Общество как специфический объект познания. Исторические типы обществ.
Можно выделить три исторических типа общества: 1) до-индустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное.
1. Доиндустриальное общество — это общество, в котором экономика и культура держатся на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и соответственно ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное дело). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: 1) примитивные первобытные общества и 2) появляющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» общества. В примитивных обществах формируются характерные черты «первичной цивилизации», возникающей на основе неолитической революции (X–I тыс. до н. э.), в ходе которой древними людьми были освоены приемы шлифовки, сверления и пиления камня, изобретены каменный топор и мотыга с рукояткой, лук и стрелы, гончарный круг, повозка на колесах. Развивается земледелие, появляется ремесло как особая сфера труда. Люди ведут общинно-племенной образ жизни, который при большом разнообразии локальных особенностей отличается одинаковостью основных принципов социальной организации. В обществах второго, более позднего подтипа возникает государственность, но и при ней нередко общинно-племенной образ жизни сохраняется. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в культуре занимает религия (на ранних стадиях — мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в до-индустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Доиндустриальное общество — это аграрное общество. Основная масса его населения занята в сельском хозяйстве. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.
2. Внедрение в производство машинной техники привело в XVIII в. к промышленной революции, в результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Развивается обрабатывающая промышленность, главным объектом производственной деятельности людей становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства — сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке. Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура — культура инновационная. Культурная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, швейная машина, электрическое освещение, автомобили, радиотехника. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип общества впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.
3. Во второй половине ХХ в. наступает время научно-технической революции, в которой на основе новейших достижений науки развертывается переход от механизации к широкой автоматизации труда во всех отраслях хозяйства. Постиндустриальное общество — продукт этой революции ХХ в. В этом обществе возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Открытия в области генетики и химии, а также усовершенствование техники и технологии растениеводства и животноводства ведут к «зеленой революции», резко (в несколько раз) увеличивающей продуктивность сельского хозяйства. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд. Трудовые ресурсы в значительной части перемещаются из сферы материального производства в сферу управления и обслуживания, в индустрию досуга, в здравоохранение, науку, образование. Главным объектом деятельности людей в постиндустриальном обществе становится информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая электронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации. Его называют по-разному: «сверхиндустриальная цивилизация» (О. Тоффлер), «информационное общество» (М. Маклюэн, Е. Масуда), «неотехническая эра» (Л. Мэмфорд), «технотронное общество» (З. Бжезинский) и т. д. В этих условиях усиливается техническая, энергетическая и информационная мощность, которая может оказаться во власти отдельной личности. Поэтому роль личности возрастает. Это требует демократизации общества. Обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественной жизни. Черты постиндустриальной «электронной эры», «общества изобилия», несущего в себе зародыши новой социокультурной реальности, проступают в экономически развитых странах уже сейчас. И вероятно, в течение XXI в. они обретут полную силу во многих частях мира.
14.Социальные институт: понятие и виды. Процесс институционализации.
Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов.
Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов.
Виды:
1.институты семьи и образования. 2. институты экономики.3. политические и государственно-правовые институты.4. институты культуры. 5. социальные институты
Социолог С. С. Фролов считает, что институционализация – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества.
Существует ряд условий, при выполнении которых можно увидеть правильное и успешное функционирование социальных институтов:
1) для каждого института должны быть четко определены функции и цели;
2) деятельность института не должна зависеть от собственных интересов людей, выполняющих институционализированные функции (должна быть объективна);
3) любой институт должен стремиться к укреплению и повышению своих позиций в глазах группы;
4) очень важна координация действий всех социальных институтов.
Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
15. Семья – базовый социальный институт, ее функции и формы.
Семья как соц институт возникла в недрах первобытно-общинного строя.
Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Она проходит ряд этапов в своем развитии – жизненный цикл семьи: 1)вступление в брак – образование семьи 2) начало деторождения (рожд-ие 1ого ребенка) 3)окончание деторождения (рожд-ие посл ребенка) 4)»пустое гнездо» (родители остаются одни) 5)прекращение существования семьи.
Семьи делятся на: 1)по типу супружества: моногамные (1м+1ж), полигенные, многобрачные; 2) по престижу и власти: патриархальные (власть у отца), матриархальные (у матери), эгалитарные (равноправие); 3) по наследованию фамилии, имущества, соц. положения: патрилинельные (по линии отца), матрилинельные (матери); 4) по месту проживания супругов: патрилокальные (молодая семья проживает в доме родителей мужа), матрилокальные (у родителей жены), нуклерные отдельно от родителей).
Ф-ции: 1)поддержание биологической непрерывности общества (репродуктивная), 2)Хозяйственно -экономичные. (добывание ср-в к сущ-ию, ведение дом хоз-ва, орг-ция потребления), 3)Осуществление культурной части жизни, т.е. воспитание детей, 4)удовлетворение сексуальных потребностей, 5)взаимная забота о членах семьи и престарелых, 6)обеспечение соц контроля.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 845;