Перечень должностных лиц, имеющих право совершать действия, приравненные к нотариальным. Виды и условия их совершения
План лекции:
В Российской Федерации, помимо должностных лиц, имеющих право совершать нотариальные действия (нотариусы, при определенных условиях -должностные лица органов местного самоуправления и консулы) право составлять некоторые акты, приравненные к нотариальным, имеют некоторые категории должностных лиц в отношении строго определенных категорий граждан при определенных условиях. Три концептуальных отличия данных актов, приравненных к нотариальным, от собственно нотариальных актов, следующие:
1. данные действия, приравненные к нотариальным, имеют право совершать руководители ряда государственных учреждений в отношении некоторых категорий граждан;
2. за совершение действий, приравненных к нотариальным, не взыскивается нотариальная пошлина (тариф);
3. Правом на обращение к должностным лицам, имеющим право на совершение действий, приравненных к нотариальным, имеют при определенных условиях граждане, указанные в статьях 185 и 1127 Гражданского кодекса РФ.
ЛЕКЦИЯ:
Согласно пункту 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Обращаю ваше внимание на подпункт 2 пункта 3 статьи 185 ГК РФ. Как правило, это норму читают, но не понимают до конца. Итак, члены семьи военнослужащих, рабочие и служащие воинских частей, а также члены их семей имеют право на обращение к командиру воинской части за совершением доверенности в случае, если в месте дислокации воинской части нет нотариальных контор и других органов, имеющих право совершать нотариальные действия (то есть должностных лиц органов местного самоуправления или сотрудников консульских учреждений). Что же касается военнослужащих, то они имеют право на обращение к командиру независимо от этих условий, то есть, к примеру, и в городе Москве, в котором нотариусов более чем достаточно. Сделать этот вывод можно только при анализе этой нормы, прочитайте еще раз внимательно норму – «доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей …также доверенности рабочих и служащих…». То есть норма написана не совсем удачно. С чем связано такое право военнослужащих и обязанность командира воинской части? Прежде всего правовой статус военнослужащего, особенности военной службы, как один из видов государственной службы. Хочу обратить ваше внимание на то, что данная норма не позволяет самому командиру и членам его семьи совершать доверенности, приравненные к нотариальным. В российском военном законодательстве отсутствует правовое понятие дислокации воинской части. Общее понятие дислокации воинской части содержится в ряде военно-правовых источников и ряде монографий. Дислокация может быть постоянной, по месту нахождения воинской части, а может быть и временной, когда вся воинская часть или одно или несколько подразделений может находиться на значительном удалении от места основной дислокации.
При предъявлении данной категории доверенностей надо выяснить прежде всего, имелись ли основания для выдачи такой доверенности.
При принятии доверенностей, удостоверенных начальниками мест лишения свободы (подпункт 3 пункта 3 статьи 187 ГК РФ) хочу обратить ваше внимание на то, что они имеют право удостоверять доверенности в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы. То есть лиц, отбывающих наказание по приговору суда в колониях определенного вида режима. То есть лицо, находящееся под следствием, находится не в месте лишения свободы, и в отношении него начальник, скажем, Бутырской тюрьмы не вправе совершить доверенность, нужно вызывать нотариуса для совершения доверенности. А вот если гражданин отбывает наказание в виде лишения свободы в тюрьме, то доверенность удостоверяет начальник места лишения свободы.
Подпункт 4 пункта 3 статьи 185 ГК РФ – будьте внимательны – удостоверять доверенности, приравненные к нотариальным, имеют право только руководители учреждений социальной защиты населения, в отношении дееспособных совершеннолетних граждан, находящихся в таких учреждениях.
Главные врачи больниц Минздрава в отношении граждан, находящихся на излечении, могут удостоверять только некоторые виды доверенностей, указанные в подпункте 4 пункта 3 статьи 185 ГК РФ – на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, пенсий, пособий, стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной.
Такого рода доверенности имеют право также удостоверить руководитель организации, в которой доверитель работает или учится, или жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя.
