Керамические сосуды. VII в. Музей Токсугун, Сеул.

владений. Однако разобщённость длилась недолго. Угроза внешних вторжений требовала единства, и в X в. один из правителей Ван Гон ос­новал централизованное государ­ство Корё, от которого происходит европейское название Корея. Столи­цу перенесли из Кёнджу в Кэгён (ны­не Кэсон). С этого времени началась новая полоса в культурной жизни Кореи. В X—XI вв. Корё завязало контакты с Китаем, Японией и Ира­ном, расширило свои пределы, нала­дило хозяйство. Это создало условия для развития искусства.

Корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следо­вали китайской схеме. Их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепо­стных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое. Архитектура Ко­реи X—XI вв. стала сложнее и живо­писнее, чем прежде. В красивейших местах страны, таких, как Кымгансан — Алмазные горы — возвели не­сколько великолепных ансамблей буддийских монастырей. Каменные пагоды стали стройнее и наряднее. Крыши их ярусов изогнулись квер­ху подобно ветвям деревьев. Появи­лись восьмиугольные и шестиуголь­ные в плане пагоды, например Вольджонса (XI—XII вв.).

Обострённое чувство природы отразилось в изделиях корейского декоративно-прикладного искусства, особенно в керамике, в которой мас­тера достигли редкостного совер­шенства. В скромных, неярких изде­лиях керамисты Кореи сумели передать волнующие образы приро­ды. Изысканной красотой отличают­ся сосуды в форме персика, тыквы, а также скульптурные изделия, вос­производящие облик животных. Особой славой пользовалась кера­мика, изготовлявшаяся в Кэгёне в технике «санга'м». Эти изделия были инкрустированы по сырому череп­ку белой и красно-коричневой гли­нами, покрыты сияющей серо-голу­бой или серо-зелёной глазурью.

В XIII в. в Корею вторглись мон­голы, установившие в стране своё

господство на восемьдесят лет. За время пятивекового существования Кэгён дважды был разрушен и раз­граблен. В пламени пожаров погиб дворец Манвольдэ (Дворец Полной Луны), от сказочной красоты кото­рого сохранились лишь гранитные основания и мраморные лестницы. Зато уцелели прочные крепостные сооружения Пхеньяна, который тогда назывался Согён (Западная Столица).

В конце XIV в. страна вновь объ­единилась как государство Чосон со столицей в Хансоне (ныне Сеул) под властью династии Ли, которая пра­вила до начала XX в. Расцвет столич­ной архитектуры и создание ко­рейской алфавитной письменности пришлись на XV—XVI вв. Искусство Кореи в первые века правления ди­настии Ли развивалось под влияни­ем Китая. В XV—XVI вв. буддизм ут­ратил ведущие позиции, усилилась роль конфуцианства; стало разви­ваться светское зодчество. Пышно и торжественно застраивали новую столицу. Масштаб архитектурных замыслов особенно ярко проявился в композиции дворцовых комплек­сов Хонсона — Кёнбоккун (XIV в., реставрирован в XIX в.) и Чхандоккун (XV—XVII вв.).

Величественный ансамбль Кёнбоккун (Дворец, Излучающий Сча­стье) возводила в 1394—1396 гг. це­лая армия мастеров — резчиков по дереву, лакировщиков, живописцев, работников по металлу, садоводов. На территорию комплекса входили через каменные ворота, первый вну­тренний двор пересекался каналом, облицованным мраморными пли­тами. Следующий за ним главный парадный двор вмещал в себя четы­рёхугольный тронный зал Кынджонджон (Павильон Неустанного Управления). Лестницы украшали фигуры животных и птиц, выпол­ненные в мраморе. Высокая чере­пичная крыша с огромными высту­пающими краями как бы плавно «парила» в воздухе.

В оформлении дворцовых зданий важную роль играла живопись. В период Ли мастерство владения

кистью считалось одной из конфу­цианских добродетелей. В конце XIV в. была основана придворная Академия Тохвасо, а к XV в. сложи­лись основные жанры корейской живописи, близкие китайским, — портрет, пейзаж, «цветы-птицы». Кар­тины-свитки писали на шёлке или бумаге тушью и минеральными крас­ками. Однако особо ценилась живо­пись чёрной тушью с её богатством оттенков, изяществом линий. Круп­нейшими живописцами XV в. были Ан Гён и Кан Хиан, вдохновлявшие­ся произведениями китайских масте­ров Сунского периода, а также Ли Ам и Ли Джон (XVI в.), работавшие в жанре «цветы-птицы». Они, наблюдая природу, доносили до зрителя жизнь огромного мира, шорохи листьев, крики птиц, трепет бамбука под вет­ром. Близки к пейзажной живописи своей философской мудростью








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 571;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.