Из воспоминаний Н. И. Рыжкова, Председателя Совета Министров СССР в 1985-1991 гг.
«Власть у так называемых партийных лидеров была и впрямь абсолютной и почти безраздельной... Председатель Совета Министров никого из министров или своих замов без решения Политбюро уволить не мог, даже если те из рук вон плохо работали».
Однако влияние «оттепели» существенно изменило советское общество, и наметившаяся к середине 60-х годов дифференциация общественно-политических интересов в брежневское время сохраняется и углубляется несмотря на партийный контроль. Можно выделить несколько общественно-политических направлений.
Наиболее мощным было консервативное направление, выступавшее за сохранение системы, сложившейся в сталинскую эпоху, в неизменном виде. Оно всеми силами боролось против размывания общественного строя, которое неизбежно происходило под влиянием хрущевских нововведений. На этих позициях стояла подавляющая часть партийного аппарата, а также некоторые слои населения (привилегированная часть рабочего класса, занятого в ВПК, часть военных и интеллигенции). Для них Сталин был по-прежнему символом справедливой и эффективной общественной системы, и их можно назвать сталинистами. После отставки Хрущева давление сталинистов на руководство страны многократно усилилось.
Появилось направление, которое принято называть «шестидесятниками». Они не выходили в своих взглядах за рамки марксизма-ленинизма и социалистического выбора, но выступали за демократизацию системы. Эта часть общества, представленная прежде всего интеллигенцией, сформировала свои взгляды под влиянием критики Сталина и требовала совершенствования строя в соответствии с характерными для раннего В. И. Ленина идеями – Советская власть и коллективистская демократия, демократические нормы жизни в стране и партии. «Шестидесятники» апеллировали к Ленину как к высшему авторитету, используя его наследие для критики сталинистов. Они были в целом лояльны к системе, но своими выступлениями меняли общественное сознание, сеяли семена сомнений в ее правильности.
Оппозиционное направление было малочисленным и очень разнородным по политической ориентации и взглядам. Оппозиционность власти выразилась в таких явлениях, как самиздат (нелегальное тиражирование бесцензурных произведений и тайное их распространение), письма протеста, публикация произведений на Западе, контакты с иностранцами. За 1965-1970 гг. самиздатовским способом было опубликовано свыше 400 различных исследований и публицистических статей по экономическим, философским, политическим вопросам, в которых подвергался критике опыт социалистического строительства в СССР. В отдельных из них предусматривалось ограничение или ликвидация монополии КПСС на власть, разрешение деятельности в стране «лояльной социализму» оппозиции. В 60-х годах появилась и сугубо нелегальная деятельность: политические собрания и демонстрации, материальная помощь политическим заключенным. С середины 60-х годов началось создание подпольных групп, кружков, ассоциаций. Как правило, период их существования был недолгим, но место выявленных КГБ групп занимали новые. Инакомыслие превратилось в серьезное социальное явление, с которым вели непримиримую борьбу КПСС и подчиненные ей органы госбезопасности.
Говорят документы
Глава КГБ Ю. В. Андропов признал: «Примерно в конце 1968 – начале 1969 г. из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое "демократическим движением", которое обладало тремя признаками оппозиции: имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих».
По отношению к инакомыслящим утвердились воспринятые с Запада понятия «диссидент», «диссидентство». В состав движения также включают национальные, национально-религиозные движения, движения за выезд на историческую родину, за права человека, за социально-экономические права.
Диссидент(от лат. dissidentis – несогласный) – инакомыслящий человек, не разделяющий положения господствующей идеологии.
А.Д. Сахаров назвал диссидентов в СССР «малочисленной, но очень весомой в нравственном и... историческом плане группой людей». Ярким явлением в общественной жизни страны стало движение за права человека. Правозащитники явочным путем осуществляли провозглашенные в Конституции СССР, но не имеющие отношения к реальности гражданские права (свободу слова, печати, демонстраций и т. п.). Они наладили сбор и распространение информации о положении с правами человека в СССР, стремились разрушать барьеры, отделявшие СССР от западных стран.
Своей прямой цели – обеспечить права человека – правозащитники не добились, но они будили мысль, раскачивали общественное сознание. Особое место занимал А.Д. Сахаров. Выдающийся ученый-естествоиспытатель, мыслитель, он никогда не был лидером правозащитного движения, как иногда его называют, но был признанным выразителем его духа. В нравственном противостоянии беззаконию и жестокости власти он видел реальный путь к оздоровлению общества. В 1975 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.
Государство активно боролось с инакомыслием. В уголовном законодательстве появились статьи, в соответствии с которыми составление и распространение листовок, самиздата, организация демонстраций и другая деятельность диссидентов рассматривались как особо опасные государственные преступления и наказывались строго. Методы применялись не только судебные, но и административные: снятие с работы, лишение прописки в Москве и других крупных городах, запрет на выезд за границу и т. п. Расширилась сеть специальных психбольниц в системе КГБ, МВД. Некоторые психиатры доказывали, что инакомыслие – это болезнь. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры, представителями науки, литературы, искусства.
