Статуя Будды Вайрочаны. XVII в.
МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА
Войлочная юрта — веками усовершенствованное и продуманное до мельчайших деталей жилище монголов. Основу её разборного каркаса составляют складные раздвижные решётки стен. Верёвками из конского волоса к ним прикрепляют жерди, которые завершаются наверху массивным обручем. Сверху каркас покрывают белым войлоком. Белизна войлочного покрова юрты считалась священной: её подчёркивали красные, синие и зелёные цвета узоров, придававшие жилищу удивительную праздничность. Вход, состоящий из наружной войлочной занавески и внутренней деревянной двери, окрашивают в красный цвет и украшают орнаментом, символизирующим счастье и долголетие. Юрта могла быть и простым жилищем кочевника, и храмом, и дворцом.
крашивали в яркие цвета. Этого требовало слабое освещение в храмах. Расцвет монгольской бронзовой скульптуры относится к XVII в. и связывается с именем Дзанабадзара — главы монгольского духовенства. Выполненные им статуи буддийских божеств, например богини милосердия Зелёной Тары (Спасительницы Душ), отличаются отточенностью форм, благородством линий и одухотворённостью. Юная прекрасная богиня, держащая в руках цветы лотоса (знаки познания истины) и сидящая на лотосовом троне (символ чистоты и мудрости), всегда готова прийти на помощь людям.
Монгольская живопись — иконы-танка, выполненные по тибетским образцам, — а также статуи составляли убранство монастырей.
Монгольские мастера достигли большого искусства в украшении оружия, конской сбруи, инкрустированных драгоценными камнями, в гравировке по металлу, филигранных украшениях женских головных уборов. Многие ремёсла, созданные во времена Средневековья, продолжают свою жизнь и в наши дни.
Юрта.
ИСКУССТВО КОРЕИ
Корея, или Чосон (Страна Утреннего Спокойствия), расположена на Корейском полуострове. Природа этой страны, с трёх сторон омываемой морями, разнообразна и красива. Цветущий край, изобилующий богатствами 1 золотом, самоцветами, мрамором, — издавна привлекал соседей. Корея не раз подвергалась военным нападениям, разрушавшим города и уничтожавшим культурные ценности. С древних времён корейцы приучили себя быть готовыми к обороне: они возводили мощные каменные крепости, сооружали на вершинах гор дозорные башни. Однако Корея не только воевала с соседними странами, но и усваивала их культурные достижения. Всё воспринятое постепенно приспосабливалось к местным обычаям.
Искусство зародилось на Корейском полуострове в III тысячелетии до н. э. Древнейшими ремесленными изделиями были бытовые и ритуальные керамические сосуды, украшенные тонким рисунком.
К началу I тысячелетия до н. э. были созданы крупные земледельческие поселения, центральное место в которых занимал дворец вождя — главного жреца племени. Особую роль в обрядах древних корейцев играл культ умерших предков. Могилы знатных предков увековечивали монументами — огромными столообразными каменными дольменами (см. статью «Первобытное искусство»).
В конце I тысячелетия до н. э. на Корейском полуострове существовало легендарное государство Древний Чосон; оно бесследно исчезло после того, как его завоевал китайский император Ханьской династии У-ди (в 108 г. до н. э.). К этому периоду относятся обнаруженные археологами в захоронениях знати китайские бронзовые зеркала, пряжки, курильницы.
После долгих лет междоусобных войн образовались три крупных союза, поделивших территорию полуострова. На севере раскинулось государство Когурё, на юго-западе—Пэкче на юго-востоке — Силла, соперничавшие между собой. В них процветали ремёсла: с большим мастерством выплавляли бронзу, обрабатывали благородные металлы, занимались резьбой по камню. Все три царства заимствовали из Китая религиозные и философские учения (конфуцианство, буддизм), письменность, законы государственного устройства. Об образе жизни людей той далёкой эпохи повествуют гробницы правителей и знати. Снаружи гробницы правителей выглядели как многоступенчатые пирамиды или холмы, к которым вела широкая дорога. Внутри находился подземный дворец, выложенный из гранитных плит, с колоннами, поддерживающими купол. Живопись, выполненная красками по поверхности камня, играла в корейских гробницах важную роль. Многочисленные росписи, сияющие голубыми, красными и фиолетовыми красками, заполняли помещения. Центральное место от-
Черепаха и змея. Роспись гробницы. Когурё. IV—VII вв.
