Политические и правовые идеи И. Т. Посошкова

Иван Тихонович Посошков (1652—1726) происходил из кресть­ янской семьи. В 90-х годах XVII в. он работал мастером при Мос­ ковском Монетном дворе и был известен как изобретатель различ­ ных станков и приспособлений для чеканки монет. В первые годы XVIII в. он занимался организацией производства новых медных монет, введенных в обращение указом Петра I. Затем посвятил себя торговому делу. Скопив капитал, начал строить собственные заводы и мануфактуры. В 1719 г. Посошков запустил винокурен­ ный завод, в 1724 г. готовил к открытию собственную мануфактуру по изготовлению шерстяных и полотняных тканей.

Занимаясь предпринимательской деятельностью, Посошков од­ новременно писал различные заметки и трактаты, в которых вы­ ражал свои мысли об устройстве тех или иных сфер общественной и государственной жизни. Многие из этих произведений не сохра­ нились. Самыми значительными из дошедших до нас являются:

1) записка "О ратном поведении"; 2) сочинение под названием "Зер­ кало, сиречь изъявление очевидное и известное на суемудрия рас- колнича..."; 3) "Завещание отеческое"; 4) "Книга о скудости и бо­ гатстве".

Работу над "Книгой..." Иван Тихонович завершил в феврале 1724 г. Тогда же направил ее в адрес Петра I. В январе 1725 г. российский император умер, а в августе Посошков был заточен в Петропавловскую крепость. Здесь в начале 1726 г. и завершилась его жизнь.

Общий характер мировоззрения И. Т. Посошкова отчетливо выражается в его "Завещании отеческом", написанном им прибли­ зительно в 1719 г. для своего семилетнего сына. Текст данного про­ изведения показывает, что Посошков был глубоко верующим чело­ веком, приверженным православной христианской религии. "Сыне мой, — писал он, — храни душу свою от всякого грехопадения, дабы ти в вечную погибель не низринутися, и того ради житие свое имей самое истинное, правого христианства держащееся. От ино- земческих же прелестных учений веема удаляйся, но в нем же еси законе родился, в том и пребывай, даже до кончины жития своего, да не отщетишися вечных благ, идеже православно живши хрис-


262 История политических и правовых учений

 

тиане пребывати имуть. И сего ради буди не подвижен, но стой, яко мраморный столп, на недвижимом камени утвержденный". "Нам не золотом, ни серебром, ниже накладными волосами подобает себя украшати, — наставлял Иван Тихонович своего сына, — но паче подобает нам себя украшати в воинском деле храбростию, в судей­ ском деле — правосудием, в купечестве — праведным и непод­ вижным словом и товаром нелестным, мастеровым же людем — в тщателном художестве. В духовном же деле, паче всех воспомяну- тых украшений, украшатися благочестивою правою христианскою древнею верою, елее блюсти ю цело и непоколебимо; к тому же украшатися книжным учением, грамматическим и риторическим, и философским разумом".

Политические и правовые взгляды Посошкова наиболее полно отразились в сочинении, названном им "Книга о скудости и богат­ стве". К данному названию автор добавил подзаголовок: "Си есть изъявление от чего приключается напрасная скудость и от чего собо гобзоватое (то есть обильное. — В. Т.) богатство умножается". Тексту "Книги" Посошков предпослал "Доношение" Петру Вели­ кому, в котором представил ее в качестве собрания своих мнений о том, "каким образом истребить из народа неправду и неисправнос­ ти и как насадить прямую правду и во всяких делах исправление и как водрузить любовь и беспечное житие народное". Свои мнения Посошков разделил на три триады: первую составили его мнения "о неисправности и поправе духовенства, воинства и правосудия"; вторую — мнения "о неисправности и поправе купечества, худо­ жества и разбойников с беглецами"; третью — мнения "о неисп­ равности и поправе, как во крестьянах, так и во владении земли безобидном, и о собрании царского интереса многоизобильного".

