Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Подытоживая сказанное, можно выделить следующиекультурно-гуманистические функции образования:
развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-разви-вающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также, проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть без-личностность образования, его отчуждение от реальной жизни.
Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?
2. В чем суть гуманистической философии образования?
3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?
4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.
5. Дайте определение педагогических ценностей.
6. Подготовьте схему "Классификация педагогических ценностей" и дайте их характеристику.
7. Почему образование — это общечеловеческая ценность?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб 1992.
Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Д.Г. Эффективность образования. — М., 1991.
Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994. Философия образования для XX века. — М., 1992.
Шварцман К.А. Философия и воспитание. — М., 1989.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теории личности. — Ростов н/Д, 1995.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
• Развитие личности как педагогическая проблема • Сущность социализации и ее стадии • Воспитание и формирование личности • Роль обучения в развитии личности • Факторы социализации и формирования личности • Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 3417;