В 70-х годах, когда наблюдалась некоторая разрядка напряженности между Западом и Востоком, движение инакомыслящих развивалось на основе Хельсинских соглашений, которые включали большой объем статей, касающихся прав человека. В подготовке и принятии Хельсинских соглашений активное участие принимал СССР. Деятельность правозащитников, инакомыслящих власти старались пресечь. В 1980 г. Сахаров был выслан в г. Горький (ныне Нижний Новгород), который был закрыт для иностранцев. Общее число арестованных деятелей диссидентского движения приближалось к 500. Несмотря на аресты, правозащитное движение появилось в крупных российских городах, на Украине, в Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Литве, Латвии и других регионах, под его влиянием происходили перемены в общественном сознании.
Национальные движения в республиках были довольно массовыми (от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч человек) и ставили своей задачей добиваться выхода из СССР. Они имели признанных лидеров, связи с зарубежными национальными центрами (в диаспоре). Состав этих движений был довольно широким, но костяк составляла национальная интеллигенция. Активными были национальные движения евреев и немцев за обеспечение выезда на историческую родину. Они добились выезда из СССР в 1967-1985 гг. более 274 тыс. евреев, в 1970-1986 гг. – 72 тыс. немцев. Репрессированные народы требовали полной реабилитации и права возвращения к прежним местам проживания. Формировалось, хотя и заметно медленнее, чем у других народов, русское национальное движение, У него появились свои идеологи: писатели А.И. Солженицын, В.А. Солоухин, художник И.С. Глазунов и др. Позиции представителей русского национального движения наиболее ярко выразил А.И. Солженицын в письме «Вождям Советского Союза», написанном в сентябре 1973 г. В нем писатель рассматривал марксизм как продукт западной антирелигиозной бездуховности, подчеркивал негативные последствия следования этой доктрине (колхозы, неэффективная экономика и т. п.).
В документах КПСС утверждалось, что национальный вопрос в СССР решен полностью и окончательно. Однако жизнь свидетельствовала о другом. Проблемы в межнациональных взаимоотношениях нарастали. Появление национальных движений, их массовость свидетельствовали, что в обществе назревают противоречия, которые грозят распадом государства. Эта угроза усиливалась в связи с тем, что в основе административного деления СССР лежал национально-территориальный принцип.
Все эти течения охватывали в основном интеллигенцию. Большая же часть населения приспосабливалась к реальным условиям (конформизм). После стольких лет голода, репрессий, неизмеримых трудностей брежневский период казался простому человеку верхом благополучия – отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт. Люди готовы были мириться со многим, лишь бы избежать новых испытаний. Вместе с тем наблюдался нравственный и духовный упадок: воровство, пьянство, бесхозяйственность, двойная мораль, коррупция. Несмотря на все сказанное выше, можно констатировать, что отсутствие собственников, тотальная зависимость от государства и коллективизм способствовали сохранению относительного единства общества, слабой дифференцированности интересов. КПСС, насчитывавшая 19 млн. членов, вобрала наиболее активную часть общества и сдерживала разрушение единомыслия.
22.2. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма»
25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление о выработке проекта новой Конституции и образовал специальную комиссию для ее подготовки. Действующая Конституция СССР 1936 г. во многом не соответствовала реальностям, но разработать новую оказалось делом трудным. Проект был создан через много лет – к маю 1977 г., и 4 июня 1977 г, опубликован в печати для обсуждения. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию СССР. Она четко формулировала главную особенность общественной системы в СССР: «Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». В основе Конституции лежала концепция «развитого социализма», а не строительства коммунизма, как было провозглашено в Программе КПСС, принятой в 1961 г. Главный акцент делался на достижении социальной и национальной однородности общества. С 1966 г. (и до 1989 г.) в общественно-политическом обороте находилось понятие «советский народ как единая историческая общность». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая общность, сохраняющая многонациональность, но имеющая ряд общих характерных признаков: единое отечество – СССР; единую идеологию – марксизм-ленинизм; единую экономику – народно-хозяйственный комплекс СССР и др. В новой Конституции СССР говорилось, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Закреплялась система органов власти и управления, сложившаяся к тому времени. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет. Появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. Было записано, что правосудие в СССР осуществляется только судом.
Конституция определяла СССР как союзное федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, однако механизмов реализации этого права не предусматривалось. Был подтвержден главный принцип советского федерализма – союз национально-государственных образований. В комментариях к Конституции СССР указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства». Новая Конституция была призвана укрепить СССР, но в многонациональном государстве нарастали противоречия.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2225;