Посошков высоко оценивал роль духовенства в общественной жизни. По его словам, "священство — столп и утверждение всему благочестию и всему человеческому спасению". При этом он отме­ чал, что на практике многие из тех, кто носит звание священника, оказываются не способными к исполнению своих обязанностей — они "не то, чтобы кого от неверия в веру привести, но и того не знают, что значит слово вера". Более того, среди священников "есть и таковые, что и церковной службы, как правильно отправить, не знают". В качестве первейшей меры для исправления такого поло­ жения Посошков предлагал организовать обучение лиц, желаю­ щих пойти в священнослужители, "грамматике и всякому книжно­ му разуму", Священному Писанию и Божественной Литургии и не посвящать в пресвитеры или дьяконы тех, кто "школьного учения не принял и грамматическому разумению не научился". Кроме того, он полагал необходимым организовать печатание в требуемом ко­ личестве книг, подробно рассказывающих о том, как отправлять церковную службу, о порядке всякого священнодействия. Для того,


Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 263

 

чтобы священники могли больше внимания уделять церковной служ­ бе, Посошков предлагал освободить их от забот по материальному обеспечению своей жизни и церковной деятельности. "Пресвите­ ру, — отмечал он, — не токмо землю пахать, но и торгом ему никаким не подобает торговать, а и мастерства ему художествен­ ного делать не надлежит, дабы и от того помешательства церков­ ной службе и пастве духовной не чинилось, понеже они от мирско­ го жития отделены суть на службу Божью, и того ради ни о чем ином кроме службы церковной и паствы духовной заботиться им не подобает. А питаться им по повелению Божью надлежит от Церк­ ви, а не от работы и не от рукоделия своего". По мнению Посошко- ва, материальное обеспечение жизни и церковной деятельности ду­ ховенства должно осуществляться посредством отчисления при­ хожанами одной десятой своих доходов в пользу церкви.

На второе после духовенства место по своему государственно­ му значению Посошков ставил "военной люд", который, по его сло­ вам, есть "стена и твердое забрало царству". Основы благополучия военного сословия он усматривал не только в надлежащей оплате ратного труда и в удовлетворительном снабжении солдат пищей и одеждой, но и в устройстве справедливого, доступного и равного для всех воинских чинов суда.

Особую заботу Посошков проявлял и о купечестве, без которо­ го, по его мнению, "никакое, не токмо великое, но и малое царство стоять не может". Улучшение состояния торговли в России и "по- праву" купечества Посошков связывал главным образом с деятель­ ностью государства. Государственная власть должна, считал он, пресекать посредством жестоких наказаний практику обмана в тор­ говле и при этом ограждать русских купцов от недобросовестной конкуренции со стороны иноземных торговцев. "Для нас хотя вовсе они товаров своих к нам возить не будут, — писал Посошков об иноземцах, — мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут. И того ради подоба­ ет нам над ними господствовать, а им раболепствовать пред нами и во всем упадки пред нами держать, а не гордость. Сие странное дело, что к нам приехав со своими безделками, да нашим матери­ альным товарам цену устанавливают низкую, а своим цену ставят двойную, а иным товарам и выше двойной цены". Посошков с горе­ чью вспоминает о том времени, "когда сами наши монархи в купе­ ческие дела не вступали, но управляли бояре". Прибывавшие тог­ да в Россию иноземцы сунут, бывало, "сильным персонам подарок рублей в сотню-другую" и таким образом за сто рублей сделают себе прибыли по миллиону, "потому что бояре, — пояснял Посош­ ков, — не ставили купечества ни в яичную скорлупу, бывало, на грош все купечество променяют".

Посошков был сторонником активного вмешательства государ­ ственной власти в регулирование внешней торговли. Так, по его


264 История политических и правовых учений

мнению, гражданским управителям "надлежит смотреть то накреп­ ко, чтобы непотребного и непрочного ничего из-за моря и из-за рубежей в Русь не покупали, но покупали б такие вещи, кои проч­ ны и коих в Руси у нас не обретается или без коих пробыть не можно".

