Политические и правовые учения во Франции в XVIII в.
Введение
XVIII век в историю Франции вошел как век Просвещения.
Франция переживала острый кризис "Старого порядка" (ancien regime) — феодально-сословного строя и абсолютной монархии. Привилегированные сословия, составлявшие малую часть 25-мил лионного населения Франции (примерно 140 тысяч духовенства и
400 тысяч дворян) жили за счет третьего сословия. Крестьянство было обременено массой феодальных повинностей и часто голо дало; промышленная и торговая части городского населения не толь ко платили множество податей, налогов и сборов, но и были ли шены права заниматься рядом необходимых обществу промыслов, отнесенных к государственной монополии. Тяжелым бременем на народном хозяйстве страны лежало чиновничество абсолютной мо нархии, наделенное почти неограниченными полномочиями. Коро левский двор и правительство были далеки от народа и не помыш ляли о проведении необходимых реформ. Господствующая католи ческая церковь беспокоилась более о своих доходах и привилегиях, о влиянии на государство и о борьбе с инакомыслящими, чем о поддержке и духовном здоровье прихожан.
В стране нарастало массовое недовольство существующим стро ем. Многие образованные и мыслящие люди понимали, что дальше так продолжаться не может. Социальные противоречия были так остры и очевидны (третье сословие кормило остальных, а они ему мешали работать), а Старый порядок настолько абсурден, что ору дием его критики стал элементарный "здравый смысл". Критика существовавших отношений опиралась на мысль (присущую еще Сократу и Платону), что все зло — от невежества. Отсюда назва ние и главная идея Просвещения — если все поймут, насколько нелеп и алогичен существующий режим — откроется путь к ново му, разумному обществу.
Важную роль просветители придавали распространению зна ний, воспитанию людей, разумному законодательству, соединяю щему интересы личности и общества.
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 269
Просветители осуждали "деспотизм", понимая под деспотиз мом не только неограниченность власти короля, но и произвол чи новников и знати, бесправие личности, неравенство сословий, по давление свободной мысли. Наряду с деспотизмом просветители порицали церковь как главного противника разума и просвещения. Французское Просвещение с самого начала приняло антиклери кальный характер. Для критики существующих отношений исполь зовались не тексты Священного писания или труды отцов церкви, а здравый смысл и элементарная логика.
Многие просветители возлагали большие надежды на будущие разумные законы, которые, как предполагалось, способны ради кально изменить и перестроить общественно-политический строй. При обсуждении содержания и основных принципов будущих за конов использовались достижения политико-правовой мысли Анг лии,' а также конституционный опыт США. Основными и исходны ми принципами будущего законодательства считались провозгла шенные английской и американской революциями равенство, сво бода, собственность, безопасность лица и имущества. Государствен ным устройством, способным обеспечить эти принципы, понимаемые как естественные права личности, считались республика или кон ституционная монархия. Много внимания просветители уделяли разделению властей, соотношению представительной и непосред ственной демократии, унитаризма и федерации, а также пробле мам политических и гражданских прав.
Некоторые просветители отмечали сложность решения соци альных проблем, особенно вопроса о собственности. Немалое рас пространение имел "эгалитаризм", т. е. стремление уравнять иму щества. Против эгалитаризма выдвигались возражения, что огра ничение размера собственности убило бы стимулы к труду, стрем ление к достатку, изобилию и роскоши. Роскошь также была пред метом дискуссий — вредно влияя на нравы, порождая зависть и тщеславие, роскошь все же создает побуждения к усиленному тру ду и, главное, изготовление предметов роскоши дает работу мно гим.
Основным доводом против эгалитаризма и теорий государствен ного коммунизма была боязнь государственного вмешательства в отношения собственности и производственную деятельность. Срав нивая государственные и частные предприятия, многие просвети тели замечали: "Государство — самый плохой хозяин". Утвержда лось также, что поддержание имущественного равенства потребу ет громадного государственного аппарата, подобного бюрократи ческому аппарату абсолютной монархии.
Считая просвещение главным путем к созданию разумного за конодательства, многие французские мыслители возлагали надеж ды на "философа-правителя", способного провести необходимые
270 История политических и правовых учений
реформы. Нередки были высказывания о неизбежности револю ции, но господствовало убеждение, что бунт непросвещенного на рода способен породить тиранию.
Единодушно осуждая деспотизм, просветители обосновывали разные представления о будущем разумном обществе, государстве и праве. В литературе предпринимались попытки классификации политико-правовых учений и программ французских мыслителей по их классовой основе. Утверждалось, что просветители были иде ологами буржуазии — крупной, средней или мелкой. Однако фран цузская буржуазия сложилась в класс только после победы Вели кой революции (1789—1799), а дифференциация этого класса про изошла еще позже. Поэтому определения классовых основ поли тико-правовых учений различных мыслителей строились на субъек тивных основаниях (социальное происхождение мыслителя, его имущественное положение, представления о будущем обществе и т. п.). На основе произвольных критериев Вольтер и Гольбах, на пример, причислялись к идеологам крупной буржуазии, Гельве ций средней и частично мелкой. Руссо назывался мелкобуржуаз ным радикалом, а Мабли и Морелли — идеологами предшествен ников современного пролетариата. На самом деле объективной со циальной основой и опорой Просвещения был народ Франции, все третье сословие, стремящееся к ликвидации Старого порядка и к созданию разумного законодательства и общества. То, что это об щество оказалось первобытным капитализмом, по словам Ф. Эн гельса — "злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей",— выяснилось только в XIX в.
В XVIII в. просветителей во Франции было много; их труды относятся ко всем областям знания. В учебнике освещаются учения только тех мыслителей, которые внесли особенно заметный вклад в историю политических и правовых учений.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1155;