Гробница царя Кира II Великого в Пасаргадах. Около 530 г. до н. э.
Каждая из резиденций представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее — прославлению власти царя.
Ансамбль в Пасаргадах — городе, основанном Киром II на юге Ирана в VI в. до и. э., — самый древний, и он плохо сохранился. Вероятно, его облик, строгий и даже суровый, гармонично вписывался в величественный горный пейзаж. Ансамбль включал в себя три основные постройки: масштабный вход-портал, по бокам которого в соответствии с ассирийской традицией стояли гигантские фигуры человекобыков; дворец для торжественных приёмов — апада'ну;дворцовое помещение для жилья — таджа'ру. Такая планировка типична и для всех последующих ансамблей. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II -строгое и массивное сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдалённо напоминает месопотамский зиккурат. Стены её не были украшены, и только над входом размещался символ верховного бога Ахура-Мазды — большая сложной формы розетка (орнамент в форме цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.
В планировке и оформлении царского дворца в Сузах, древней персидской столице, разрушенной ассирийцами и вновь отстроенной в правление самых знаменитых
*Александр Македонский (336—323 гг. до н. э.) — царь Македонии (одного из государств на Балканском полуострове), военачальник, создатель одной из крупнейших держав Древнего мира, которая распалась после его смерти.
царей: Дария I (522—486 гг. до н. э.), Ксеркса (486—465 гг. до н. э.) и Артаксеркса I (465—424 гг. до н. э.), ясно прослеживались традиции Месопотамии. Все помещения комплекса зданий были сгруппированы вокруг обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цвету изразцовый рельеф, изображавший царскую гвардию. Оформление задней стены северного фасада — фигуры крылатых быков, также выложенные изразцами, — напоминало ворота Иштар в Вавилоне.
Особого внимания заслуживает парадная резиденция (520—460 гг.
до н. э.) царей Дария I и Ксеркса в Персе'поле, которая сохранилась лучше других, несмотря на то что в 330 г. до н. э. её пытался уничтожить Александр Македонский. Архитектурный ансамбль на высокой искусственной платформе расположен в долине, окружённой могучими скалами из чёрного базальта. Главные здания комплекса — дворцы Дария I и Ксеркса, а также ападана с парадным колонным залом, куда вела огромная лестница, украшенная многочисленными рельефами.
На рельефах запечатлены популярные в Передней Азии сюжеты: борьба с фантастическими существами, сцены царских приёмов с
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 751;