Согласно пункту 2 статьи 1127 Гражданского кодекса РФ, приравниваются к нотариально удостоверенным завещания:
6) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;
7) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;
8) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенных начальниками этих экспедиций;
9) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;
10) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.
С 01 марта 2002 года на территории РФ введена в действие Третья часть Гражданского кодекса РФ, которая внесла значительные изменения в области наследственного права, в том числе и в порядок удостоверения завещаний должностными лицами, указанными в статье 1127 ГК РФ.
При этом надо особо подчеркнуть, что совершение приравненных к нотариальным действий указанными должностными лицами возложено на них законодателем исключительно для обеспечения прав и интересов военнослужащих и некоторых других категорий лиц, которые в силу специфики своих трудовых отношений, нахождениях в определенном месте или в силу семейного положения не могут обратиться к нотариусу. Для должностных лиц выполнение функции по удостоверению завещаний требует специальных знаний в области гражданского законодательства и законодательства о нотариате.
Обращаю особое внимание на пункт 2 статьи 1127 ГК – все завещания, удостоверяемые должностными лицами, перечисленными в данной статьи, подписываются завещателем в присутствии указанного должностного лица и свидетеля, который также подписывает завещание. Присутствие свидетеля при составлении, подписании и удостоверении завещания является обязательным, отсутствие свидетеля при совершении указанных действий, а также несоответствие свидетеля требованиям пункта 2 статьи 1124 ГК может являться основанием признания завещания недействительным согласно пункту 3 статьи 1124 ГК РФ.
Пункт 2 статьи 1124 содержит закрытый перечень лиц, которые не могут быть свидетелями, а также не могут подписывать завещание вместо завещателя при составлении, подписании и удостоверении завещания. К этим лицам относятся: само должностное лицо; лицо, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруг такого лица, его дети и родители; граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме; неграмотные; граждане с такими физическими недостатками, которые явно не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего; лица, не владеющие в достаточной степени языком, на котором составлено завещание.
Должностные лица при удостоверении завещаний обязаны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и законами РФ, в том числе Основам законодательства Российской Федерации «О нотариате», Постановлениями Конституционного и Верховного Судов РФ, приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и разъяснениями Министерства юстиции РФ.
Должностные лица, удостоверившие завещание, выдает один экземпляр завещания на руки завещателю, а другой экземпляр завещания, как только для этого представится возможность, направляет через органы юстиции нотариусу по месту жительства завещателя, а если должностному лицу известно место жительства завещателя, завещание направляется непосредственно соответствующему нотариусу (пункт 3 статьи 1127 ГК РФ).
Акцентирую ваше внимание на то, что завещание направляется, а в региональное учреждение юстиции, ныне – в Управление МЮ (например – г. Пенза и Пензенская область – в Управление Министерства юстиции по Пензенской области, в городе Москве – Главное управление Министерства юстиции по Москве и т.д.), что не очень разумно.
Завещать может изменить место жительства, а завещание будет храниться там, куда его направили при удостоверении. Поскольку в России отсутствует Единый реестр завещаний, как в большинстве стран латинского нотариата.
Особо следует сказать о месте и дате совершения завещания, поскольку пункт 4 статьи 1124 ГК РФ содержит требование о том, что на завещании должны быть указаны место и дата его завершения, так как отсутствие в завещании места и даты удостоверения завещания влечет его недействительность.
В завещаниях, удостоверяемых командирами, капитанами водных судов и начальниками экспедиций необходимо либо указывать тот реальный ближайший населенный пункт или реальное нахождение воинской части (например село Ям Домодедовского района Московской области или 17-й км шоссе Нижний Новгород – Москва, а если место дислокации представляет собой военную или государственную тайну – указывать так называемые номера закрытых городов, полевую почту, почтовый ящик например – г. Москва, почтовый ящик 540 или город Мурманск-130 и т.д.), судна (море Лаптевых, широта и долгота), арктической и иных экспедиций – номер экспедиции, нахождение относительно какого-либо географического объекта, широта и долгота т.д.). При удостоверении завещаний должностные лица должны соблюдать требования к тексту нотариально удостоверяемой сделки, которые содержатся в части 2 статьи 45 Основ законодательства РФ «О нотариате»: «Текст нотариально удостоверяемой сделки должен быть написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц без сокращений, с указанием адресов их органов. Фамилии, имена и отчества граждан, адрес их места жительства должны быть написаны полностью.
