Философия права в России XIX-XX веков.
Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX-началоXX столетий) связано с распространением либерализма. Суть либерального мировоззрения состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета прав над политикой.
Идея свободы получила развитие в творчестве Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904). Суть его философско-правового либерализма состоит в признании человека изначально свободным существом. С его точки зрения, существует три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона).
Основное содержание философии права, с точки зрения Б. Н. Чичерина, составляет естественное право как система неписанных норм и правил, вытекающих из естественной природы и разума человека. Они служат основанием, принципами создания позитивного права – учения о правде, справедливости и равенстве. Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом, т.е. зафиксированными нормами. Право возникает на начальной стадии развития человеческого общества для взаимного ограничения свободы во имя справедливости. «Справедливым считается то, - писал Чичерин, - что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности: все люди разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собою»[33].
Своей философией права Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России.
На позициях либерализма стоял и другой русский философ права Павел Иванович Новгородцев (1866-1924). Однако, в отличие от позиции Б. Н. Чичерина, его либерализм индивидуалистичен. Новгородцев проводил идею нравственного идеализма в философии права, считая, что основу естественного права составляет этика абсолютных ценностей. Придерживался позиции «возрождения естественного права» как нравственного критерия и идеала. По его мнению, право укоренено в глубинах духовной жизни. С его точки зрения, термин «естественное право» устарел, поскольку само естественное право меняется по мере развития человечества так же, как меняются и его составляющие – идеалы, планы грядущих событий, проекты будущих реформ и т. п.
Трактовка права с религиозно-философской позиции принадлежит выдающемуся русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853-1900). В русле идеалистического подхода к объяснению действительности В. С. Соловьев полагал, что естественное право _ это общая идея права, в основе которой лежат понятия «личность», «свобода» и «равенство».
Право без свободы – насилие, право без общего равенства – неправда, утверждал В. С. Соловьев в труде «Право и нравственность». Но не всякое равенство делает свободу правом, а лишь равенство справедливое, равенство в должном. Такое равенство возможно лишь тогда, когда оно регулируется правовым законом.
Идея права получает у него моральное обоснование. Право, по мнению Соловьева, занимает промежуточное положение между идеальным добром и злой действительностью. Путь к всеобщему благу лежит через принудительную организацию общественной жизни. Без права и государства нравственность остается благим и бессильным пожеланием, а право без нравственности потеряло бы свое безусловное основание и не отличалось бы от произвола.
Таким образом, право, в понимании В. Соловьева, это «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»[34]. В целом В. С. Соловьев рассматривал право как условие нравственного прогресса, как показатель уровня нравственности.
В русле религиозно-идеалистической концепции излагал свои философско-правовые взгляды русский мыслитель Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Н. А. Бердяев считал что личность – это самоценность и самоцель; нет ничего выше личности (кроме Бога), личность – это идеал, и никакой закон к ней неприменим. Личность не может быть объектом, она всегда субъект, но существующий в открытой системе и стремящийся к объективации. По Бердяеву, объективация идет по двум направлениям: по социальному – через признание и подчинение личности существующим в обществе нормам и различным институтам; и по экзистенциальному – через духовное единение с Богом в творчестве. Первое – это путь рабства и нивелирования личности, ведущий в царство Кесаря, второе – путь обретения личностью свободы через самопреодоление, и ведет он в царство Духа. Бердяев утверждал, что государство не может быть правовым в принципе, что ценность личности всегда выше ценности государства. А огромное значение права определяется его предназначением гарантировать и охранять минимум свободы, защищать человека от тотального подчинения материальным условиям, от любви и ненависти другого человека. Свобода и независимость личности требуют того, чтобы в основу государства была положена не только любовь, но также принуждение и право.
Этап философско-правовых исследований в СССР представлен именамиД. И. Курского, П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканиса, А. Я. Вышинского, П. Ф. Юдина и др. Здесь философско-правовой уровень осмысления правовой реальности заменяется неким суррогатом философско-правового знания в форме концепции «пролетарского права», «революционного права», «социалистического права».
В 70-е начинается постепенный отход от узкого, чисто юридического понимания права. Хотя сам термин «естественное право» не употреблялся, тенденция к естественно-правовому подходу проявляется в реабилитации проблематики правосознания. И только в середине 80-х годов, когда со всей очевидностью обозначились тупиковость и утопизм марксистской концепции развития общества, начинают появляться отдельные статьи философско-правового содержания. Существенный вклад в возрождение философии права как научной дисциплины внесли С. С. Алексеев, В. Д. Зорькин, В. С. Нерсесянц, В. А. Туманов и др. Разрабатываются концепции «цивилитарного права» (В. С. Нерсесянц), «гуманистического права» (С. С. Алексеев).
Таким образом, русская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. За время своего развития она приобрела характерные особенности, вместившие как национальное, так и мировое философско-правовое знание.
Контрольные вопросы.
1. Какие философско-правовые проблемы рассматривались Илларионом, Владимиром Мономахом, Даниилом Заточником?
2. Какие основные философско-правовые идеи разрабатывали С. Е. Десницкий, И. А. Третьяков, Я. П. Козельский?
3. Каковы основы положения философско-правового либерализма Б. Н. Чичерина и П. И. Новгородцев?
4. Как, по мнению В. Соловьева, соотносятся мораль и право?
5. Почему философия права Н. А. Бердяева называется «персонализмом»?
6. Как можно охарактеризовать современное состояние философско-правовой мысли в России?
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Бердяев Н. А. Русская идея. - М.: 1990.
Бердяев Н. А. Философия неравенства. - М.: 1990.
Бердяев Н. А. Назначение человека. - М.: 1993.
Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: 1995.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: 1991.
Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. - М.: 1952.
Илларион. Слово о Законе и Благодати // Русская идея. - М.: 1992.
Ильин И. А. О правосознании // Путь к очевидности. - М.: 1993.
Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М.: 1989.
Кистяковский Б. А. В защиту права // Вехи. Из глубины. – М.: 1991.
Мудрое слово Древней Руси. - М.: 1989.
Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. - Свердловск: 1990.
Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л.: 1990.
Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. – Т.1. – М.: 1998.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1124;