительство, экспертной оценке образцов руды в столице и за рубежом. При этом надо подчеркнуть, что все подготовительные работы в крае были проведены с расчетом исключительно на собственные возможности.
Сведения о железной руде по р. Нейве (описание окрестностей, образцы руды и опытных плавок) прислали слободские приказчики М. Бибиков, Ф. Лисицын, К. Чернышев. М. А. Бибиков сообщил о трех рудниках: в «Сухом логу» у р. Алапаихи, у р. Зыряновки и у д. Кабаково. Впоследствии на сырьевой базе этих рудников заработал Алапаевский завод. Ф. Лисицын и К. Чернышев объявили железную руду у р. Нейвы в двух верстах от д. Федьковки. Это открытие определило выбор места под строительство Невьянского завода.
В конце 1701 г. на Урале заработали два первых металлургических завода — Невьянский (Федьковский) и Каменский.
Каменский металлургический завод
Основан казной в 1701 году в Камышловском уезде Пермской губерни (ныне г. Каменск-Уральский Свердловской области). Выплавлял чугун, производил чугунные артиллерийские орудия и снаряды. В 1861-1863 внедряется горячее дутье и завод переходит к сталепушечному производству, производство чугуна, разливка отливок из него и артиллерийских снарядов. С начала ХХ в. предприятие выплавляла чугунные дренажные трубы и тормозные колодки для железнодорожного транспорта. В 1918 году национализирован и в 1926 году закрыт.
Другой сюжет имеет отношение к обстоятельствам закладки Каменского завода в 1699—1700 гг. Это была территория Тобольского уезда, поэтому приведенная ранее ведомственная переписка и указы о поиске руд и возведении завода в Верхотурском уезде не имели отношения к организации каких-либо работ на р. Каменке. Подготовка к заводскому строительству началась здесь только в конце 1699 г., но практически сразу с участием прибывшего из Москвы плотинного мастера. С этого момента положения указа от 10 июня 1697 г. стали определяющими и при возведении Каменского завода, а строительная активность в двух уездах потребовала единых координирующих действий.
Под строительство завода в Тобольском уезде первоначально было выбрано только одно место — на р. Каменке, где уже более 15 лет работал небольшой завод Далматовского Успенского монастыря. Из царского указа от 28 сентября 1699 г. следовало, что это была спорная земля, на которой еще до появления монахов селились государственные крестьяне и где была основана Каменская слобода, насчитывающая к началу XVIII в. более 40 дворов. Спор решился не в пользу монастыря, и р. Каменка с прилегающими залежами руды отошла к казне. Как и в Верхотурском уезде, в указе предписывалось подробно описать рудники, составить чертеж окрестностей, сделать предварительный экономический расчет строительства, провести опытные плавки, а образцы руды и металла прислать в Москву.
Невьянский чугуноплавильный и железоделательный завод (ныне Невьянский машиностроительный завод) в городе Невьянске Свердловской области.
В марте 1701 г. во главе стройки назначили Семена Викулина из Москвы. В мае 1701 г. начали возводить плотину и бить сваи на Нейве. Вместе с плотиной строилась домна, помещение для молотовых, угольные сараи. На берегу против плотины появились избы, амбар, бани. 15 декабря 1701 г. невьянская домна дала первый чугун.
В 1702 г. Невьянский завод был передан Петром I из казны тульскому оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву (Демидову).
На заводе плавили также медь. Лили колокола. На заводе делали и само металлургическое оборудование как для собственных нужд, так и для других заводов Урала.
В первые годы строительства заводы только обретали свои названия, они могли меняться, что потребовало внимательного их анализа. В документах 1700 г. чаще встречаются упоминания о Верхотурских железных заводах, Каменских заводах, иногда Тобольских Каменских заводах, но нет названия Невьянских заводов. Именования Верхотурские и Тобольские связаны с подчиненностью заводов: первые находились в ведении верхотурского воеводы, вторые соответственно в ведении тобольского. Названия Тагильский, Невьянский, Каменский закрепились от названий рек, на которых или около которых эти заводы возникли, Федьковский — от ближайшего населенного пункта.
