Роль света и цвета в формировании телевизионного изображения (использ)
Выразительным средством телевизионного изображения служит логичное выделение светлых и темных частей кадра. Взаимоотношение света и тени способствует, наряду с правильным композиционным построением кадра, созданию нужного художественного образа.
Для вечерних или ночных сцен характерны тёмные тона кадра. Сцене, происходящей в пасмурный день, свойственны светлые тона и малая контрастность. Сцены, изображающие солнечный день, характерны светлыми тонами и большой контрастностью.
Особое внимание уделяют распределению освещённостей при изображении наиболее существенных элементов кадра, прежде всего, лиц исполнителей. Падая на лицо человека, свет образует сложные переходы от света к тени. В зависимости от характера освещения эти переходы могут быть резкими, контрастными или, наоборот, мягкими. Светом "лепят" лицо человека. Непривычное освещение может совершенно исказить облик человека. Передний свет скрадывает рельеф лица, делает его "плоским". Боковой, наоборот, подчёркивает рельеф, вызывает глубокие тени, увеличивает контрастность, подчёркивает недостатки кожи. Верхний свет, подобно боковому, подчёркивает рельеф лица, создаёт тени под бровями, носом, губами, подбородком. Преобладание верхнего света придаёт лицу мрачный вид. Нижний свет, будучи необычным, создаёт деформированное изображение лица, так как тени направлены снизу вверх. Задний свет помогает выявить очертания головы, форму причёски, отделяет фигуру исполнителя от фона и тем самым создаёт ощущение объёмности.
Большое значение имеет цветовое решение кадра. Множество мелких контрастных по цвету элементов кадра создаёт ощущение неприятной пестроты. Зато отсутствие резких по контрасту элементов придаёт кадру ощущения спокойствия, мира. Преобладание некоторых цветов делает кадр эффектным, будоражащим чувства, и подчас используется как художественно оправданное средство.
^
Звуковые и зрительные планы (использ)
Одна из важных задач формирования передач телевизионного вещания — создание звукового образа,соответствующего видимому содержанию сцены.
При увеличении расстояния между источником звука и слушателем на открытом воздухе происходит постепенное уменьшение уровня звукового давления, а при дальнейшем увеличении расстояния — некоторое изменение тембра ввиду затухания высокочастотных составляющих спектра звука в воздухе. В помещении скорость спада уровня звукового давления уменьшается по сравнению с процессом на открытом воздухе. Сказываются отражения звуковой энергии от преград помещения. Изменяется соотношение плотностей энергии прямого и диффузного звука, образованного многократными отражениями звука от преград. Изменение этого соотношения в пользу относительного увеличения доли диффузного звука проявляется как ощущение увеличения "гулкости" помещения.
Представление о желаемом характере звучания выражают понятиями звукового плана и звуковой перспективы. Различные звуковые планы возникают в концертных или театральных залах при изменении расстояния между источниками звука и слушателями, а в вещании — между источниками звука и микрофонами. Общее звучание различных звуковых планов вызывает у слушателей или зрителей ощущение протяжённости звуковой картины в глубину. Возникающее при этом восприятие называютзвуковой перспективой.
При решении творческих задач в телевидении и кинематографе пользуются понятиями зрительных планов. Различают следующие планы:
общий или дальний план — толпа людей, пейзаж;
третий или средний — небольшая группа людей во весь рост;
второй — фигура человека до пояса или до колен;
первый — лицо и плечи;
крупный — глаза человека, часы на руке, кисть музыканта на грифе скрипки.
Аналогично зрительным различают звуковые планы. Классификация звуковых планов менее детализирована. Она включает в себя
общий или дальний звуковой план,
средний или нормальный звуковой план,
крупный или ближний звуковой план.
Общий или дальний план используют для создания эффекта расширенного пространства, например, в случаях, когда нужно передать массовое действие, шум толпы, гул голосов, батальные сцены, бурю, грозу. Эти звучания характеризуются силой и мощью. Общий звуковой план уместен в финалах крупных симфонических произведений. Сухая акустическая обстановка создаст для такой музыки тесную, бедную звуковую среду.
Средний звуковой план является основным при передаче драматических спектаклей и камерной музыки. Средний звуковой план характеризуется примерно равенством плотностей энергий прямого звука εпр и диффузного звука εд. Отношение этих плотностей энергий выражают параметром, называемым акустическим отношением R = εд/ εпр.
Крупный или ближний звуковой план служит для выражения внутренних, интимных чувств человека. Он уместен при передаче музыкальных произведений лирического характера — романсов, "песенок настроения".
Ближним планом широко пользуются эстрадные исполнители.
Краткая сводка особенностей звуковых планов представлена в табл. 12.1.
Таблица 12.1
Звуковой план | Акустическое отношение | ^ Кажущаяся величина источника | Кажущийся размер пространства | Производимое впечатление |
Общий или дальний | Велико: 5-6 и больше | Меньше действительного | Наибольший | Впечатление большого пространства и мощи |
Средний | Близко к единице | Нормального размера | Соответствует натуре | Естественное впечатление, соответствующее реальному присутствию |
Крупный или ближний | Близко к нулю | Больше действительного | Наименьший | Близость, интимность, ограниченность в пространстве |
Если действие переносится из помещения на открытое пространство, соответственно должна меняться акустическая обстановка, меняться звуковые планы.
Несоответствие звукового плана зрительному ухудшает художественный эффект, вызывает недовольство теле- или кинозрителей.
В монофоническом звуковом вещании различия звуковых планов усиливают впечатление достоверности происходящего. Более широкие возможности предоставляет стереофония. К звуковым планам разной глубины добавляется размещение кажущихся источников звука по ширине воображаемой сцены. Этот эффект в некоторой степени возмещает отсутствие зрительных ощущений.
Несоответствие звуковых планов зрительным и отсутствие звуковой перспективы особенно заметны в телевизионных постановках.
Сцена изображает открытое пространство, где не может быть реверберации, а диалог героев слышен с отзвуком, присущим помещению. Бывает наоборот, сцена изображает гулкое помещение — заводской цех, храм, подземелье, а диалог звучит без отзвука, "сухо", "стерильно".
в чисто речевых сценах неизменность звучания в условиях резкой смены зрительных планов производит впечатление нарочитости и фальши. Нарушается художественное правдоподобие. Это влияет даже на не слишком разбирающихся в акустике зрителей. Одна пожилая женщина заметила: "Странно, герои разговаривают в поле, а звук — как в помещении".
Уход от правды жизни снижает художественный эффект, ухудшает эмоциональное состояние зрителей и даже раздражает их.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 1156;