водилось изображению погребённого вельможи, восседающего под навесом в парадных одеждах со своей супругой. По четырём сторонам света на четырёх стенах располагались духи-охранители, представленные в стремительном движении: черепаха, обвитая змеёй, — символ севера; белый тигр — охранитель запада; красная птица феникс — символ юга и синий дракон — защитник востока. Такие фигуры изображены в росписях Тэмё (Большой Гробницы) близ Пхеньяна, гробницы Сасинчхон (Четырёх Духов-Охранителей) неподалёку от первой столицы Куннэсон.
К VI в. государство Силла завладело почти всем Корейским полуостровом. Усилились связи с Китаем, поэтому в градостроительстве царства Силла использовались принципы китайского зодчества. Расположенная среди гор столица Силла—Кёнджу — имела чёткий план, была окружена стенами и пересекалась прямыми магистралями, в центре которых располагался обширный дворцовый комплекс (символ центра Вселенной). Все дворцы и храмы Кёнджу и других городов возводили из дерева по единому принципу: основой сооружения служил каркас из столбов, укреплённых на облицованной камнем террасе, и опирающихся на них балок. Здания венчали черепичные многоцветные крыши, загнутые вверх края которых поддерживали узорчатые многоцветные кронштейны. Об облике каменных строений свидетельствует расположенная близ Кёнджу обсерватория — Башня Звёзд (VII в.) из мощных гранитных блоков без какого-либо декора.
С распространением буддизма началось строительство буддийских монастырей, храмов, пагод. Одним из самых знаменитых монастырей периода Силла был ансамбль Пульгукса, возведённый недалеко от Кёнджу на склоне горы Тхохамсон. Этот обширный комплекс, обнесённый стенами, включал в себя около семидесяти гармонично согласованных с природой построек. К главному деревянному павильону Тэунджон вели парадные ворота, высоко вознесённые на каменном цоколе. Торжественность, лёгкость и красоту этого входа усиливали изящные мраморные лестницы, покоящиеся на аркадах. Главный вход обрамляли две каменные пагоды — Таботхап (Пагода Сокровищ) и Соккхатхап (Пагода Будды)—разных конфигураций, строгих и нарядных форм. Каменные пагоды стали неотъемлемым дополнением корейских храмов.
В VII—VIII вв. появились многочисленные пещерные храмы. Самым крупным из них в VIII в. стал Соккурам (холм с каменной пещерой), сооружённый рядом с монастырём Пульгукса. Это был скальный монастырь, высеченный по примеру индийских и китайских. Однако твёрдость гранита не позволила вырубить в горе пещеру. И тогда строители возвели храм из крупных, тщательно обтёсанных гранитных плит в склоне горы Тхохамсан, а затем засыпали его землёй, придав ему подобие пещеры. Совершенное архитектурное решение храма говорит о зрелом мастерстве строителей, создавших это уникальное сооружение. Главный вход ведёт в расположенные друг за другом прямоугольный и круглый залы, символизирующие союз Земли (квадрат) и Неба (круг), т. с. царство Вселенной. Круглый зал перекрыт огромным полусферическим куполом, выложенным из идеально пригнанных друг к другу круглых гранитных плит. Стены храма украшали рельефы, выполненные на отдельных плитах. Рельефы Соккурама по праву считаются одной из вершин художественного творчества корейских мастеров. В центре круглого зала на пьедестале в форме лотоса возвышалась главная святыня храма — высеченная из светлого гранита статуя Будды высотой два с половиной метра, в одухотворённых чертах которой воплотились представления времени о красоте и гармонии.
В конце IX в. междоусобные войны ослабили Силла и страна распалась на множество независимых
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 696;