Два орла. Конец XVII — начало XVIII в.

Собрание Вонга, Нью-Йорк.

*Чжоу Да (XVII в.) —один из живописцев, продолжив­ших традиции чань-буддизма — созерцательной школы китайского буддизма, кото­рая проповедовала стремле­ние к уединённому образу жизни, интуитивному позна­нию истины и созерцание прекрасного как путь к по­стижению гармонии мира. После завоевания Китая маньчжурами Чжоу Да уда­лился в монастырь.

ИСКУССТВО ТИБЕТА

Искусство Тибета — страны в Цент­ральной Азии, расположенной на Тибетском нагорье, — тесно связа­но с буддизмом. Буддизм распро­странился в Тибете в VII столетии, но наибольшее влияние приобрёл с XV—XVI вв. Светским и духовным правителем страны стал далай-лама («океан премудрости»). В Тибете в то время были возведены многочис­ленные монастыри.

Тибетские монастыри — крупные архитектурные ансамбли — располо­жены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми терраса­ми от подножия к вершине. Их силуэ­ты кажутся естественным продол­жением горных хребтов. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов. Перед главным храмом находится мощёная площадь для религиозных представ­лений. Плоские крыши храмов вен­чают золочёные бронзовые символы буддизма жалцаны — высокие ци­линдрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буд­дийской веры).

Таков, например, монастырь Се­ра, выстроенный в 1419 г. у под­ножия огромной горы недалеко от Лхасы. Монастырские ансамбли до­полняют стоящие перед ними чорте'ны (местная разновидность ин­дийской ступы, модель Вселенной), хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, свя­занных с буддизмом. Одним из са­мых крупных считается чортен мо­настыря Гумбум (1533 г.) в Амдо' на северо-востоке Тибета.

Черты средневековой архитекту­ры Тибета наиболее ярко воплоти­лись в облике дворцового ансамбля Потала' в Лха'се — резиденции далай-ламы. Лхаса (Жилище Бога), осно­ванная в VII в., издавна была полити­ческим и культурным центром Тибета. Гигантский архитектурный комплекс, ставший символом Тибе­та, строили несколько столетий и за­вершили в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы, представ­ляет собой целый город, окружён­ный стеной. Расходясь зигзагами, лестницы вовлекают окружающую природу в грандиозный архитек­турный замысел. Главное здание комплекса — тринадцатиэтажный дворец Побра'н Марпо' (Красный Дворец) — увенчано пятью павиль­онами, сверкающими позолочен­ными крышами. Интерьер с парадны­ми залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам, галереями, покрытыми росписями, оформлен с поразительным великолепием.

В храмах и дворцах Тибета осо­бое место занимали произведения скульптуры и живописи, также нераз­рывно связанные с буддизмом. Изго­товляли статуи и иконы в монасты­рях, где находились мастерские художников-иконописцев, скульпто­ров, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники — ламы, передающие мастерам свои секреты и следящие за выполнением работы.

XVII—XVIII столетия — время расцвета тибетской скульптуры. Ста­туи буддистских божеств создавали из разных материалов: дерева, гли-








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 541;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.