Гуманизм дидактико-методической системы В.Ф.Шаталова: аксиологический подход
Учителя и дерево узнают по плодам
(украинская народная мудрость).
Виктор Федорович Шаталов −педагог-новатор, народный учитель СССР, почетный доктор академии педагогических наук Украины, действительный член Российской Академии образования и развития, почетный профессор ряда университетов СНГ, заслуженный учитель Украины, обладатель многих наград, и в частности, медали АПН Украины им.К.Д.Ушинского, ордена Николая Чудотворца „За приумножение добра на Земле”.Он−почетный президент литературно-исторической итальянской ассоциации „Данте Алигьери”, лауреат премии Сороса, премий им. Н.К.Крупской, им. Николая Костомарова, участник боевых действий в Великой Отечественной войне, кавалер орденов „Отечественной войны”, „За мужество”, „Знак почета”, обладатель 30 медалей.
Наполненная идеями педагогики сотрудничества и сотворчества, диалога и совместного действия, уважения к личности ученика, создания условий для его самообразования и самовоспитания, дидактико-методическая система учителя-новатора В.Ф.Шаталова уже в начале шестидесятых годов 20-го века превратилась в мощное взрывное средство, которое, словно своеобразная духовно-методологическая бомба, угрожала взорвать классическую (её называют авторитарной) модель образования. Но главное заключается в том, что эта система из недр педагогической практики несла в отечественную культуру не столько заряд разрушения, сколько потенциал созидания, принципы обогащения педагогической науки новым философским камнем развития образования.
Стержень шаталовского философского камня – гуманистическая ориентация всего процесса усвоения учащимися содержания образования как прочного фундамента будущего нашего общества. В этом контексте целостное множество взаимосвязанных философских, дидактических и методических положений донецкого Учителя выступили и выступают сегодня наиболее качественным средством стимулирования развития всех сфер личности ученика – духовно-моральной, потребностно-мотивационной, когнитивной, аффективной и социально-психологической, а в итоге – его гуманистической культуросозидательной сущности.
Методологической основой системы В.Ф.Шаталова объективно является прежде всего аксиологический подход: именно он присущ гуманистически ориентированному человекознанию, в котором человек выступает в роли высшей ценности и в качестве самоцели общественного развития. В педагогике этот подход к исследованию проблем образования был обоснован В.А.Сластениным и Е.Н.Шияновым в конце 1980-х годов. Относя педагогические ценности к духовным, эти известные ученые-педагоги понимают под ним те особенности педагогической деятельности, которые служат ориентиром социальной и профессиональной активности (она направлена на достижение гуманистических целей) учителя и позволяют удовлетворять как его потребности в качественной организации учебно-воспитательного процесса, так и потребности ученика в усвоении содержания образования и развитии.
1. Сущность аксиологического подхода раскрывается через систему таких принципов: „равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности” (Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластёнина // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Юбилейной Международной научно-практической конференции, приуроченной к 10-летию МАНПО. – М.: МПГУ; 2005. – Ч.1. – С.249).
Основными понятиями педагогической аксиологии считают: ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностную установку, ценностную ориентацию, образование, обучение и воспитание. Последние три категории относятся к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Их совершенствование и является главной функцией дидактико-методической системы В.Ф.Шаталова. Её другие стержневые функции – создание условий для усвоения учащимися на личностном уровне ценностей содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения к миру, опыта гуманного отношения к людям и других); стимулирование развития ценностного сознания как формы отражения объективной действительности, позволяющей ученику определить пространство своей жизнедеятельности в роли нравственно-духовного; содействие процессу формирования у воспитанника внутренней позиции его личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений (то есть ценностного отношения к компонентам содержания образования в ситуации свободного выбора); формирование у школьника ценностных установок как готовности к деятельности в соответствии с определёнными внутренне принятыми ценностями; создания условий для формирования у учащегося ценностных ориентаций как системы его устойчивых отношений к миру и самому себе (основные условия: включение школьников в различные виды деятельности; педагогическое обеспечение развития их творчества, активного участия в спортивно-оздоровительной и общественной деятельности, литературно-художественной работе); обеспечение интеграции внутренних регуляторов (ценностных отношений, установок, ориентаций) действий учащегося как основы его ценностного поведения, целенаправленных на компоненты содержания образования и своего образа „Я”.
Что касается ценностей рассматриваемой системы, то они делятся на два типа – самодостаточные и инструментальные. Ценностями самодостаточного характера шаталовской дидактико-методической системы являются ценности-цели, а инструментального – ценности-средства (их группы: ценности-отношения, ценности-знания и ценности-качества).