Свои надежды на улучшение положения сословия крепостных крестьян Посошков также связывал с государственной властью. "Крестьянам помещики, — отмечал он, — не вековые владельцы, того ради они не весьма их и берегут, а прямой им владетель все­ российский самодержец, они владеют временно. И того ради не надлежит их помещикам разорять, но надлежит их царским ука­ зом охранять, чтобы крестьяне крестьянами были прямыми, а не нищими, понеже крестьянское богатство — богатство царственное". Посошков предлагал установить царским указом размер оброка, который помещик вправе брать с крестьян, и число дней в неделю для работы крестьян на своих помещиков, дабы крестьянам "снос­ но было государеву подать и помещику заплатить и себя прокор­ мить без нужды".

Одной из причин бедственного положения крестьян Посошков считал их безграмотность. В пояснение он приводил следующий пример: "Ежели в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а грамотного человека ни единого у них нет и какой человек к ним ни приедет с каким указом или без указу, да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убыт­ ки, потому что все они, яко слепые, ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указа приехав, пакости им чинят вели­ кие, а они оспорить не могут, а й в поборах много с них излишних денег берут, и оттого даровой приемлют себе убыток". Для исправ­ ления такого положения Посошков предлагал заставить крестьян, "чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в научение грамоты и, научив грамоте, научили бы их и писать". Обученных же грамоте крестьян Посошков считал возможным при­ влекать к государственным делам — например, ставить на долж­ ности управителей в деревнях, дабы они свою братию от всяких напрасных нападок оберегали.

Придавая царской власти важнейшую роль в исправлении об­ щественных пороков, Посошков выражал мнение о том, что глав­ ным ее инструментом для достижения данной цели может быть только праведный суд. "Мне думается, — писал он, — более всяко­ го дела надлежит стараться о правом суде, и, ежели правосудие у нас уставится, то все люди будут бояться неправды. Всему добру основание праведный и нелицеприятный суд".

По мнению Посошкова, первым шагом к учреждению правед­ ного и нелицеприятного суда должно стать сочинение правосудной книги. "А буде не сочинить на решенье всяких дел нового изложе-


Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 265

 

ния, — заявлял он, — то и правому суду быть невозможно, понеже у всякого судьи свой ум и как кому понравится, так и судит, а надобно так его устроить, чтобы и не весьма разумный судья мог право судить". Данное правосудное установление надлежит, по сло­ вам Посошкова, "так осмотрительно состроить, чтобы оно ни от какова чина незыблемо было". А потому для его составления необ­ ходимо создать совет из представителей всех сословий, в том чис­ ле и от "низких чинов". В этот совет "не худо бы выбрать, — считал он, — и из крестьян, кои в старостах и в сотских бывали и во всяких нуждах перебывались и в разуме смышленые".

Составленную "общесоветием" правосудную книгу Посошков считал необходимым вынести на обсуждение всего народа "самым вольным голосом, а не под принуждением, дабы в том изложении как высокородным, так и низкородным и как богатым, так и убогим и как высокочинцам, так и низкочинцам и самым земледельцам обид бы и утеснения от недознания какого-либо их бытия в том новоисправном изложении не было". При этом он отмечал, что пред­ ложенное им народосоветие не умаляет самодержавной власти. Им­ ператор волен отклонить или исправить любые статьи в судебнике, принятом народосоветием.

Посошков предлагал далее утвердить данный судебник "жес­ токим" и "недвижимым" царским указом, так что если кто хотя малую статью нарушит, то казнить его неотложно. Судей, вынося­ щих за взятку или по дружбе или по чьей-либо просьбе не соответ­ ствующее законам решение, он призывал наказывать самым жес­ токим образом. По его словам, "а ежели судей малых и великих не казнить и великими штрафами их не штрафовать, то, и правое изложение учинив, правды и правого суда уставить будет невоз­ можно". При этом Посошков утверждал, что если "ради установле­ ния правды" судей "много падет", то пусть так и будет. "А без урона, — пояснял он свою позицию, — я не чаю установиться правде, а право сказать, и невозможно правому суду уставиться, ежели сотня-другая судей не падет, понеже у нас в Руси неправда вель- ми застарела. А не таким страхом не чаю я того злого коренья истребить. Потому что если какая и земля сильно покроется дер­ ном, то до тех пор, пока тот дерн огнем не выжгут, то не можно на ней пшеницы сеять, тако и в народе злую застарелость злом над­ лежит и истреблять. А ежели не тако, то, по моему мнению, не токмо в судах, но во всяком правлении правды не будет".

