Британский музей, Лондон.

ЗАГРОБНЫЙ ПИР

Праздники древних египтян были связаны с религиозными культами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы бога­тых поместий любили собирать за пиршественным столом родствен­ников, друзей, именитых гостей. Рельефы и росписи гробниц позво­ляют представить, как происходили эти пиры. Произведениями настен­ной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Но­вого царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции, росписи расположены одна над другой гори­зонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жерт­венником, гости в креслах и на ци­новках, слуги, служанки, музыкан­ты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — дру­гую. Служанки — молодые, строй­ные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным еги­петским дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное

внимание живописца. Неподвиж­ность прямых фигур одних служа­нок помогает оценить непринуж­дённость движений других: они наклоняются так естественно, что чёрные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчёркивает­ся изящными позами. Фигуры за­слоняют друг друга, иногда изобра­жены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира можно увидеть изображение в необычном ракур­се — обнажённая служанка показа­на со спины.

Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флей­тах, лирах и барабанах. На фраг­менте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпани­руют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необыч­ную группу: вопреки канону две из них изображены в фас. Рядом тан­цуют две юные миниатюрные де­вушки, золотисто-смуглые тела ко­торых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на голо­вах у девушек диадемы. Одна де­вушка слегка заслоняет другую, их позы и жесты схожи, но, подчи­няясь монотонному ритму танца, направлены в разные стороны.

Не следует забывать, что изо­бражения подчинялись традиционным приёмам, религиозной симво­лике. Так, цветы лотоса в руках пи­рующих — не столько изысканное украшение праздника, сколько сим­вол, дарующий бессмертие.

Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общест­ва того времени, об идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоцен­ностями. На некоторых из них от­крытые, облегающие платья с брете­лями, напоминающие сарафан.

Мода менялась: ткани стали про­зрачными, струящимися, а одежда более просторной, со множеством складок. Причудливы сложные пари­ки до плеч из множества сплетённых косичек. Хлопотливые служанки во­дружают на них маленькие колпач­ки с ароматическими благовониями.

В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, би­рюзы, лазурита, яшмы, сердолика. Роскошные ювелирные изделия, как и всё искусство Древнего Египта, отличаются безупречным вкусом и чувством стиля. В обрамлении тя­жёлых париков, серёг, диадем; с контурной обводкой миндалевид­ных глаз, щеками и губами, трону­тыми краской, тонкие лица женщин, как и удлинённые пропорции их лёг­ких, словно неосязаемых тел, наде­лены непревзойдённой в Древнем мире таинственной прелестью.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 739;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.