В.Ф.Шаталов не только неоднократно указывал учащимся на самодостаточные ценности как целевые ориентиры их деятельности, но и систематически создавал условия для их усвоения в качестве самоценных. К основным самодостаточным ценностям его теории следует отнести: 1) личностно-развивающую значимость процесса усвоения логики, хода и способов «открытия» учителем конкретного знания (речь идёт о внутреннем принятии учениками цели – думай, как учитель); 2) ответственность перед самим собой, учителем, товарищами и родителями за качество построения и усвоения собственной модели содержания учебного материала; 3) раскрытые возможности самоутверждения и самореализации в процессе самостоятельного решения алгоритмических или творческих задач (цель – самоутвердиться в ходе генерации продуктивной идеи решения сложной задачи – выступает регулятором дальнейшего успешного саморазвития школьника в случае её осознания в роли значимой; возможности для такого осознания предоставляет система заданий учителя); 4) любовь и уважение к учебному труду и другим видам труда (осознание учащимися труда как абсолютной ценности достигается на уроках В.Ф.Шаталова не декларациями, а учебной практикой, дисциплиной трудовой деятельности, работой ума и сердца каждого ученика, возвышением личностного статуса человека труда в классе, раскрытием роли и места труда в развитии личности и общества); 5) внешняя и внутренняя свобода личности ученика на уроке и в ходе внеаудиторной учебной деятельности (внешняя свобода выражается в возможностях выбора вариантов задач различного уровня сложности, заданий, доказательств, а внутренняя – в готовности к творческому поиску способов решения задач и заданий, построения доказательств, в создании условий для самовыражения в учебном труде); 6) интерес к осознанию каждым учеником своего образа «Я», внутренней позиции по отношению к учёбе, Матери, Родине, учителю, товарищам, моральным и другим ценностям; 7) готовность к трансформации установок учителя на овладение ценностями содержания образования (общечеловеческой и национальной культуры) в самоустановки, связанные с самоформированием образа «Я» как культурного человека.
Культивирование автором системы названных и других самодостаточных ценностей связано с выбором им педагогической стратегии деятельности, содержание которой составляет стимулирование развития учащихся и собственного профессионального развития. Культ ценностей-целей – основа удовлетворения потребностей учащихся в усвоении содержания образования и становления как Человека, а также потребностей общества в культуросозидании.
Система ценностей-средств состоит из трех взаимосвязанных подсистем: а) методики организации стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля за ней, методики самообразования и самовоспитания; б) комплекса технологий общения, направленных на реализацию личностно и профессионально ориентированных задач; в) комплекса психологических и педагогических знаний о создании условий для развития потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой и социально-психологической сфер личности ученика.
Первая подсистема является взаимосвязанным множеством ценностей-отношений, так как предложенные В.Ф.Шаталовым методики потенциально помогают педагогам конструировать педагогический процесс адекватно основным положениям теории развивающего обучения, культивируемым ценностями-целями, построить педагогическое взаимодействие на гуманной основе – принципах сотрудничества и сотворчества. Речь идет о предложенной учителем-новатором совокупности способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, ориентированных на достижение значимых для них ценностей-целей, то есть о методах мотивации, организации и стимулирования сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитанников в учебном процессе.
В.Ф.Шаталовым всегда оптимально использовался весь арсенал методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый или эвристический и исследовательский методы. Далеко за пределами Украины известны многие его эффективные педагогические приемы. Среди них особое место занимают гуманные приёмы многократного изложения нового материала, гармонического сочетания организации и самоорганизации учебной работы, приоритетного изучения в оптимально сжатые сроки теоретического материала, основных идей курса с последующей долговременной опорой на них в ходе решения задач различного типа, моделирования и алгоритмизации собственных ответов, постановки логических заданий, многократного повторения материала (два раза на уроке, домашние повторения, контрольное повторение на отметку, рассказ у доски), приглашение учеников к подведению итогов урока (его этапов), формулирования его задач и выводов, выдачи домашних заданий как исследовательских проектов, превращения экзаменов в средство демонстрации всеми школьниками победы над собой, успешного овладения содержанием образования. Методы и приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, культивируемые Учителем, – это прежде всего способы повышения их интереса к учению и уровня осознанности долга и ответственности. Шаталовская дидактико-методическая система ставит ученика в положение, когда на каждом этапе учебного труда они заинтересованы в его успехе. На это «работают» приемы ориентации школьников на целостное восприятие учительского слова, полное внимание на уроке (прослушал учителя – не поймешь содержания конспекта), обязательное домашнее повторение учебного материала (иначе утром твой отчет будет некачественным), опору на собственную внутреннюю логику мышления в процессе добровольного решения задач (конкретная методика решения задач никогда не навязывалась ученикам) и многие другие.
