Храм Рамсеса II в Фивах (Рамессеум). XIII в. до н. э.
камнем башни, увенчанные зубцами. Прорытый от Нила к храму канал заканчивался четырёхугольным водоёмом с пристанью.
Однако самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса II.
АБУ-СИМБЕЛ
Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый
РИСУНКИ НА ОБЛОМКАХ
Малоизвестную область искусства древних египтян составляют дошедшие до нашего времени со второй половины Нового царства многочисленные рисунки на обломках известняка, обнаруженные при раскопках Дейр эль-Медины в Фивах. На месте этой старой арабской деревни когда-то жили и работали над созданием царских гробниц фиванские мастера; их жилища образовывали целый посёлок. Раскопки, произведённые на этом месте, открыли богатый археологический материал: от орудий труда до текстов египетской литературы и росписей. Однако самое интересное — рисунки на обломках известняка: они выходят за пределы каких-либо канонов, это непосредственные беглые зарисовки увиденного и как бы наброски будущих работ. Рисунки настолько смелы, просты и естественны, что подчас трудно представить себе, что их создатели жили несколько тысячелетий назад. Это зарисовки голов, рук, профилей; поз и движений животных (например, дрессированных обезьян); музыкантов и акробатов; обнажённой девушки, сидящей на корточках и раздувающей огонь в печи или плывущей в зарослях и ловящей руками рыбу. Наброски иногда наивны, даже беспомощны, вероятно это учебные работы, но большинство исполнено профессионально и уверенно.
Среди рисунков есть группа комических изображений; схожие с ними мотивы встречаются на рельефах и папирусах, в росписях на керамике. Здесь вместо людей действуют звери, причём в композициях, повторяющих в той или иной мере официальные каноны: кот преподносит гуся торжественно восседающей на троне крысе; лев и газель играют в шахматы; мышиный царь, подобно фараону, стоит на колеснице, запряжённой парой собак, и устремляется на штурм кошачьей крепости; осёл, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах. Возможно, эти рисунки приближались к карикатурам или воспроизводили эпизоды ритуальных представлений, которые жрецы разыгрывали в масках священных животных.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 639;