Вопрос №6. Человек как личность в системе социогенеза.
Асмолов:
Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурных и формациях.
Человек как «элемент» в системе общества становится носителем социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, как и сам человек, которых коснулась деятельность человека, начинают вести двойную жизнь, подчиняться природным и общественно-историческим закономерностям.
Далее чтоб понять всю фишку нужен пример с очеловеченными вещами. В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: напр., деревянный брусок может превратиться в «стул». Секрет бытия социальных системных качеств любой вещи «очеловеченного» мира состоит в том, что, будучи изъяты из системы мира человека, они исчезают (чпок – и нет стула). Их нет в самом природном объекте вне системы использования этого объекта в той или иной человеческой деятельности. Особенность любых системных социальных качеств объектов мира человека заключается в том, что они производятся в обществе.
Среди системных качеств «очеловеченной» природы Кузьмин выделяет:
· Утилитарные функциональные качества предметов – воплощаются в переделываемых человеком объектах природы. Напр., социальное качество – «быть столом» (хехе).
· Интегральные сверхчувственные системные качества – это когда те же объекты рассматриваются уже не с практической стороны. Напр., Раскольников понял, что его необычная шляпа может стать уликой, что его по ней запомнят, – шляпа приобрела системное интегральное качество (но сами по себе шляпы не обладают качеством «быть уликой»).
Сверхчувственными системными качествами обладает личность человека в системе общественных отношений. Поэтому-то биогенез sucks. Какие бы процедуры ни использовались, разгадка личности не произойдет, поскольку интегральное системное качество не принадлежит объекту как таковому, а обнаруживается в нем только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Такого рода системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества, в больших и малых социальных группах – семье, этнической общности или классе. В этом смысле сущность человека в общественной социальной системе лежит вне его как биологического индивида.
Это всё был структурно-функциональный аспект. Есть еще один – системно-исторический. Этот аспект системных качеств отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Так, напр., во все исторические эпохи чел выполнял в семье определенные функции (они заданы ей как функциональной подсистемой). Однако конкретно-историческое содержание этих функций с течением времени менялось. Системно-исторический анализ может показать, что элементы системы (в т.ч. личность) могут преобразовывать задаваемые системой функциональные качества (напр., социальные роли).
Личность включена в различные социальные группы => у них разные цели (дополняющие или исключающие друг друга) => проблема развития самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего ориентировку целей. Отсюда вопрос о выделении границ различных групп, своего рода возможных «конфликтов», зон «риска», в которых проходит жизни личности.
Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является особым «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению. Возникает парадокс, который относится к одному из парадоксов системного мышления (Садовский): «личность в системе общества» и «общество в системе личности». Пример из рассказа: Подросток осознал себя пещинкой в мире. Его спросили: «Твоя голова мала по сравнению со звездами и галактиками?» Очевидно, да. «Но в нее поместилась вся Вселенная». В процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства общественных отношений в пространство личности, своеобразная упаковка с изменением размерности большого мира в малом мире.
Представители социогенеза (не уверена): экономика, история, социология, психология (напр., историческая психология – изучает зарождение индивидуальности; палеопсихология – изучает как появился современный чел; этнопсихология. Направления: психоанализ (механизмы социогенеза описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида) и французская социологическая школа (мех-мы сводятся к непосредственному общению сознаний)).
Дата добавления: 2016-04-23; просмотров: 930;