Важный компонент педагогической тактики В.Ф.Шаталова составляют его приемы стимулирования долга и ответственности учащихся. Прежде всего это прием взаимососуществования и взаимодополняемости противоположных максимумов – максимума требовательности и максимума пощады, максимума убеждения в значимости учения и его самостоятельности и максимума форм и средств контроля и самоконтроля, максимума способов и форм морального поощрения учеников в учебном труде и максимума методов порицания (вплоть до метода осознанного педагогического „взрыва”), максимума сложного и максимума очевидного в ходе раскрытия ценностей учебного труда и роли упражнений в выполнении требований, максимума личностно стимулирующей информации при максимуме усилий относительно минимизации ее объема.
Много положительного можно сказать и об особых шаталовских методах и приемах контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности (устного, письменного, лабораторно-практического), ибо они также имеют гуманный характер. Укажем только на приемы отказа от контрольных работ до самого конца учебного года (спрашивать нужно тогда, когда научишь), систематической проверки знаний не в развернутом, а в модельном виде, привлечения одних учащихся к проверке содержания решений задач других без внешней оценки их результатов и т.д.
Вторая подсистема (ценности – качества) имеет наиболее высокий ранг в иерархии педагогических шаталовских ценностей. С одной стороны, в качествах этой подсистемы проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики учителя (совокупность личностных, индивидных, статусно-ролевых и профессионально-деятельностных качеств). Отметим лишь, что качества хорошего учителя сам В.Ф.Шаталов кратко определяет так: „Умелое чередование сложного с очевидным при изложении нового материала, мягкость и убежденность на всех этапах учебного процесса, безупречная дикция и обязательно непринужденная шутка”. Определенные качества – производные от уровней развития у педагога прогностических, коммуникативных, организаторских, креативных, эмпатийных, рефлексивных, интеллектуальных и интерактивных способностей. По оценкам учеников донецкого учителя-новатора, все они сформированы у него самого в должной степени.
С другой стороны, компонентами второй подсистемы являются ценности-качества, значимые для развития учащихся. В.Ф.Шаталов систематически ориентировал школьников на внутреннее принятие роли самоценных таких качеств, как трудолюбие, честность, доброта, милосердие, способность радоваться полученным результатам своего труда и результатам товарища, самодисциплина, вера в собственные силы и возможности в самореализации, познавательная активность, критическое мышление, креативность, системность и перспективность мышления, способность к самообразованию, самовоспитанию и много-много других.
Последняя (третья) подсистема содержит ценности-знания. Это определенным образом упорядоченная и организованная совокупность теоретических положений В.Ф.Шаталова о целях, содержании, закономерностях, принципах, методах, формах и средствах гуманистического образования. Ядро этой подсистемы – положения о мировоззренческих целевых ориентирах гуманистической педагогики, реформировании образования, точках опоры учителя в процессе стимулирования общего развития личности школьника, диалогических и творческих универсалиях современного гуманного урока, путях гуманизации и интеграции содержания образования в аспекте обеспечения свободы личности в ходе его усвоения, дидактических закономерностях и принципах относительно самоактуализации личности ученика, реальной роли оптимальной отметки и отличной оценки в этой самоактуализации, личностной направленности способов, форм и средств обучения и воспитания и другие.
Глубокое усвоение учителем (будущим учителем) шаталовских ценностей-целей, всех трех составляющих системы ценностей-средств способствует и будет способствовать формированию у него гуманистической направленности личности, профессиональной компетентности, опыта творческой педагогической деятельности и рефлексии, а в итоге – росту профессионально-педагогической культуры.
Как яркая звезда, гуманизм дидактико-методической системы В.Ф.Шаталова освещает путь нашему поколению педагогов и будет всегда светить новым поколениям в роли целевого ориентира.
Литература для самостоятельной работы:
1. Плотников П.В. Педагогическая поэзия моего учителя − Виктора Федоровича Шаталова // Педагоги по призванию: Кн. о педагогическом труде / Науч. ред. и сост. П.В.Плотников. − Донецк: ДонНУ, 2007.− С.3− 25.
2. Соловейчик С.Л. Час ученичества. − М.: Детская литература, 1972. − С.237−250.
3. Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. − М.: Педагогика, 1986. − С.150−178.
4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ Донецка. − М.: Педагогика, 1980. − 136 с.
5. Шаталов В.Ф. Точка опоры. − М.: Педагогика, 1987. − 160 с.
6. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. − М.: Педагогика, 1989. − 334 с.
7. Шаталов В.Ф. Город в облаках. Повесть, эссе, раздомья. − Донецк: журнал „Донбасс”, 2008. − 388 с.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1313;