Рельефы ападаны в Персеполе. Фрагменты. 520—460 гг. до н. э.

процессиями вавилонян, мидийцев, урартов и других народов, по­корённых иранцами. В парадном зале изображён царь на троне сре­ди приближённых. Создавая релье­фы, мастера из Персеполя исполь­зовали опыт ассирийских ваятелей,

но в отличие от них никогда не стремились изображать в своих произведениях сцены, в которых много движения и эмоционально­го напряжения. Даже посвящённые битвам композиции статичны и торжественны.

 

 

Бехистунский рельеф. Конец VI в. до н. э.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

В 522 г. до н. э. Бардия, младший брат персидского царя Камбиса, сына Кира II, поднял мятеж и захватил власть. По версии последующих правителей, под именем Бардии выступал самозванец — индийский маг (жрец) Гаумата, а самого Бардию убили. Правление Бардии-Гаума'ты продлилось всего семь месяцев — в результате заговора он погиб, а захвативший престол молодой аристократ Дарий (будущий царь Дарий 1) жестоко расправился со всеми его сторонниками. По приказу Дария в память об этой победе на высокой Бехистунской скале была высечена огромная композиция. Один из рельефов изображал Дария, попирающего Гаумату и его союзников. Надпись на эламском, аккадском и древнеперсидском языках гласила, что Дарий, исполнитель воли Ахура-Мазды, установил порядок и справедливость.

ИСКУССТВО ПАРФИИ

История Парфянского царства бы­ла короткой, по бурной и яркой. Территория Парфии (часть совре­менной Туркмении и Северо-Вос­точный Иран) с VII в. до н. э. входи­ла в состав могущественных держав (сначала Мидии, затем Ахеменидского Ирана, ещё позже — империи Александра Македонского и, нако­нец, Селевкидского царства, назван­ного так по имени его основателя Селевка, полководца Александра Ма­кедонского). В середине III в. до н. э. кочевое племя парфов во главе со своим вождём Аршаком разгромило наместника Селевкидов и, соеди­нившись с местным населением, со­здало независимое государство — Парфию, которое очень быстро пре­вратилось в мощную военную дер­жаву. В период расцвета оно вклю­чало в себя Иран и Месопотамию, юг Средней Азии, значительную часть Сирии и современного Афга­нистана. Парфия оказалась единст­венным государством Передней Азии, устоявшим перед военным на­тиском Римской империи.

Таким образом, культура этого региона формировалась под воз­действием как ирано-месопотамских, так и эллинистических тради­ций, и трудно определить, какое из двух влияний оказалось более силь­ным. Судьба художественного насле­дия Парфии сложилась драматично. Множество памятников погибло в XIX в., когда проводились археоло­гические работы на территории Ас-

*Эллинизм (от греч. «эллины» — «греки») — античное искусство конца IV—I вв. до н. э., распространившееся в результате завоеваний Александра Македонского.

сирии и Южной Месопотамии: то­ропясь быстрее добраться до са­мых глубоких и древних участков грунта, суливших сенсационные от­крытия, археологи-любители без­жалостно разрушали находившиеся выше слои парфянской культуры. Уцелевший археологический мате­риал долгое время не могли оценить по достоинству. Безусловно, на фо­не прославленных памятников из Ассирии, Вавилона или империи Ахеменидов парфянское наследие выглядит скромно. Справедливо так­же и то, что парфянские мастера стремились соединить в своих про­изведениях черты разных стилей в ущерб поискам собственного пути в искусстве.

При раскопках города Старая Ниса были обнаружены интересные постройки, но большинство из них довольно плохо сохранилось. Так называемый Квадратный дом (II в. до н. э.) — здание с двенадцатью комнатами, расположенными вок­руг внутреннего двора. Любопытно, что комнаты оказались замурован­ными вместе с находившимися в них произведениями искусства. Не исключено, что Квадратный дом представлял собой комплекс сокро­вищниц, созданных в память об умерших царях. О подобном обычае упоминал древнегреческий исто­рик Страбон.

Другой памятник в Старой Нисе — Круглый храм (II в. до н. э.). Учёные до сих пор не пришли к еди­ному мнению относительно его на­значения. Одни предполагают, что это святилище, возведённое в честь царя Митридата (около 170—138 или 137 гг. до н. э.), тем более что древнее название города — Митридатокерт. Другие специалисты счи­тают Круглый храм погребальным сооружением — мавзолеем, так как использованные в нём архитектур­ные формы (круг и квадрат) имели символическое значение. Круг был связан с представлениями о небе, а квадрат означал четыре стороны света и символизировал землю.

Самая интересная часть парфян­ского наследия — произведения декоративно-прикладного искусства. Это и металлические статуэтки, и детали мебели, но прежде всего — ритоны из слоновой кости. Гор­ловина ритона украшалась релье­фом, как правило, на античный сюжет: например, изображением ритуального шествия в честь грече­ского бога виноградарства и вино­делия Диониса. Парфянские масте­ра старались не выходить за рамки

Голова бронзовой

Статуи из Шами.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 791;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.