В документе, объём которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью».
Таким образом, дата совершения завещания должна быть один раз написана прописью (например – «Двадцать пятое марта две тысячи второго года»), либо в тексте завещания, либо в удостоверительной надписи.
Должностные лица вправе удостоверять завещание на денежные средства, внесенные гражданином на вклад или находящиеся на любом другом счете гражданина в любом банке ( пункт 1 статьи 1128 ГК РФ).
При удостоверении завещания должностными лицами на денежные средства, находящиеся на вкладах или счетах, должностное лицо обязано разъяснить завещателю, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1128 ГК РФ с 1 марта 2002 года денежные средства, находящиеся на вкладах и счетах в любых банках, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях и выдаются наследникам на основании свидетельства о праве на наследство.
Хотелось бы акцентировать ваше внимание на то, что должностные лица не вправе удостоверять завещания в помещениях, где находятся на излечении несколько лиц. Удостоверение такого завещания в случае оспаривания его в суде повлечет его отмену, и никакие ссылки на тяжелое состояние других лиц, находящихся на излечении в этом же помещении, на их тяжелое или бессознательное состояние, а также на то, что другие больные не слышали или не могли понимать происходящее, не будут приниматься судом во внимание, поскольку тайна совершения нотариального действия при удостоверении завещания была нарушена. Отдельно хотелось бы сказать и о том, что недопустимо делать на завещаниях приписки и отметки других врачей, в частности, невропатолога о том, что дееспособность больного он подтверждает.
Это самая распространенная ошибка, допускаемая при удостоверении завещаний в лечебных учреждениях, которая приводит в последующем в отказе наследникам в принятии таких завещаний для открытия наследства к имуществу умершего, поскольку из текста документа видно, что при его удостоверении была нарушена статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате, а нотариус не вправе принимать документы, не соответствующие действующему законодательству.
Еще раз акцентриую ваше внимание на то, что завещания, приравненные к нотариальным, удостоверенные с 01.03.2002 года согласно пункту 3 статьи 1127 Гражданского кодекса РФ, должно быть подписано обязательно в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещания, под страхом его недействительности (пункт 3 статьи 1124 ГК РФ).
Должностные лица, уполномоченные удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185 ГК РФ, имеют также право свидетельствоватьподлинность подписи на заявлении о принятии наследства (абзац 3 пункта 1 ст. 1153 ГК РФ) и на заявлении об отказе от наследства ( ст. 1159 ГК РФ).
Должностные лица, указанные в ст. 185 и 1127 ГКРФ и имеющие право на удостоверение доверенностей и завещаний, а также двух видов подлинности подписи на заявлениях, приравненных к нотариальным, государственную пошлину не взыскивают.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих» командиры воинских частей, в том числе начальники военно-медицинских учреждений с участим военнослужащих, проходящих военною службу по призыву и по контракту, а в случае отсутствия в пункте дислокации воинской части нотариуса и других органов, совершающих нотариальные действия, с участием членов семей военнослужащих и граждан, призванных (поступивших) на военную службу, совершают нотариальные действия как должностные лица органов исполнительной власти ( то есть ст. 37 Основ о нотариате), в то время как в статьях 187 и 1127 Гражданского кодекса РФ так называемые командирские доверенности и завещания приравниваются к нотариальным.
Норма, содержащаяся в абзаце 2 пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему кодексу, в данной правовой коллизии неприменима, так как ст. 22 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» относится к источнику военного права, содержится в специальном законе и содержит бланкетную норму на ст. 37 Основ РФ о нотариате. Вместе с тем, ст. 22 ФЗ «О статусе военнослужащих» противоречит Гражданскому кодексу и на практике не применяется, командиры воинских частей руководствуются гражданским законодательством.
Данные доверенности, завещания и заявления имеют одинаковую юридическую силу с доверенностями, завещаниями и заявлениями, удостоверенными нотариально.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 953;