Программным документом, положившим начало созданию на Урале крупной промышленности, следует считать указ Петра I от 10 июня 1697 г. «О выборе всякого чина людям руд в Верхотурье и Тобольске, о выборе удобных мест и учреждение заводов и о присылке в Москву снятых с таковых чертежей». В нем были определены действия Сибирского приказа и воеводской администрации по подготовке и строительству первой металлургической мануфактуры. Следует отметить, что указ в большей степени касался организации работ в Верхотурском уезде, и особенно у Магнитной горы, где были открыты основные залежи железных руд.
В соответствии с распоряжением требовалось основать «большой» завод вблизи рудников, больших массивов леса и судовой реки, «которой бы возможно водою в понизовые сибирские города отпустить». Местным железоделательным мастерам предписывалось осмотреть и описать удобные места под «большие заводы». Кроме того, следовало охарактеризовать экономику края, собрать сведения обо всех «мужицких» заводах и доходах с них, описать летний и зимний пути до Уткинской слободы, оценить выгоду доставки металла в Москву.
Цель строительства заводов по свидетельству документа заключалась в первую очередь в литье пушек и гранат, изготовлении различного «ружья» «для обороны Сибирского царства от всяких иноземцев» и уже во вторую очередь — в поставке оружия в Москву и другие «понизовые и верховые» города (очевидно, в Центральной России). Также предписывалось начать изготовление различных сортов железа для пополнения казны за счет продажи его в различных городах и на соляных промыслах Приуралья.
В 1703—1704 гг. были построены еще два казенных завода — Уктусский и Алапаевский.
Уктусский завод — первый завод в черте современного Екатеринбурга[1]. Основан в 1702 году по инициативе начальника Сибирского приказа думного дьяка А. А. Виниуса[2] на небольшой речке Уктуске (правый приток Исети) рядом с селом Нижний Уктус Арамильской слободы. Строительство велось два года, завод начал работать в 1704 году. По началу выпускал чугун, железо, а также гвозди, котлы, якоря, бомбы, гранаты, ядра, картечь. С 1713 года было запущено медеплавильное производство. Заводские изделия, в основном, отправлялись в Москву и Тобольск.
Алапаевский казенный завод
В 1696 году в окрестностях Алапаихи, на реке Нейве, была обнаружена железная руда. По указу Петра 1, в 1702 году началось строительство Алапаевского железоделательного завода. На восточном склоне Уральского хребта, на речке Алапаихе, в 0,5 версты от впадения ее в реку Нейву, 142 верстах от Верхотурья. Строительство завода было поручено стольнику и верхотурскому воеводе Алексею Калетену. Для строительства привлекались крестьяне Невьянской, Ирбицкой, Камышловской, Красноярской, Пышминской, Арамашевской, Ницинской, Белослюцкой слобод. Первую продукцию Алапаевский завод выдал в 1704 году. Удачное месторасположения завода (плотно заселенный район, хорошая топливная база: обширные хвойные леса, бурый железняк, который содержал от 50 до 65% железа) предполагало очень высокую производительность.
На заводе в 1704—1713 годах часть железа производилась крестьянами на ручных домницах, а в 1715—1717 — железо приобреталось на небольших заводах, например на Шувакишском или у частных лиц. Это было кричное железо, используемое большей частью на производство уклада для заводских нужд. Крицы поступали на завод либо в виде уплаты подати, либо скупались по фиксированной цене. Выработка ручных домниц была нестабильной, например, в 1707, 1711—1712, 1714 годах кричного железа на Уктусский завод вообще не поступало, в другие годы количество доставленного железа колебалось от 256 кг в 1710 году до 3,2 т в 1705. Самая крупная партия кричного железа в 7,9 т была принята в 1717 году у писчика Арамильской слободы А. Гобова. Всего за 1704—1717 годы на Уктусский завод поступило более 20,5 т кричного железа, 12 т из которого были выплавлены в ручных домницах в 1704—1713 годах.
В 1723 году на Алапаевский завод прибыл новый начальник Уральских казенных заводов, Вильгельм де Геннин.
Основным видом производства на Алапаевском заводе становиться выплавка чугуна, а для перековки всего полученного чугуна в железо не хватало производительных мощностей. Построить более мощные производственные мощности тоже не представлялось возможным из-за маловодия заводского пруда. В связи с этим обстоятельством было решено построить дополнительные передельный завод. В 10 верстах был построен Синячихинский железоделательный завод.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 5880;