Самым главным богатством любого государства Посошков счи­ тал твердые нравственные устои в нем и незыблемый правопоря­ док, которые он в соответствии с русской политической и правовой традицией обозначал словом "правда". "Паче вещественного богат­ ства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде. Правде — отец Бог, и правда велми


266 История политических и правовых учений

богатство и славу умножает и от смерти избавляет, а неправде — отец Диавол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит и смерть наводит", — в этом высказывании Посошкова, содержащемся в его "Книге о скудо­ сти и богатстве", воплощается ключевая идея всего его творчества. И. Т. Посошков выражал в своих произведениях интересы не какого-либо одного сословия — например, купечества, — но всего русского общества. Он выступал с точки зрения русского человека,

любящего свое отечество и желающего его процветания.

 

Заключение

Главным итогом развития русской политической и правовой мысли в течение первой половины XVIII в. стало приспособление официальной доктрины самодержавной власти к новому состоя­ нию общества и государства, возникшему в России в ходе петров­ ских реформ.

Идеологическое закрепление получило главенствующее поло­ жение государственной власти по отношению к церкви. В русском общественном сознании утвердилась идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского. В соответствии с ней повиноваться самодержцу надлежало не только потому, что его власть от Бога, но и в силу того, что он служит интересам всего общества.

Распространение подобных представлений означало, что в рам­ ках официальной политической идеологии возобладала тенденция к более светскому взгляду на верховную государственную власть. Мысль о божественной природе царской власти пронизывает все политическое учение Феофана Прокоповича. Но, повторяя эту мысль, данный церковный деятель-идеолог признает в своих творениях, что необходимость появления в обществе верховной государствен­ ной власти диктуется особенностями человеческого естества, эгои­ стической природой человека. Идею божественного происхожде­ ния указанной власти Феофан Прокопович дополняет мыслью о том, что начало ее коренится в общественных сословиях и обще­ ственном согласии.

Все это нельзя трактовать в качестве свидетельства восприя­ тия русским мыслителем теории общественного договора и есте­ ственного права. Влияние идей западноевропейских философов на политические и правовые учения русских мыслителей первой по­ ловины XVIII в., безусловно, имело место, но это влияние было весьма поверхностным. Западноевропейские политические и пра­ вовые идеи вплетались в ткань традиционных русских воззрений на государство и право и теряли свой первоначальный смысл. Рус­ ские мыслители использовали эти идеи и терминологию, в которой


Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 267

 

они выражались, в качестве строительного материала для возведе­ ния собственных идеологических конструкций.

В первой половине XVIII в. заметно возросло внимание русских мыслителей к различным формам или образам правления. Рас­ суждения о них встречаются в произведениях и Феофана Проко- повича, и В. Н. Татищева. В содержании этих рассуждений нельзя не увидеть заимствований из сочинений античных и средневеко­ вых европейских философов. Однако заимствуется только клас­ сификация форм правления, но не мировоззренческая позиция. В выборе лучшей, наиболее подходящей для России формы прав­ ления русские мыслители были совершенно независимы от влия­ ния какой-либо иностранной политической идеологии. Они едино­ душно объявляли таковой традиционный для русского общества самодержавный образ правления.

Русская политическая и правовая мысль продолжала сохра­ нять свою самобытность и в первой половине XVIII в. В этом смыс­ ле особенно примечательным явлением выступают произведения И. Т. Посошкова. Их содержание показывает, что русская полити­ ческая и правовая идеология развивалась в указанный период глав­ ным образом на основе усвоения богатейшего исторического опыта России, осмысления результатов реформ Петра I.


 

Г Л А В А 1 3








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 974;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.